Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2008


Первая полоса

Имеет ли право школьный психолог праздновать День учителя? С одной стороны, вроде бы да, ведь первая половина наименования его сложносочиненной должности — педагог. С другой стороны, вряд ли. Нет, ну он может, конечно, поучаствовать в праздновании в качестве коллеги. Но и только — ведь сам же постоянно дистанцируется от учителей, подчеркивая специфику своего места в школе. Да и не учит он никого, даже если ведет занятия по психологии — занятия-то эти развивающие.

И все же он не посторонний на праздновании Дня учителя. Учитель — это не только ментор, не только тот, кто формирует пресловутые ЗУНы или наставляет темных и невежественных на путь истинный. Учитель — это еще и тот, у кого учатся. А подлинный профессионализм психолога порой и заключается в том, чтобы служить для других образцом — образцом эффективного коммуникатора, глубокого аналитика, сопереживающего собеседника или квалифицированного исследователя и экспериментатора.

У психолога много функций, он должен многое уметь. А значит, и учащимся, и учителям, и родителям есть чему у него поучиться. Бывают в нашей работе ситуации, в которых именно воздействие личным примером оказывается наиболее эффективным. Думается, именно в таких случаях особенно ярко проявляется педагогическая составляющая нашей профессии.

Удивительно, но факт: вопросу о педагогической компетентности педагога-психолога при подготовке будущих специалистов уделяется меньше всего внимания. Да и в литературе вы почти ничего не найдете на эту тему. Но, работая в системе образования, нельзя не быть педагогом. Хотим мы или нет, но и мы воспитываем наших подопечных. Может быть, нам самим стоит не упрекать учителей, а поучиться у них (у лучших из них) педагогическому мастерству?

С праздником вас, коллеги! С Днем учителя!

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор