Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2008


Книжный шкаф

Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход

Т.В. Ахутина,
Н.М. Пылаева
СПб.: Питер, 2008
(Серия «Детскому психологу»)

В книге речь идет о трудностях учения, характерных для детей младшего школьного возраста. Авторы — отечественные нейропсихологи, специалисты в области коррекционно-развивающей работы с детьми — различают трудности обучения, то есть школьные проблемы с точки зрения учителя, и трудности учения — те же самые проблемы, но уже с позиции ученика. Дети с трудностями учения могут учиться как в обычных, так и в коррекционных классах. Они, как правило, не справляются с заданиями по одному или нескольким учебным предметам, иногда имеют нарушения поведения разной степени выраженности. Практикующему психологу наверняка будет нетрудно припомнить случаи из собственного опыта, когда такие ученики либо так и не дотягивают до тройки, либо достигают желаемого результата, но при этом нередко приобретают новые проблемы, вызванные физическим и психическим переутомлением. Данные психологического обследования свидетельствуют в пользу наличия у детей отставания или неравномерного развитии высших психических функций (ВПФ) — внимания, памяти, мышления, речи, воображения, что определяется с помощью нейропсихологических методов.

Итак, на фоне существующего многообразия подходов к коррекции школьных трудностей авторы отдают предпочтение нейропсихологическому. В основе этого подхода лежат разработанные Л.С.Выготским и А.Р. Лурия принципы социального происхождения и развития ВПФ, их системного строения и динамической организации. Согласно развиваемому авторами подходу основная стратегия развития и коррекции ВПФ ребенка состоит в «выращивании» слабого звена при опоре на сохранные звенья в ходе специально организованного обучения. Следует отдельно отметить, что нейропсихологический подход к обучению (учению) показал свою практическую эффективность.

Данное издание посвящено вопросам преодоления, иначе говоря, коррекции испытываемых детьми проблем, которая проводится по результатам всесторонней диагностики состояния психических функций. Последняя часть книги — описание конкретных случаев работы с детьми, имеющими выраженные задержки в развитии ВПФ.

Издание рассчитано на достаточно широкий круг читателей: из всего сказанного выше можно заключить, что оно предназначено для практикующих психологов (недаром вышло в серии «Детскому психологу»), хотя рекомендовано в качестве учебного пособия. Хочется специально подчеркнуть, что каждый раздел завершается списком рекомендуемой литературы, который может оказаться весьма кстати и студентам, и уже работающим психологам. Этот список поможет сориентироваться среди большого числа психолого-педагогических изданий и сделать правильный выбор.

Вне всякого сомнения, эта книга представляет интерес для педагогов начальной школы, а также родителей, нуждающихся в профессиональных советах по предупреждению и коррекции школьных трудностей. Представленные в книге образцы развивающих занятий будут полезны всем без исключения детям, в том числе и нормально развивающимся, так как упражнения направлены на профилактику школьных трудностей.

Марина СТЕПАНОВА

Статья опубликована при поддержке визового сервиса "Visas UK". Студенческая виза в Англию, срочная виза, как получить, весь пакет документов не выходя из дома, виза в Великобританию онлайн. Просмотреть информацию о визововом центре и посольстве Великобритании, какие нужны документы на английскую визу, контакты, услуги сервиса и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://visasuk.ru/.