|
Тема этого номера — «Одаренный ребенок». Порой от школьных психологов можно услышать: «Какие одаренные? У меня весь контингент — либо с ЗПР, либо девианты! А с одаренными — зачем заниматься? У них-то нет никаких проблем». Увы, подобные суждения — результат распространенных заблуждений. Во-первых, и среди девиантных детей можно встретить немало одаренных (вообще-то, одаренность — это, собственно, и есть девиация). Во-вторых, у одаренных детей, к сожалению, проблем не меньше, чем у обычных детей или детей с задержками в развитии. Они бывают слабо социализированы, эгоистичны, агрессивны, самонадеянны, некоммуникабельны. У них часто обнаруживается неадекватная самооценка. Для многих из них ни один взрослый не является авторитетом, и со сверстниками они совершенно не умеют общаться. Именно одаренные дети нуждаются во внимании и помощи психолога, но мы порой не замечаем их потребностей и не осознаем необходимости заняться ими. А ведь это чревато печальными последствиями — и не только для самих одаренных детей, но и — простите за пафос — для страны и ее будущего. Одаренного ребенка, не сумевшего из-за тех или иных психологических проблем реализовать свой потенциал, можно сравнить с потерянным кладом. Мы с вами не услышим гениальной симфонии, не будет написана талантливая книга, останется неснятым фильм, который поразил бы жюри кинофестиваля, и не будет сделано «прорывное» научное открытие… Одаренный ребенок — это лишь возможность. Реализуется эта возможность или нет — зависит от многих обстоятельств, в том числе и от наших с вами усилий. Так кто же такие одаренные дети? Как может психолог помочь им развить свои способности? Об этом сегодня и пойдет речь на страницах «Школьного психолога». Игорь ВАЧКОВ,
|