Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Игротека

ИСКАТЕЛЬ

Игра для учащихся средних и старших классов

Цели: поиск резервов развития класса, выявление неформальных лидеров, выявление индивидуальных особенностей школьников.

Задачи: научить ценить собственные навыки командного взаимодействия и развивать ресурсы лидерского поведения; помочь осознать свою роль в функционировании команды, проанализировать роль руководителя в команде.

Материалы: пазлы (более 30 деталей); цветные карточки (по количеству рядовых членов команды); задания (распечатаны на листочках); чистая бумага, ручки.

Процедура проведения

Выбирается (или назначается) капитан, остальная команда делится на 4–5 равных подгрупп, где определяются руководители. Можно рассчитаться на «1–2–3–4–5», где 1 — руководитель группы, 2, 3, 4, 5 — его группа.

Все рассаживаются по схеме:

Капитан

стол

РГ РГ РГ РГ РГ

ЧК ЧК ЧК ЧК ЧК

ЧК ЧК ЧК ЧК ЧК

ЧК ЧК ЧК ЧК ЧК

РГ — руководители групп

ЧК — это члены команды

Капитан садится впереди, спиной к остальным. За его спиной стоит стол, на который он будет класть записки для РГ. За ним садятся РГ. Далее за своими руководителями садятся остальные игроки.

Ведущий озвучивает легенду, дает инструкции, выдает раздаточный материал.

Легенда

Вы все — участники космической экспедиции. Вот уже пять лет вы бороздите космическое пространство на своем корабле «Искатель». Ваша задача — изучать другие галактики, черные дыры, знакомиться с новыми цивилизациями и знакомить их с землянами, посылать информацию на Землю. По неизвестной причине один член вашей команды находится в коме вот уже два часа. Для предотвращения возможного заражения все остальные участники экспедиции заблокированы в своих каютах. Связь осуществляется в следующем режиме:

— капитан может переговариваться с руководителями групп, но не может — с рядовыми космонавтами;

— руководители групп могут вести переговоры с рядовыми космонавтами, с капитаном и между собой;

— рядовые члены команды — только с руководителем своей группы.

Так как все заблокированы, связь происходит в индивидуальном порядке. Чтобы это сымитировать, все садятся определенным образом и «осуществляют связь» с помощью переписки. Разговоры, мимика и жесты, подглядывания в записки других — запрещены.

Капитану даются на листе два задания одновременно (для возможности делегировать кому-то из руководителей групп то, что он сочтет второстепенным). Вслух они не зачитываются, об их содержании знают только капитан и ведущий.

Члены команды получают по одной карточке — их такое же количество, как и членов команды; из них три красные, пять желтых, остальные карточки зеленые. Красная карточка означает, что ее обладатель болен (у него высокая температура); желтая — он просто утомлен; зеленая — здоров.

Надписи на красных карточках отличаются: на одной написано: «У вас температура 38° C, насморк, болит голова», на второй — «У вас температура 38,5° С, болит горло, болит голова», на третьей — «У вас температура 38° C, сыпь на теле, боль в животе, головная боль».

Кроме того, каждому члену команды вручается по одному элементу пазла, оставшиеся элементы остаются у ведущего. Еще четверым (предполагаемым лидерам, при этом неважно, «здоров» ли участник игры, «болен» или «утомлен») дают «ценные знания».

Итак, игра начинается!

По сути, четкое задание и смысл происходящего известны только капитану. Как он распорядится этими знаниями? Что будут делать остальные: ждать указаний сверху или проявлять инициативу? Но и у рядовых космонавтов есть то, что необходимо капитану для принятия правильного решения. Хватит ли силы духа у рядовых для продвижения своего «знания» наверх?

Ведущий внимательно наблюдает за группой, поддерживает тишину и следит за соблюдением правил игры.

Игра продолжается или завершается в зависимости от того, удастся ли капитану через 15 минут:

• собрать все элементы пазла у себя (возможно, поручив это кому-то из руководителей групп);

• понять, кто болеет, и принять решение об их изоляции и «освобождении» остальных;

• получить информацию от команды:

— о присутствии врача в команде;

— о повреждении обшивки;

— о невирусной причине комы;

— о наличии двух механиков.

Если игра завершается из-за неудачного руководства, то переходим к обсуждению причин. После обсуждения можем попробовать еще раз с новым (или со старым) капитаном — по желанию. Если удалось что-то собрать, продолжаем!

Даются следующие задания и инструкции.

• Eсли капитану становится известно о том, что человек, находящийся в коме, ударился головой, а не заразился, — он освободит команду.

• Если первое неизвестно, возможно, он узнал о том, что есть врач, и отправил больных к нему для выяснения, инфекция это или нет. Для этого у больных есть «симптомы». Все они разные, следовательно, кто-то из них простудился, кто-то отравился, у кого-то ангина. Если неизвестно, есть ли врач, то капитан принимает решение об изоляции или осмотре больных, а возможно, он решит выпустить их в открытый космос? Все зависит от него. Здесь мы и увидим его лояльность!

• Если ему становится известно о повреждении обшивки, он должен пересмотреть приоритеты решения поступивших ему задач и первой решить эту (так как погибнуть могут все). Для ее решения в команде есть два механика.

Капитан и «свободная» команда (если она освобождена из кают, если нет, то только капитан) собирают пазл и узнают, кто живет на той планете, к которой они приближаются (это вид на планету сверху). Они должны принять решение о посадке корабля (ведущему необходимо внимательно следить за тем, кто принимает окончательное решение и как).

После завершения садимся в круг для обсуждения. Озвучиваем все задания, которые были.

– Кто в какой роли находился и как себя чувствовал?

– Удалось ли выполнить задание?

– Получил ли капитан информацию от врача?

– Есть ли информация о повреждении обшивки корабля?

– О падении больного?

– Если какая-то информация до капитана не дошла, то почему? На каком этапе она задержалась?

– Какие решения принял, а какие мог бы принять капитан? Что помешало?

Обсуждение ведем, имея в виду, что руководителю (лидеру) приходится решать несколько задач одновременно. Для исключения перегрузки он должен уметь выстраивать их по степени важности и уметь по необходимости делегировать свои полномочия. А каково было руководителям групп, получавшим указания и принимавшим информацию от множества людей?

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1-е задание капитану

Вам надо выяснить: во-первых, не болеет ли кто-то еще; во-вторых, не является ли это заболевание вирусной инфекцией, и принять решение об изоляции больных. Но и задачи капитана корабля никто не отменял. Учтите цвет карточек:

красный – болен, температура,

зеленый – здоров,

желтый – усталость.

2-е задание капитану

У команды осталась разрозненная информация (пазлы). Вам их надо срочно собрать для создания общей картины и продолжения жизни на корабле.

Карточки с «ценными знаниями»

Вы видели, как человек, лежащий в коме, за два часа до случившегося случайно упал и ударился головой о стол.

Вы знаете, что повреждена обшивка корабля.

У вас медицинское образование, и вы в состоянии осмотреть больных и поставить диагноз. Вам нужно выделить общие симптомы и понять, заражены ли все одним вирусом.

Вы механик, у вас есть лицензия на выход в открытый космос для проведения ремонтных работ на корпусе корабля.

(Окончание следует)

Анна КОЛОШЕНКО,
психолог, Москва

 

Спонсор публикации статьи: интернет магазин товаров для отдыха на воде и на берегу “Капитан”. В широкий ассортимент товаров, предлагаемых интернет магазином “Капитан”, который располагается по адресу Kapitan.ua, входят гребные и моторные лодки, эхолоты, ласты, аксессуары для дайвинга, удочки, приманки для рыбы, яхты и многое другое. Все представленные на сайте магазина товары снабжены подробным описанием и фотографией внешнего вида, а система комментирования позволит узнать мнение других покупателей о предлагаемом продукте, или поделиться своим.