Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Психологические технологии

ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ

Методология использования
метафорического повествования

На занятиях со школьниками я часто использую собственные авторские сказки. Помимо этого, руководствуясь рекомендациями других специалистов в этой области, при работе со сказкой применяю разнообразные психотехники:

— рисование по мотивам сказки;

— проигрывание эпизодов сказки;

— творческую работу по мотивам сказки (анализ, рассказывание сказки; переживание сказки; сочинение сказки).

В качестве практического блока я хочу предложить вашему вниманию материал одного из своих занятий с использованием собственной авторской истории.

Количество участников: 10–12 человек.

Продолжительность: 2 занятия по 1 часу.

Цель: дать детям возможность получить позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций.

Материалы: ведущий подготавливает текст сказки; для визуализации сюжета ведущий вместе с детьми заранее изготавливает фигурки людей, деревья, облака, солнце и другие необходимые предметы; листы бумаги формата А4 на каждого ребенка; магниты для укрепления предметов на доске; карточки с названиями положительных личностных качеств детей (в три раза больше, чем участников); примеры надписей на карточках: я активный; я жизнестойкий, я могу понять другого человека, я хороший друг, я способен преодолеть трудности, я смелый, я решительный, я добрый и др.; коробка для карточек, магнитофон и записи спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Включите спокойную музыку и предложите детям вспомнить ситуации из своей жизни или из жизни знакомых, которые заставили их грустить, переживать, как разрешались эти ситуации. По желанию участников достаточно заслушать 2–3 ситуации.

Чтение сказки

Ведущий размещает на доске все необходимые предметы, создавая картину леса.

Ведущий. Сегодня я расскажу вам сказку, которую мне поведал один человек.

Сказка

Однажды много лет назад мне пришлось побывать в Сибири, куда я был направлен в командировку от своей работы. Сначала мне пришлось лететь на самолете, затем долго ехать на автобусе и потом на аэросанях еще два часа добираться в самую глубинку — поселок, где меня ждала моя работа. Заключалась моя работа в том, чтобы изучать целебные действия самых древних сибирских деревьев — кедров.

Моими помощниками были местные жители, которые знали здесь все тропинки. Днем мы выходили в лес, а к вечеру возвращались в поселок. В один из дней мы отправились по маршруту.

Началась сильная метель, и мы решили переночевать в лесу, в доме егеря — хранителя леса. Он был рад нашему приходу, потому что жил один, а тут ему представилась возможность поговорить.

Егерь был удивительным человеком, он рассказывал много историй, и все они были связаны с лесом. Одна, сама яркая, мне запомнилась на всю жизнь.

По словам егеря, в одной стороне леса растут деревья, которые очень отличаются от других, и место это называется «Лес печали». Туда приходят люди, когда им грустно, печально и тревожно. Существует поверье, будто если они пройдут по лесу, то найдут клад и исцелятся от печали. Когда я спросил егеря, что это за клад, он ничего не ответил и велел мне слушать дальше. Егерь продолжал свой рассказ.

В этом лесу растут необычные деревья, они высокие, такие, что закрывают солнце и небо, и путнику приходится идти почти в полной темноте.

Ветви деревьев длинные, они рвут человеку одежду и спутывают волосы. В лесу много разных бугорков и ям, куда можно упасть, удариться и даже сломать себе что-нибудь. Но несмотря ни на что люди ходят через этот лес.

Так, однажды два путника решили пройти через Лес печали. Они не были знакомы друг с другом и шли каждый сам по себе. Общими у них были только их грустные мысли и последние печальные события, которые с ними произошли. В таком настроении они подошли к краю леса. Один, посмотрев на густую чащу, вздрогнул, но решил продолжать путь. Другому стало так грустно и страшно, что он вернулся в поселок и попросил двух своих товарищей пойти вместе с ним.

Нелегким был путь, много грустных чувств пережили эти люди в пути. Непролазные чащи леса шептали им: «Остановись, вернись назад». Тени деревьев пытались напугать. Но путники продолжали идти вперед, и чем дальше они шли, тем легче и светлее становилось. Они уже видели впереди блеск солнечных лучей.

И вот наконец густой Лес печали закончился, и каждый путник вышел на свою поляну. Они увидели, что в одном месте из земли идет необычайный свет. Решили посмотреть, не золото ли это, и стали рыть землю прямо руками, потому что лопат или какого-либо другого инструмента у них с собой не было. Земля поддавалась под их руками и словно отвечала на каждый их взмах.

Один из путников копал сам, а другой — с помощью своих товарищей, но оба они довольно быстро справились и извлекли на поверхность сундуки. Когда они их открыли, то обнаружили в каждом много отдельных листков бумаги.

На самом первом, верхнем листе была надпись:

• Если ты пришел один, возьми для себя только один листок.

• Если ты пришел не один, то возьми сам один листок и каждый из твоих спутников пусть возьмет по одному листку.

Условие было одно: каждый должен был взять тот листок, который, как он сам посчитает, касается только его.

Когда они выполнили все условия и достали листки, как им было сказано, прочитали, что на них написано, путникам стало хорошо и светло на душе.

Спокойные, уверенные, с благодарностью к жизни, они повернули к дому. Люди смотрели вперед, сердца их с каждым шагом наполнялись радостью. Они знали, что на их жизненном пути будут и горести и трудности, но они также знали и были уверены, что они все преодолеют.

Задание

Ребятам предлагается нарисовать, каким они представляют себе Лес печали, или написать о нем и о том, как они проходили через этот лес. Что им помогало в пути и что удалось найти?

Ведущий просит каждого показать группе свой рисунок.

Обсуждение

Можно предложить детям поразмышлять над таким вопросом:

• Как вы думаете, почему один из путников прошел Лес печали самостоятельно, что ему в этом помогало, а другой, наоборот, попросил своих товарищей сопровождать его?

Комментарии. На этом этапе необходимо дать ребятам возможность выговориться, услышать разные мнения. Ведущий может акцентировать внимание на следующем моменте истории: иногда через печали, горести и трудности один человек может пройти сам, а другому нужна поддержка, и поэтому рядом могут оказаться другие люди. Скажите ребятам, что в нашей жизни действительно бывает время печали. Печаль — нормальное состояние. Объясните, что не надо отказываться от помощи самому и следует тактично предложить такую помощь тому, кто в этом нуждается. Скажите, что главная опора в печальное время — не только близкие люди, но и мы сами. Часто, печалясь, мы много размышляем, узнаем что-то важное о мире и о себе.

Здесь можно поговорить о волевых качествах людей, которые помогают справляться с трудностями, об отношении к трудностям.

В процессе обсуждения ведущий следит, чтобы все участники воспользовались обратной связью и не осталось негативного эмоционального осадка.

после обсуждения ведущий предлагает ребятам узнать, что же нашли путники на месте клада, для чего он сам достает из коробки сделанные заранее заготовки с распечатками положительных качеств человека и зачитывает. После этого он предлагает каждому участнику взять из коробки по одному качеству и прочитать вслух.

Заключительное обсуждение

Спросите ребят, что они чувствуют, узнали ли они что-то новое о себе сегодня?

Общие комментарии к занятию

Мною предложен один из вариантов занятия. Иногда я облекаю это занятие в театрализованную форму, тогда сами дети становятся деревьями, и каждый из них может в созданном нами лесу сыграть роль путника, который обязательно отыщет свой клад и сам решит, пойдет ли он в лес один, или ему понадобится спутник.

Людмила СКРИПКА,
педагог-психолог
средней общеобразовательной
школы № 2012, ЮВАО,
г. Москва