Психологическая культура
в повседневной жизни
Сценарий вечера для старшеклассников
Цели вечера: пропагандировать
психологическую культуру в повседневной жизни;
практиковаться в применении коммуникативных и
творческих навыков.
Участники: две или четыре команды 10-го
или 11-го класса; жюри; остальные старшеклассники
— болельщики команд; зрители в зале.
1. «Визитка» (10 минут)
Цель: показать умение самопрезентации.
Командам необходимо придумать себе название,
выбрать капитана и подготовить заранее визитную
карточку. В визитке они должны отразить свои
лучшие качества, показать сильные стороны, в
общем — «создать психологический портрет».
Визитка представляется командами по очереди.
2. «Узнай своих!» (6 минут)
Цель: показать внимательность капитанов к
своим игрокам.
Конкурс капитанов. Данный конкурс не должен
быть заранее известен участникам. Настоящий
капитан может узнать своих игроков всегда и
везде, даже с завязанными глазами, используя
только тактильные способности.
Капитанам завязывают глаза. Двигаясь вдоль
сидящих, капитаны ощупывают головы и одежду
игроков и находят членов своей команды. За
каждого найденного получают по баллу.
3. «Манера общения» (по 2 минуты на диалог)
Цель: убедить партнера в своей точке зрения
либо найти с ним компромисс, а также
продемонстрировать культуру общения.
От каждой команды выступают по два участника.
Им предстоит составить диалог друг с другом по
сценарию карточки, которую они получают. В паре
используются парные карточки. Партнеры для
диалога должны находиться в другой команде.
Поскольку конкурс сложный, можно заранее дать
ознакомиться с ним командам, чтобы они
приготовили примерные фразы для спора, а во время
самого конкурса ребята проявят именно умение
вести диалог.
Карточка А «покупатель»
Вы от нечего делать просто зашли в парфюмерный
отдел магазина. Продавец навязчиво предлагает
вам товар. Вы сомневаетесь в полезности покупки.
Вам не нужен такой товар, объясните это продавцу!
Карточка А «продавец»
Вам нужно убедить покупателя в необходимости
покупки в отделе парфюмерии. Вы должны
обязательно продать ему что-либо и по-доброму
разойтись с покупками. Действуйте смелее!
Карточка Б «покупатель»
Вы – почтенный пенсионер. Просто прогуливаясь,
зашли в отдел спорттоваров. Покупать ничего не
собирались. А навязчивого продавца вообще пора
«поучить жизни», чтоб знал, как уважать старших!
Карточка Б «продавец»
Вы – продавец спортивных товаров. Вы твердо
убеждены, что если человек пришел в ваш отдел, то
должен сделать покупку. А теперь убедите в этом
покупателя. Будьте настойчивы!
Карточка В «классный руководитель»
Вы звоните своему ученику — двоечнику. Вам
нужно убедить его в необходимости посещать
школу. Продолжайте разговор и во что бы то ни
стало заставьте ученика выслушать вас!
Карточка В «ученик»
Вы — злостный прогульщик, грубиян, лентяй,
двоечник. Вам нужно как можно скорее отвязаться
от классного руководителя, который звонит вам по
телефону. Но постарайтесь быть вежливым. Трубку
класть нельзя!
Карточка Д «сплетница»
Вы звоните своей подруге. У вас много последних
сногсшибательных новостей. Расскажите подруге
все в подробностях! Не жалейте ее времени, она все
должна узнать именно сейчас. Заставьте подружку
выслушать вас полностью, не разрешайте себя
перебивать!
Карточка Д «подружка»
Вам звонит подруга-сплетница. Как же вам
надоело слушать ее рассказы, вы просто устали их
ежедневно выслушивать! Закончите разговор как
можно быстрее. Помните, что вы вежливы, не любите
ссориться и не можете бросить трубку.
4. «Отгадай фразу» (6 минут)
Цель: учиться понимать друга без слов.
Команды получают карточку с фразой. Сколько
слов в фразе, столько участников выходят и с
помощью мимики и жестов показывают, что там
написано. Каждый показывает по одному слову из
фразы. Остальные участники команды (или
болельщики, можно привлечь и их) отгадывают, что
написано в карточке.
Фразы для карточки могут быть такими: «Страшная
радость пришла в наш дом!», «Все знают — любовь
зла!». можно использовать пословицы, поговорки.
5. «Передай по кругу» (5 минут)
Цель: показать сплоченность команды.
Команда становится в кружок, получает апельсин.
Этот апельсин нужно передавать друг другу по
кругу. Первый круг — зажав его локтями, второй
круг — коленями, третий круг — подбородками.
За каждый круг команда, выполнившая упражнение
быстрее, получает один балл.
6. «Рекламный плакат»
Командам необходимо создать рекламный плакат
«Психологическая культура в повседневной
жизни».
К доске прикреплены два листа (или более, по
числу команд) ватмана. Участники сидят спиной к
ним. Один встает, подходит к ватману и начинает
изображать рекламный плакат «Психологическая
культура в нашей жизни». Когда он закончит свою
часть, садится обратно, подходит следующий
участник и продолжает рисовать, затем по очереди
все остальные. Важно, что остальные участники не
видят, что рисуют в этот момент.
Это задание не ограничивается по времени,
оценивается не кто быстрее, а кто лучше создаст
рекламный плакат.
Примерный текст для ведущих вечера
1-й ведущий
Добрый вечер дорогие друзья! Здравствуйте!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы
отпраздновать необычный день — день,
посвященный психологии!
2-й ведущий
Мы с вами с младших классов школы знаем, зачем
нужны и как в повседневной жизни использовать
знания таких наук, как математика, биология,
литература. Среди этих древних и неоспоримых
наук психология молода и, как все молодое,
жизнерадостно и энергично завоевывает свое
место в жизни!
Давайте посвятим сегодняшний праздник именно
психологии, призванной изучать особенности,
способности и таланты нас с вами, всех людей.
1-й ведущий
Ребята, участники команд «Психологического
марафона» сегодня будут демонстрировать нам
свои способности, а уважаемое жюри определит, кто
из них более талантлив в импровизации разных
жизненных ситуаций.
Пожелаем участникам использовать все их
психологические знания и умения, которые они
получили, изучая психологию!
2-й ведущий
Болельщики, поддержите приветствием свои
команды! Команды, откликнитесь болельщикам! А
теперь мы представим жюри…
1-й ведущий
Первый конкурс — «Визитная карточка» — наши
команды подготовили заранее. В «Визитке»
отразились лучшие качества команд, их сильные
стороны, в общем — «психологический портрет».
Максимальная оценка за конкурс 5 баллов.
Встречайте команду 10-го «В» класса!
2-й ведущий
Второй конкурс — капитанов. Настоящий
капитан — это особенный человек, незаурядный.
Из всех своих капитанских качеств сегодня
капитаны продемонстрируют одно — внимание и
умение узнавать своих игроков всегда и везде,
даже с завязанными глазами. А уважаемое жюри
присвоит команде один балл за каждого найденного
своего игрока.
1-й ведущий
Конкурс «Манера общения» покажет способности
наших команд настоять на своем. Основная же
задача команд — продемонстрировать нам во время
разговора культуру и вежливость в общении. От
каждой команды выходит по участнику. Пара из двух
команд получает свое задание для спора,
написанное на карточке.
У команд будет по четыре задания, поэтому
максимальная оценка — четыре балла за конкурс.
Первая пара — это продавец и покупатель.
Пожалуйста, приступим!
2-й ведущий
Конкурс «Отгадай фразу!». Каждая команда
получит карточку и постарается с помощью мимики
и жестов показать, что там написано. Мы все знаем,
что такое невербальное общение. Пусть наши
участники проявят чудеса этого общения, так,
чтобы болельщики с первого ряда отгадали, какая
фраза написана на карточке у команды!
Максимальная оценка за фразу — три балла.
1-й ведущий
Конкурс «Передай по кругу!» покажет
сплоченность команды. Каждая команда получит
апельсин. Этот апельсин нужно передавать по
кругу. Первый круг — зажав его локтями, второй
круг — коленями, третий круг — подбородками!
За каждый круг команда, выполнившая упражнение,
быстрее получает один балл.
2-й ведущий
В завершающем конкурсе командам надо будет
создать рекламный плакат «Психологическая
культура в нашей жизни». к доске прикреплены два
ватмана. Участники сидят спиной к ватману. Один
встает, подходит к ватману и начинает рисовать
рекламный плакат «Психологическая культура в
нашей жизни». Когда он закончит свою часть,
садится обратно, подходит следующий участник и
продолжает рисовать плакат, затем по очереди все
остальные.
Интересно то, что остальные участники не видят,
что рисуют в этот момент. В этом конкурсе время не
ограничивается, важно не кто быстрее рисует, а
кто создаст лучшую рекламу психологической
культуре. Максимальная оценка за конкурс 5
баллов. Приступим!
1-й ведущий
На этом, дорогие друзья, наши конкурсы подошли к
концу, и мы уступаем слово жюри!
2-й ведущий
И напоследок хочется пожелать всем
присутствующим в этом зале раскрытия и
применения в жизни своих способностей, в чем
первая помощница — психология. Ведь в этом и есть
успех, а успех приносит счастье. Счастья вам,
друзья! До новых встреч!
Жанна СУНТЕЕВА,
педагог-психолог лицея № 8,
г. Красноярск