Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук
Развитие исследовательских
умений школьников
Развитие умения видеть проблемы
Умение
видеть проблемы — интегральное свойство,
характеризующее мышление человека. Развивается
оно в течение длительного времени в самых разных
видах деятельности, и все же для его развития
можно подобрать специальные упражнения и
методики, которые в значительной мере помогут в
решении этой сложной педагогической задачи.
Рассмотрим некоторые из таких заданий.
Одно из самых важных свойств в деле выявления
проблем — способность изменять собственную
точку зрения, смотреть на объект исследования с
разных сторон. Естественно, если смотреть на один
и тот же объект с разных точек зрения, то
обязательно увидишь то, что ускользает от
традиционного взгляда и часто не замечается
другими.
Задание «Продолжи рассказ». Читаем
неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами и пошел
снег. Крупные снежные хлопья падали на дома,
деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Необходимо продолжить повествование
несколькими способами. Например — представить,
что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с
друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого
снега? Затем представить, что ты водитель
грузовика, едущего по дороге, или летчик,
отправляющийся в полет, мэр города, ворона
сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать
множество. Используя их сюжеты, можно учить детей
смотреть на одни и те же явления и события с
разных точек зрения.
Приведем еще несколько заготовок для таких
рассказов:
«В четвертом классе просто «эпидемия» — все
играют в космических пришельцев…»
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций
учителя, школьного психолога, директора школы,
одноклассника этих ребят, одного из космических
пришельцев, компьютера, на котором набраны
тексты писем пришельцам, и др.
«В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал
и…»
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций
учителя, школьного психолога, школьного врача,
Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки,
школьного охранника и др.
«Пятый класс всю первую четверть осваивает
новые компьютерные игры. Ребята активно
обмениваются дискетами с новыми играми.
Постоянно спорят, рассказывают друг другу об
успехах, достигнутых в них…»
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций
учителя информатики, школьного психолога,
одноклассника этих ребят, вороны, живущей в пятом
классе в «живом уголке», студентов
педагогического университета, пришедших в школу
на практику, воробьев, чирикающих за окном, и др.
Еще несколько рассказов для подобных
упражнений:
«Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли
большую траншею. Они уже второй день чинят
лежащие там трубы...»
«Хомячок по кличке Ероша жил дома у Сережи уже
два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но
однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из
школы Сережа неожиданно схватил его. Длинные и
острые зубы зверька машинально впились в
указательный палец мальчика…»
Задание остается тем же — посмотри на эту
ситуацию глазами разных участников событий и
сторонних наблюдателей.
Также обсудите с детьми на этих занятиях мысль,
высказанную одним мудрым человеком: «Ничто так
не мешает видеть, как точка зрения». Что же имел в
виду мыслитель, говоря это?
Задание «Составьте рассказ от имени другого
персонажа». Прекрасным заданием для
развития умения смотреть на мир «другими
глазами» является задание по составлению
рассказов от имени самых разных людей, живых
существ и даже неживых объектов. Задание детям
формулируется примерно так:
«Представьте, что вы на какое-то время стали
столом в классной комнате, камешком на дороге,
животным (диким или домашним), человеком
определенной профессии. Опишите один день этой
вашей воображаемой жизни».
Эту работу можно сделать письменной, предложив
детям написать сочинение, но хороший эффект дают
и устные рассказы.
При выполнении этого задания надо поощрять
самые интересные, самые изобретательные,
оригинальные детские ответы. Отмечать каждый
неожиданный поворот сюжетной линии, каждую
черточку, свидетельствующую о глубине
проникновения ребенком в новый, непривычный для
себя образ.
Задание «Составьте рассказ, используя
данную концовку». Это задание требует иного
подхода. Психолог читает детям концовку рассказа
и предлагает сначала подумать, а потом
рассказать о том, что было вначале и почему все
закончилось именно так. Оцениваем в первую
очередь логичность и оригинальность изложения.
«…Нам так и не удалось выехать на дачу».
«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже
закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши
головы большие капли воды».
«…Сидевший в соседней вольере орангутан не
обратил на это никакого внимания».
«…Собака стремительно подбежала к Роме и
попыталась лизнуть его прямо в лицо».
«… Маленький котенок сидел на дереве и
громко мяукал».
«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал
стоять у доски».
Задание «Сколько значений у предмета».
Углубить и одновременно проверить уровень
развития у детей способности к мысленному
перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи
и видеть новые проблемы, можно с помощью широко
известных заданий, предложенных американским
психологом Дж.П. Гилфордом. Например, детям
предлагается какой-либо хорошо знакомый им
предмет, со свойствами, также хорошо известными.
Это может быть кирпич, газета, кусочек мела,
карандаш, картонная коробка и многое другое.
Задание — найти как можно больше вариантов
нетрадиционного, но при этом реального
использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, неожиданные
ответы, и конечно же, чем их больше, тем лучше. В
ходе выполнения этого задания активизируются и
развиваются все основные параметры
креативности, обычно фиксируемые при ее оценке:
продуктивность, оригинальность, гибкость
мышления и др.
Правда, еще раз подчеркнем, что в этом задании
также не следует спешить с уничтожающей
критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как
правильные только те варианты ответов, которые
действительно применимы на практике.
Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть
проблему можно путем простого наблюдения и
элементарного анализа действительности. Такие
проблемы могут быть сложными и не очень.
Проблемами для детских исследований вполне
могут быть, например, такие: «Почему светит
солнце?», «Почему играют котята?», «Почему
попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему
школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод
наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как
кажется. Наблюдению необходимо учить, и это
совсем не простая задача.
Задание «Тема одна — сюжетов много». Мы
уже отмечали важность детской изобразительной
деятельности в деле формирования у ребенка опыта
исследовательского поведения. Детское рисование
таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые
возможности интеллектуально-творческого
развития ребенка. Педагоги В.Н. Волков и В.С. Кузин
разработали интересное задание, развивающее
способность по-разному смотреть на одно и то же
явление или событие.
Детям предлагается придумать и нарисовать как
можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Например, предлагается тема «Осень» (в городе, в
лесу и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать
деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц;
машины, убирающие урожай на полях;
первоклассников, идущих в школу, и многое другое.
Задание «Увидеть в другом свете». Ни для
кого не секрет, что одни и те же предметы при
разном освещении выглядят и воспринимаются
по-разному. Красивые и нежные в лучах утреннего
солнца кусты роз ночью, при свете луны, могут
казаться похожими на страшных чудовищ. А
случайно ли говорят, что «ночью все кошки серы?».
Меняя мысленно характер освещенности предмета,
можно приобрести возможность увидеть его иначе,
в «другом свете». Так, например, многие насекомые
видят только лучи инфракрасного спектра,
некоторые животные вместо обычных для нас
органов зрения пользуются ультразвуковыми
локаторами. Хорошим заданием для развития умения
видеть проблемы будут коллективные размышления
о том, как выглядит мир с их точки зрения.
Естественно, мысленно можно поменять не только
свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как
изменится этот предмет и что произойдет с нашим
отношением к нему и отношением к нему окружающих?
Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к белому
яблоку, синей котлете или красному воробью? Как
отреагирует на эти аномалии окружающий мир?
Развитие умения выдвигать гипотезы
В умении вырабатывать гипотезы можно
специально потренироваться. Вот простое
упражнение: давайте вместе подумаем:
Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной
появляются почки на деревьях? Почему течет вода?
Почему дует ветер? Почему металлические самолеты
летают? Почему бывают день и ночь? и др.
Гипотезы, предположения, а также
провокационные идеи позволяют нам ставить
реальные и мысленные эксперименты. Для того
чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо
научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких
условиях это применимо?
Приведем несколько упражнений, позволяющих
тренировать способность вырабатывать гипотезы и
провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая
предположения, мы обычно используем следующие
слова:
может быть,
предположим,
допустим,
возможно,
что, если...
Задание «Полезные предметы». Ответьте на
вопрос, при каких условиях каждый из этих
предметов будет очень полезным? Можете ли вы
придумать условия, при которых будут полезными
два или более из этих предметов:
письменный стол,
нефтяное месторождение,
игрушечный кораблик,
апельсин,
мобильный телефон,
проект постройки дома,
чайник,
реактивный самолет,
букет ромашек,
охотничья собака.
Очень эффективно в плане тренировки умения
выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее
обратное действие. Например, при каких условиях
эти же предметы могут быть совершенно бесполезны
и даже вредны?
Приведем еще несколько упражнений.
Как вы думаете, почему детеныши животных
(медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят
играть?
Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а
другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолет оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Предложите несколько разных гипотез по этим
поводам. Придумайте также и несколько
провокационных идей.
Задания типа «Найдите возможную причину
события» также могут помочь научиться
выдвигать гипотезы. Событие:
звонят колокола;
трава во дворе пожелтела;
пожарный вертолет весь день кружит над лесом;
полицейский автомобиль одиноко стоит у
дороги;
медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
друзья поссорились.
Интересное задание для тренировки умений по
выработке гипотез и провокационных идей
используют в ряде школ для одаренных детей за
рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания
каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен,
Англия). Надо придумать как можно больше гипотез
и провокационных идей, объясняющих, что бы
случилось в результате.
Задание «Почему это происходит?»
Птицы низко летают над землей.
На столе лежит открытая книга.
На улице начал таять снег.
Троллейбус сигналит под окном.
Мама сердится.
Необходимо сделать по данному поводу два самых
логичных предположения и придумать два самых
логичных объяснения.
Задание станет интереснее, если попытаться
придумать еще два-три фантастических и
неправдоподобных объяснения.
Представьте, что воробьи стали размером с
больших орлов;
слоны стали меньше кошек;
люди стали в несколько раз меньше (или
больше), чем сейчас, и др.
Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез
и провокационных идей по этому поводу.
Развитие умения задавать вопросы
Для развития умения задавать вопросы
используются разные упражнения. Например,
известный американский психолог Э.П. Торренс
давал своим ученикам картинки с изображениями
людей, животных и предлагал задать вопросы тому,
кто изображен. Либо попытаться ответить на
вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе
тот, кто изображен на рисунке.
Другое задание: «Какие вопросы помогут тебе
узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы
кладем на столик, например, игрушечный
автомобиль, куклу и т.п.
Задание «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько
карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и
не показывая, что написано на карточке, громко
отвечает на него. Например, на карточке написано:
«Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю
спорт». Всем остальным детям надо догадаться,
каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на
дракона (грифона, химеру и пр.)?
Почему космонавт надевает в космосе
скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называют
электричками?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют
Красной?
Прежде чем выполнять задание, надо
договориться с отвечающими детьми о том, чтобы
они не повторяли вопрос при ответе.
Задание «Найдите причину события с помощью
вопросов». Психолог предлагает детям
ситуацию. Например:
Девочка вышла из класса до окончания урока.
Как ты думаешь, что произошло?
Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один
растаял через день, второй стоял до конца зимы.
Как вы думаете, почему так получилось?
Сережа готовился к уроку, но, когда
учительница вызвала его к доске, он не мог
сказать ни слова. Как вы думаете, почему?
Милицейский вертолет целый день летал над
кольцевой автодорогой? Как вы думаете, почему?
Первое задание лучше выполнить коллективно,
называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать
свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если
попросить детей достичь правильного ответа с
помощью минимального количества вопросов.
Задание «Вопросы машине времени». Детям
предлагается задать три самых необычных вопроса
машине времени: один из прошлого, другой из
настоящего, третий из будущего.
Задание «Вопросы незнакомца». Представь,
что ты говоришь с незнакомым сверстником (с
незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким
ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он
бы тебе задал в первую очередь?
Задание «Вопросы домашних животных». Как
ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать,
если бы могли говорить, домашние животные? Твоя
собака, кошка, морская свинка, волнистый
попугайчик и др.
Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил
задать несколько вопросов своему хозяину Сереже.
Но говорил он плохо и знал только первые слова, с
которых вопросы начинаются:
кто?
что?
когда?
где?
как?
почему?
А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы
хозяину.
Развитие умения давать определения понятиям
Чтобы узнать, как развита у ребенка способность
к обобщению и формулированию понятий, используют
разные методы. Один из самых эффективных и
простых — метод определения понятий.
Ребенку предлагается предмет или слово. Надо
дать определение этому предмету. Например: «Что
такое трамвай?» Кто-то скажет, что это
транспортное средство для перевозки людей, а
кто-то ответит: «Трамвай — это то, на чем ездят
по рельсам». В первом случае мы видим ситуацию
фиксации родового и видового отличия, то есть
правильно воспроизводятся логические отношения
между классом объектов и его представителем. Во
втором случае мы сталкиваемся с указанием не на
объект, а на его функцию.
Прием «характеристика» предполагает
перечисление лишь некоторых внутренних,
существенных свойств человека, явления,
предмета, а не только его внешнего вида, как это
делается с помощью описания.
Например, ребенок пытается охарактеризовать
жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него
добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он
никого никогда не обижает». Множество
характеристик людей, животных, сказочных героев
содержится в самых разных книгах для детей.
Знакомство с такими характеристиками позволит
детям освоить этот прием. Эту работу, так же как и
предыдущие упражнения, можно рассматривать как
пропедевтическую, позволяющую формировать
умения давать определения понятиям.
Разъяснение посредством примера. Этот
способ используется тогда, когда легче привести
пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать
его строгое определение через род или видовое
отличие.
Очень близок приему описания посредством
примера другой прием — сравнение. Он
позволяет выявить сходство и различие предметов.
Люди во все времена, желая понять, как устроена
Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и
врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс
(1493–1541) сравнивал мир с аптекой, великий
драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир
— театр, многие современные ученые сравнивают
мозг человека с компьютером… Особенно активно
используются сравнения в художественных
текстах.
Прием сравнения можно использовать в работе с
детьми для тренировки в умении работать с
понятиями.
Подберите сравнение для таких объектов:
лампа,
жаворонок,
лось,
жилой дом,
автомобиль,
книга,
телескоп.
Например, гиппопотам — похож на корову или
лошадь (в переводе с древнегреческого это слово
означает «водяная лошадь»).
Различение — прием, позволяющий
установить отличие данного предмета от сходных с
ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но
яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет
один вкус, а помидор другой, и др. Множество
примеров простых и сложных задач на различение
можно найти в специальной и популярной
литературе
Например, слова «солнце» и «солярка» имеют один
и тот же исток: лат. solaris — солнечный или
огненный.
Развитие умения классифицировать
Мы предлагаем детям популярное задание — «Четвертый
лишний». Четыре карточки содержат
изображения: яблока, груши, банана, помидора.
Естественно, что если классифицировать по
основному признаку, то потребуется объединить
фрукты — яблоко, грушу, банан и отделить овощ —
помидор. Это правильный, но не единственно
правильный вариант. Дети классифицируют эти
предметы и по их цвету, тогда яблоко и помидор
могут попасть в одну группу (например, они
оба — красные), а банан и груша в другую —
они желтые. Можем классифицировать предметы по
форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к
шару, банан имеет другую форму. Оснований для
деления можно найти множество, и, давая детям
задания на классификацию, следует развивать у
них и способность к такой важной операции, как
комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем
выше продуктивность мышления. А это качество
очень важно в творческой деятельности.
Начнем с простого задания «Продолжи ряды».
Например: полезные ископаемые — это уголь, нефть,
руда, алмазы и др.
Игрушки —
Люди —
Деревья —
Животные —
Интересное задание на умение классифицировать
предлагали в своих экспериментах американские
психологи Р. Олвер и Дж. Хорнсби. Детям
предъявляли напечатанные на маленьких белых
карточках слова (каждое отдельно), а
экспериментатор их громко произносил и просил
детей сказать, чем отличаются и чем похожи
названные им предметы. Например: «Чем отличаются
(похожи) банан и персик?» Затем к двум первым
словам присоединялось слово «картофель» и
экспериментатор снова спрашивал: «Чем
отличаются и чем похожи уже все три предмета?»
После этого к трем предыдущим присоединялось
слово «мясо». И задание повторялось, только уже
надо было охарактеризовать отличие и сходство
четырех слов.
Эта процедура продолжалась до тех пор, пока не
получался ряд, состоящий из слов: банан, персик,
картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень.
Таким же способом детям был предложен другой ряд
слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета,
книга, картина, обучение, смущение.
Нетрудно заметить, что ряд составляют предметы,
имеющие общие особенности, которые дети могут
обнаружить.
Другое задание, предложенное этими же авторами,
базировалось на невербальном материале. Детям
предлагался набор из 42 картинок. Задача
заключалась в том, чтобы выбрать из этого набора
группу картинок, «похожих в некотором
отношении».
Ребенок выбирает из группы предложенных
картинок те, что, по его мнению, могут быть
объединены. Можно брать столько картинок,
сколько хочешь. После этого его просят назвать,
чем похожи отобранные им предметы. Затем
картинки возвращаются на место, и ребенку
предлагается подобрать другую группу. В
экспериментах задача повторялась 10 раз.
Приведем пример решения задачи
классифицирования одних и тех же предметов по
разным основаниям. Берем слова: яблоко, клен,
слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака,
апельсин, сосна, автомобиль. Можно предложить
следующие варианты их классификации.
Категориальное объединение:
а) яблоко, банан, апельсин — фрукты;
б) клен, дуб, сосна — деревья;
в) слон, мышь, собака — животные;
г) самолет, яхта, автомобиль — транспорт.
Функциональное объединение:
а) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта,
автомобиль — предметы потребления;
б) клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна — живые
существа, поддерживающие равновесие в природе.
пространственное объединение:
а) яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна —
живут в дикой природе;
б) самолет, яхта, собака, автомобиль — имеют
специальные помещения.
аналитическое объединение:
а) яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет,
яхта, сосна, автомобиль — могут быть
желто-зелеными;
б) слон, мышь, собака — имеют четыре ноги;
в) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака,
автомобиль — могут иметь округлые формы.
Каждому психологу известно, как важен в
обучении элемент необычности и занимательности.
Логика в целом и классификация в частности
производят впечатление сухости и расчетливости.
Поэтому иногда очень полезно использовать
задания, содержащие явные ошибки. Они делают
занятия более эмоциональными и при этом
позволяют объяснить настоящие правила логики, в
частности — правила классифицирования.
Начнем с одного примера, ставшего
хрестоматийным.
Аргентинский писатель, поэт и философ Х. Борхес
приводит пример классификации животных, которую
он обнаружил в некой китайской энциклопедии:
принадлежащие императору,
бальзамированные,
прирученные,
молочные поросята,
сирены,
сказочные,
бродячие собаки,
нарисованные очень тонкой кисточкой из
верблюжьей шерсти,
издалека кажущиеся мухами и др.
Задание: найти ошибки и прокомментировать их.
Можно и самим придумать аналогичные
классификации. Например, предложим детям такую
классификацию автомобилей:
легковые, грузовые, большие, маленькие,
черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые,
желтые, нарисованные на стене, стоящие в гараже,
припаркованные возле дома, показываемые по
телевизору, едущие по дорогам.
Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений
эта классификация. Попросите аргументировать
ответ.
Или еще. Например, деревья делим:
на хвойные, лиственные, описанные в книжках,
растущие в лесу, плодовые и волшебные.
Кроме собственно умения классифицировать,
такие задачи позволяют развивать и критическое
мышление, что очень важно в исследовательской
деятельности.
Развитие умений и навыков
взаимодействия с парадоксами
Парадоксом называют утверждение, резко
расходящееся с общепринятыми, установившимися
мнениями или эмпирическими наблюдениями. Это
отрицание того, что представляется «безусловно
правильным». Слово «парадокс» образовано от
греческого paradoxos — неожиданный, странный,
невероятный.
В одном из более узких значений парадокс — это
сочетание двух противоположных утверждений, для
каждого из которых имеются аргументы,
представляющиеся вполне убедительными.
Парадокс можно увидеть, например, в простом
эксперименте. Запасемся водой в небольшом тазике
и металлическими предметами: гвоздями, шурупами,
кнопками, ложками, вилками и др. Если мы будем
опускать эти предметы в воду, то они, естественно,
будут тонуть. Затем спросим детей, а из чего
делают корабли? И почему металлические корабли
не тонут?
Развитие умения наблюдать
Задание «Рассмотрим предмет». Поставим
перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей.
Это может быть яркая игрушка (кукла или
игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и
др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет
много деталей, такой предмет и его детали
воспринимаются и запоминаются легче.
Рассматриваем вместе этот предмет внимательно
и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза.
Уберем предмет и попросим детей вспомнить и
назвать все его детали.
Затем вновь предъявим детям этот же предмет и
коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а
что не заметили и не назвали, что осталось за
пределами создавшегося у детей мысленного
образа этого предмета.
Следующий этап упражнения — нарисуем
изученную вещь по памяти. Желательно
воспроизвести и общие внешние характеристики
предмета, и все его детали. Естественно, что для
таких упражнений надо подбирать игрушки и
предметы, которые содержали бы много деталей, но
при этом не были бы слишком сложными для детского
рисования.
Это упражнение надо повторять периодически,
постоянно меняя предметы для наблюдения.
Другой блок заданий для развития внимания и
наблюдательности — «парные картинки,
содержащие различия». Всем известно, что
сейчас в детских книжках, журналах и газетах
очень много заданий подобного рода. Их можно
использовать в данных целях.
Следующие задачи — несколько сложнее.
Задание заключается в том, чтобы дети,
рассматривая (или вспоминая) различные реальные
природные объекты (людей, животных, деревья и др.)
учились находить в их сложных формах аналогии с
простыми геометрическими телами (шар, куб,
цилиндр, конус и др.) или какими-либо другими
предметами.
Например:
На какую геометрическую фигуру похожа голова
человека?
Какую фигуру напоминает ствол дерева?
На какую геометрическую фигуру похожи шипы
роз?
Возьмем хорошо знакомые предметы простой
формы, например: кубик, мячик, книжку, собранную
пирамидку. Задание — посмотреть и нарисовать в
таблице, как будет выглядеть каждый из этих
предметов сверху, слева и справа.
Следующее задание — найди несколько
осенних листьев (клен, береза, дуб или др.).
Подумай и скажи, на что похож каждый из них.
Обведи их по контуру в тетради. Опиши каждый из
них словами как можно подробнее. Аналогично
можно использовать камешки, раковины и пр.
Рассмотри предметы, находящиеся вокруг тебя.
Найди среди них:
все предметы красного цвета,
все круглые предметы,
все мягкие предметы.
Нарисуй их.
Понаблюдай за поведением людей и нарисуй в
кружочках, какие прически (а также: брови,
ресницы, усы, бакенбарды, бороды) имеют разные
люди (см. рис. внизу).
Задание «Учимся наблюдать». На первый
взгляд все воробьи похожи друг на друга, как
близнецы. Но опытный наблюдатель обязательно
заметит, что двух одинаковых воробьев не бывает.
Задание — давайте понаблюдаем, чем похожи и чем
отличаются воробьи друг от друга.
Ответьте на вопросы:
Все ли они одинакового размера?
Все ли они имеют одинаковую окраску?
Все ли они имеют одинаковое оперение?
Все ли они одинаково поют?
Все они миролюбивые или есть среди них
драчливые?
Все ли они любят есть одно и то же?
Какие еще вопросы помогут узнать новое о
воробьях?
Развитие умений и навыков экспериментирования
Мысленный эксперимент
На первый взгляд словосочетание «мысленный
эксперимент» может показаться странным. Если в
ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к
правильному выводу, то при чем тут эксперимент?
Ведь слово «эксперимент» предполагает
проведение каких-то действий с объектом
исследования. Всё же специалисты выделяют особые
мысленные эксперименты. В ходе мысленных
экспериментов исследователь представляет себе
каждый шаг своего воображаемого действия с
объектом и может яснее увидеть результаты этих
действий.
Попробуем в ходе мысленных экспериментов
решить следующие задачи (они предложены
известным английским психологом, специалистом в
области обучения одаренных детей Джоан Фримен):
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
Что нужно для того, чтобы накормить все
человечество?
А вот еще несколько задач такого рода уже из
практики американских образовательных
учреждений, также работающих с одаренными
детьми:
На какое животное похоже темнеющее перед
грозой небо? Почему?
Почему металлическую пружину можно сравнить
с надеждой?
Айсберг напоминает глобальную идею потому,
что…
Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
Нельзя не заметить, что эти задачи могут решать
дети разного возраста и даже взрослые. Просто
уровень требуемых ответов может быть разным.
Задачи это допускают.
Давайте рассмотрим еще несколько аналогичных
заданий:
Что можно сделать из песка? (глины, дерева,
бетона)
Что будет, если люди научатся читать мысли
других?
Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
Какими должны быть города, чтобы люди не
гибли на дорогах?
А вот более сложная ситуация для мысленного
эксперимента в области психологии. Читаем детям
неоконченный рассказ:
«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел
забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч
сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом
этаже. Окно разбилось…» Представьте, что вы
милиционер, идущий мимо, что вы скажете Диме? А
что бы вы сказали, если бы были его другом? Его
сестрой? Его бабушкой? Его родителями?
Эксперименты с реальными объектами
Эксперимент «Определяем плавучесть
предметов». Предложим детям собрать по десять
разных предметов. Это могут быть самые
неожиданные предметы, например: деревянный
брусок, чайная ложка, маленькая металлическая
тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко,
камешек, пластмассовая игрушка, морская
раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из
пластилина, картонная коробочка, металлический
болт и др.
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить
гипотезы по поводу того, какие предметы будут
плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо
проверить.
Дети не всегда могут гипотетически предсказать
поведение в воде таких предметов, как яблоко или
пластилин, кроме того, металлическая тарелка
будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду,
не наливая воды внутрь. если вода попадет, то она,
конечно же, утонет.
После того как первый опыт закончен, продолжим
эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все
ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо
держатся на воде? Зависит ли плавучесть от
размера и формы предмета? Будет ли плавать
пластилиновый шарик? А если мы придадим
пластилину, например, форму тарелки?
А что произойдет, если мы соединим плавающий и
не плавающий предметы? Они будут плавать или оба
утонут? И при каких условиях возможно и то и
другое?
Эксперимент «Как вода исчезает». Приведем
пример другого эксперимента с водой. Попробуем
провести экспериментальное исследование
процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно
детям, может впитываться, а может испаряться.
Попробуем изучить экспериментально эти ее
свойства.
Возьмем разные предметы, например: губку,
газету, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен,
металлическую пластинку, кусочек дерева,
фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, ложкой
будем понемногу поливать их водой. Какие
предметы не впитывают воду? Перечислим. Теперь
определим — из тех, что впитывают, какие
впитывают лучше: губка, газета, ткань или дерево?
Если воду плеснуть на часть каждого из этих
предметов, весь ли предмет намокнет или только то
место, куда попала вода?
Продолжим эксперимент по «исчезновению воды».
Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не
впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту.
Границу, до которой налита вода, мы чем-нибудь
отметим, например фломастером. Оставим воду на
один день и посмотрим, что произошло. Какая-то
часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую
границу и через день вновь проверим уровень воды.
Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь,
она не могла впитаться. Она испарилась и улетела
в воздух в виде маленьких частиц.
Эксперимент «Измерение объема капли».
Самый простой способ — капля падает в емкость
известного объема (например, в аптечную
мензурку). Другой способ — на аптечных весах
определяем, сколько капель в одном грамме. Затем
грамм поделим на количество капель и получим вес
одной капли.
Эксперимент с лучом света. Нам понадобится
настольная лампа или фонарик. Попробуем
определить, как разные предметы пропускают свет.
Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный
тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора
для труда и др.), полиэтиленом разной плотности,
кусочками различной ткани, цветными стеклами и
пр.
Перед проведением опыта попробуем
предположить, пропускает ли тот или иной предмет
свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным
путем находим те предметы, которые свет
пропускают, и те, которые его не пропускают.
Эксперимент с отражением. Многие блестящие
предметы, и это хорошо известно детям, позволяют
увидеть собственное отражение. Попробуем
провести эксперимент с отражением.
Сначала давайте подумаем и поищем, где можно
увидеть собственное отражение. После
коллективной беседы на эту тему и нахождения
несколько вариантов можно попробовать поискать
в комнате предметы, в которых можно увидеть
отражение. Это не только зеркала, но и
полированная мебель, фольга, некоторые детали
игрушек. Свое отражение можно увидеть и в воде.
Разглядывая собственные отражения, попробуем
определить, всегда ли отражение ясное и четкое.
От чего зависят его ясность и четкость? Дети в
ходе экспериментов придут к выводам, что
предметы, имеющие очень гладкие, блестящие
поверхности, дают хорошее отражение, предметы
шероховатые — значительно хуже. А есть множество
предметов, которые вообще не позволяют увидеть
собственное отражение.
Проведем исследование причин искажения
отражения. Например, собственное отражение можно
увидеть в не очень ровном зеркале или оконном
стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или
другом не плоском предмете. Почему в этом случае
оно такое смешное?
Эти опыты могут получить интересное
продолжение дома. Например, детям предлагается
провести эксперимент по поводу того, как
относятся к собственному отражению животные.
Особенно живо реагируют на свое отражение
котята, щенки, попугайчики и другие домашние
любимцы.
Эксперимент с отражением света. Попробуем
провести эксперимент, похожий на тот, что
когда-то провел Галилео Галилей, доказывая своим
коллегам, что Луна вовсе не полированный шар. Он
использовал белую стену здания и зеркало. Мы
вместо белой стены можем воспользоваться листом
белой чертежной бумаги.
Из предыдущих опытов мы уже знаем, что гладкие,
идеально отполированные поверхности дают
прекрасные отражения. И чем поверхность лучше
отполирована, тем отражение четче. Поверхность
зеркала значительно более гладкая, чем
поверхность бумаги. Бумага даже немного
шероховатая на ощупь, и свое отражение в ней
совсем не увидишь. А вот что будет лучше отражать
луч света: зеркало или бумага? Что будет светлее:
бумага или зеркало?
В комнате с задернутыми шторами направим луч
света (от настольной лампы или фонарика) на
бумажный лист и на зеркало. При каком условии
зеркало будет ярче, чем белый лист? Только в одном
случае: если луч света от лампы, отразившись в
зеркале, точно попадает в глаз наблюдателя. Во
всех других случаях белый бумажный лист ярче,
светлее, чем зеркало.
Задания,
требующие проведения экспериментов, могут
разрабатываться на любом материале. Вот,
например, задание — как определить, не вскрывая
яйцо, сырое оно или вареное. Любая хозяйка знает
ответ на этот вопрос, но ребенку это не всегда
известно, зато ответ можно найти и путем
собственных экспериментов.
Эксперименты с домашними животными.
Давайте проведем эксперименты, чтобы определить,
как наши домашние питомцы (волнистые
попугайчики, кошки, собаки и др.) относятся к
музыке, к громким звукам, резким жестам. Любят ли
они петь и при каких условиях охотно поют
самостоятельно.
Можно проверить, насколько способен обучаться
наш щенок, котенок или волнистый попугайчик.
Предложим ему для освоения какую-либо из
известных команд («сидеть», «лежать», «голос»,
«дай лапу»). Если он уже знает все обычные
команды, придумаем новую, например «спать»
(допустим, что по этой команде щенку надо лечь на
спину) или «прячься» (по команде надо спрятаться
под креслом). Сколько повторений понадобится,
чтобы наш воспитанник усвоил команду — 2–3 или 10?
Мы привели несколько примеров экспериментов,
доступных детям. В настоящее время издается
много книг с описанием подобных методик. Их
вполне можно использовать для развития у ребенка
интереса к экспериментированию и навыков
проведения экспериментов.
Развитие умений высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы
Эффективным средством развития способности к
суждению может быть упражнение, приведенное
ниже. Задание — проверить правильность
утверждений:
Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь — дерево.
Все волки серые.
Юкон серый.
Следовательно, он волк.
Все металлы проводят электричество.
Ртуть – металл.
Следовательно, ртуть проводит электричество.
Все сочинения Л. Толстого нельзя прочитать за
одну ночь.
«Кавказский пленник» — сочинение Л.
Толстого.
Следовательно, «Кавказский пленник» не может
быть прочитан за одну ночь.
Все граждане России имеют право на труд.
Петров — гражданин России.
Следовательно, Петров имеет право на труд.
Коренные жители Северной Америки — индейцы.
Чак — индеец.
Следовательно, Чак — коренной житель
Северной Америки.
Американцы говорят на английском языке.
Джером говорит на английском языке.
Следовательно, он американец.
Когда идет дождь, крыши домов мокрые.
Крыши домов мокрые.
Следовательно, идет дождь.
Все ученики 1-го класса «А» любят играть в
компьютерные игры.
Коля Иванов — любит играть в компьютерные
игры.
Следовательно, Коля Иванов — ученик 1 «А»
класса.
Настоящие мужчины играют в хоккей.
Максим играет в хоккей.
Следовательно, Максим — настоящий мужчина.
Умозаключения по аналогии базируются на
сопоставлениях. Они требуют не только ума, но и
богатого воображения.
Делается это обычно так — сопоставляются два
объекта, и в результате выясняется, чем они
сходны и что может дать знание о свойствах одного
объекта для понимания другого объекта.
У кенгуру задние лапы длинные, а передние
короткие, почти так же устроены лапы зайца,
только разница в длине между ними не так велика.
Туловище рыбы имеет определенную форму,
помогающую преодолевать сопротивление воды.
Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли, и
особенно подводные лодки, хорошо плавали, их
корпус должен быть похож по очертаниям на
туловище рыбы.
Биологами давно замечено, что природа строит
свои конструкции по общим алгоритмам. Поэтому в
биологии часто используется особый метод
исследования, именуемый «методом модельных
систем». Так, например, для изучения механизмов
старения (размножения и др.) не обязательно
изучать процесс старения клеток человека. Вполне
пригодной моделью для исследований может быть,
например, клетка дрожжей.
Для формирования первичных навыков и
тренировки умения делать простые аналогии можно
воспользоваться такими упражнениями:
Скажите, на что похожи:
узоры на ковре,
облака,
очертания деревьев за окном,
старые автомобили,
новые кроссовки.
Следующая группа упражнений на поиск
предметов, имеющих общие признаки и потому
способных считаться аналогичными, несколько
сложнее.
Назовите как можно больше предметов, которые
одновременно являются твердыми и прозрачными
(возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь,
кристалл и др.).
Усложним задание. Назовите как можно больше
предметов, одновременно являющихся блестящими,
синими, твердыми.
Аналогичное задание — назовите как можно
больше живых существ со следующими признаками:
добрый, шумный, подвижный, сильный.
Кроме умозаключений, сделанных по аналогии,
существует множество способов делать выводы и
строить умозаключения. Приведем пример задания,
позволяющего детям сделать собственные выводы
по проблеме. Для этого воспользуемся заданием
под общим названием «Как люди смотрят на мир».
Основная наша задача — помочь детям в ходе
собственных несложных коллективных рассуждений
сделать умозаключение (вывод).
Каждому взрослому человеку известно, что люди
смотрят на мир по-разному, но эта мысль не столь
очевидна для ребенка. Конечно, мы без особого
труда и не прибегая к помощи исследовательских
методов можем рассказать об этом детям. Но
ребенок воспримет и поймет это гораздо лучше,
если нам удастся избежать «открытого
дидактизма». Для того чтобы сделать эту мысль
достоянием ребенка, нужны методики и упражнения,
стимулирующие активность в данном направлении.
Предложим группе такую задачу: на листе бумаги
(можно также мелом на доске) нарисованы несложные
композиции из геометрических тел или линий, не
изображающие ничего конкретного. Предложим
детям рассмотреть их и ответить на вопрос: что
здесь изображено?
Психологу необходимо фиксировать ответы, для
этого можно просто проговаривать их вслух или
записывать на доске. Здесь работает принцип —
чем больше вариантов решений, тем лучше.
При правильной организации занятия ответов
будет множество. Отмечая самые неожиданные,
самые оригинальные и интересные ответы, не
следует скупиться на похвалы. Хвалить детей в
ходе подобных занятий очень важно, это будет
придавать уверенность каждому ребенку, поможет
смело высказывать самые разные идеи.
Когда ответов накопится множество, попробуем
подвести итог. Зададим вопрос: кто же был прав?
При умелом педагогическом руководстве дети
быстро придут к заключению, что каждый ответ
можно считать правильным — «правы были все, но
каждый по-своему».
Теперь попробуем сделать заключение, итоговый
вывод из этого простого коллективного
эксперимента. Для этого мы можем воспользоваться
несложным педагогическим приемом, назовем его
«подведением под идею». Попробуем подвести детей
к умозаключению о том, что раз правы все, то мы
можем сказать: «Разные люди на мир смотрят
по-разному». Очень важно, чтобы дети
почувствовали, как делается умозаключение.
Особый интерес в плане обучения представляют
задания, содержащие верные внешне, но ошибочные в
сущности умозаключения. Так, например, не всегда
причинное объяснение оказывается верным. На
вопрос о том, почему колокола звонят на Пасху,
один мальчик дал такой ответ: «Потому, что их
дергают за веревочки». Задание детям — оценить
верность этого утверждения. Требуются
развернутые суждения об этом утверждении.
Рассмотрим интересную задачу, предложенную
философом В.И. Купцовым, которая иллюстрирует
один из способов делать научные открытия.
Открытия такого рода очень важны для науки и
практики, хотя они не относятся к числу
фундаментальных.
Имеется окружность, через центр которой
проведены два взаимно перпендикулярных
диаметра. Через точку А, находящуюся на одном из
диаметров на расстоянии 2/3 от центра окружности
О, проведем прямую, параллельную другому
диаметру, а из точки В — пересечения этой прямой
с окружностью — опустим перпендикуляр на второй
диаметр, обозначив их точку пересечения через К.
Нам необходимо выразить длину отрезка АК через
функцию радиуса. (Купцов В.И. Природа
фундаментальных научных открытий // Философия и
методология науки. — М., 1996. — С. 251–252.)
Решая эту задачу, мы можем опираться на
последовательное использование цепочки теорем,
которые обязательно следует вспомнить, но если
мы внимательно посмотрим на рисунок, то увидим,
что ОАВК — прямоугольник, у которого, как
известно, диагонали равны. Следовательно, без
всяких теорем и вычислений мы можем сделать
вывод о том, что АК = r.
Решение этой задачи иллюстрирует один из
распространенных способов делать открытия. Этот
механизм используется в самых разных областях
научного знания. Астрономами он использовался
при открытии многих неизвестных планет, физики
таким путем обнаружили многие ранее неизвестные
элементарные частицы, палеонтологи открыли
таким путем ряд недостающих звеньев в
эволюционной цепочке. У историков такой способ
не в почете, но даже они реконструируют с его
помощью неизвестные звенья в цепи исторических
событий.
Развитие метафоричности мышления
Аристотель называл метафору отличительным
признаком гения. Он считал способность к
образованию хороших метафор тождественной
способности распознавать сходство.
Метафора — это оборот речи, заключающий
скрытое уподобление, образное сближение слов на
базе их переносного значения. Построение метафор
— довольно сложное дело, доступное далеко не
каждому взрослому. Большинство детей тем более
справляются с таким заданием с большим трудом, но
все же этим необходимо заниматься.
Первичным приемом, позволяющим начать
осваивать это сложное искусство, может стать
упражнение «Объясните значение выражения».
Возьмем несколько несложных распространенных
пословиц и изречений и проведем коллективную
беседу с детьми о том, что они означают.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Всякому овощу свое время.
В тесноте, да не в обиде.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дома и стены помогают.
Друзья познаются в беде.
Дыма без огня не бывает.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не
поймаешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Кашу маслом не испортишь.
Не в свои сани не садись.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Тише едешь, дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Язык до Киева доведет.
Другое упражнение. Читаем детям отрывок:
«Еще в глубокой древности в народных поверьях
отмечалось сходство некоторых растений с людьми.
Растения наделялись человеческими качествами:
так, дуб считался символом мощи, надежности,
нарцисс — самовлюбленности, калина — девичьей
красы, незабудка — верности, рябина — горькой
женской доли…»
Знаете ли вы аналогичные утверждения, где
растения отождествлялись бы с людьми, их
чувствами, переживаниями и поведением?
Развитие дивергентного и конвергентного
мышления
В ходе выполнения задач дивергентного типа
развиваются важнейшие исследовательские навыки,
а также такие важные характеристики
креативности, как оригинальность, гибкость,
беглость (продуктивность) мышления, легкость
ассоциирования, сверхчувствительность к
проблемам, и другие свойства. Все они необходимы
для исследователя.
Задание «Рассказ на заданную тему».
Ученик выходит к доске и объявляет тему игры.
Например, «Зима». Каждый из играющих называет
один предмет, связанный с этой темой: снег, лед,
мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток,
снеговик и др. Ребенок, назвавший тему,
записывает все слова на доске, а затем составляет
из них короткий рассказ.
Пример рассказа: «Наступила зима. Выпал снег.
Каждый день на улице мороз. Иногда бывают метели.
На реке появился лед. Но мы не боимся ни мороза, ни
метели. Каждый день катаемся с горки на санках и
на лыжах, ходим на каток кататься на коньках.
Лепим из снега снеговиков».
Приведем примеры дивергентных задач,
построенных на способности к ассоциированию.
Задание «Подбери слова»
(прилагательные и существительные),
соответствующие ощущениям тепла и холода (весны
и зимы, утра и вечера и др.). Примеры ответов.
Тепло — лето, солнце, яркий, ласковый, живой.
Холод — айсберг, утро, расставание,
полярный.
Немного изменим задание, и оно усложнится:
«Назови характерные черты животных, предметов,
явлений».
Тигр — полосатый, большой, хищный, отважный.
Дом —
Солнце —
День —
Июнь —
Задание «Расскажите другими словами».
Всем известно, что мысль, которую мы хорошо
понимаем, без труда можно пересказать другими
словами или даже перевести на иностранный язык,
на язык цифр, нот, каких-то иных знаков. Эта
способность выступает как индикатор понимания
того или иного материала. Приведем в качестве
примера задание.
Возмем несколько несложных фраз и попробуем
выразить содержащиеся в них мысли другими
словами, не искажая смысла.
Сережа сегодня хорошо работал на занятиях.
Мы скоро пойдем гулять в парк.
Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.
Сочини рассказ по схеме.
Особенно интересны в плане развития умений
обрабатывать полученные в собственных
исследованиях материалы задания, где сочетается
несочетаемое, например — алгоритм и творчество.
Воспользуемся заданием «Сочини рассказ по
схеме». Предлагается сочинить рассказ,
используя заданную последовательность. Вот
простой алгоритм для построения собственного
рассказа: «факт (что произошло) — причины —
повод — сопутствующие события — аналогии и
сравнения — последствия». О чем бы ни шла речь,
автор-рассказчик непременно должен фиксировать
все моменты в этой последовательности.
Подростки и младшие школьники успешно
справляются с подобными заданиями, однако для
некоторых они оказываются очень трудными. Дети с
хорошо развитой речью и мышлением вполне успешны
в такой работе.
Статья подготовлена при поддержке компании «С-ТРАНС». Зима – это пора обильных снегопадов, скользких дорог и множества проблем. Для вывоза снега требуется помощь специалистов. Перейдя по ссылке: «вывоз снега контейнерами 8-32 м3.» вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать машину для вывоза снега по выгодной цене. Компания «С-ТРАНС» имеет развитую логистическую систему, которая позволит быстро и качественно обработать ваш заказ.
Мы в своих экспериментах использовали и другой
вариант обозначения последовательности. Условно
мы называем его «цветовым». В начале занятия мы с
детьми беседуем о том, как люди воспринимают
разные цвета. Например: красный цвет —
праздничный, желтый — солнечный, синий —
мечтательный, зеленый — успокаивающий и так
далее. Затем из цветных кружков (или квадратиков)
произвольно выкладываем последовательность.
Например, сначала синий, затем желтый, после него
черный, желтый и красный. Задание — сочинить
рассказ на любую тему, который бы начинался с
события, выраженного ощущением (ассоциацией) от
синего цвета; дальнейший ход событий надо
повернуть так, чтобы они были связаны с ощущением
от желтого цвета и далее по схеме.