|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь трудному подросткуВ рамках психологического сопровождения трудного подростка работа педагога-психолога с учащимся осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с подростком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.
Этапы психологической работы
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧАЩЕГОСЯ 008
|
Симптомы нарушений |
Задачи развития |
Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками |
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами |
Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм |
Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе |
Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Индивидуальная коррекционная программа
Участники | Направления коррекционной работы с подростком |
Учителя- предметники |
Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку |
Классный руководитель | Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения |
Педагог- организатор |
Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях |
Социальный педагог |
Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований |
Педагог- психолог |
Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими; помощь в нахождении способов личностного развития |
РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ
1. Информирование об индивидуально-психологических особенностях подростка
В результате изучения особенностей личности учащегося с помощью ПДО Личко отмечена лабильная акцентуация. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определенном наборе условий подростки одного типа характера всегда демонстрируют сугубо специфическое поведение.
Краткое содержание акцентуации характера подростка
Главные черты: крайняя изменчивость настроения — меняется очень часто и круто, а повод — ничтожный; значительная глубина переживания.
Психогенные ситуации: отвержение со стороны эмоционально значимых близких людей, утрата близких, вынужденная разлука с ними.
Реакция эмансипации: выражена умеренно; хорошо в семье, если чувствуют тепло, любовь и уют.
Реакции группирования: свойственна преданная дружба, ищет ее с тем, кто в минуты грусти способен отвлечь, а в минуты радости — откликнуться; на роль лидера не претендует, а ищет эмоциональных контактов; доволен положением любимца, которого опекают товарищи.
Реакции увлечения: общение с товарищами, художественная самодеятельность, воспитание домашних животных — как легкий отток энергии; ни одно хобби не длится долго и скоро сменяется другим.
Самооценка: искренность, обычно такие дети знают особенности своего характера, понимают, что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит все.
Взрослым необходимо учитывать, что подростки лабильного типа имеют очень большую потребность в сопереживании: хорошо чувствуют, когда взрослый к ним расположен, и незамедлительно отвечают тем же; поощрения доставляют им большую радость; похвала повышает активность, работоспособность. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должны сказываться плохое настроение учителя, его раздражительность.
Учитывать боязнь ученика раскрыть свои слабые места, которых не следует касаться. Для развития взаимопонимания следует затрагивать темы, интересные для многих (спорт, туризм, путешествия, развлечения, события общественной жизни и др.). Обсуждение таких тем обычно вызывает хороший эмоциональных отклик, рождает чувство общности, гордости за свою школу, класс. Нельзя допускать неосторожно сказанных слов, которые могут легко привести ученика в состояние уныния и тревоги.
2. Обучение навыкам ненасильственого общения: активное слушание, Я-сообщение; отказ от речевой агрессии
Рекомендации по конструктивному
общению
классного руководителя или родителя с
подростком
Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения с помощью речевого сообщения — «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).
Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
Выставите требования домашней или классной «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).
3. Выработка в семье единых правил и требований
Рекомендации маме: в разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.
4. Отказ от наказания как основного метода
Мать, не стесняясь, всем жалуется на своего ребенка, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын «растет бандитом», и пр. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за свое поведение, вызывает чувство озлобленности по отношению к взрослым и родителям.
Мать в данном случае, скорее всего, обладает демонстративной акцентуацией характера и повторяет усвоенную в детстве модель воспитания, обращая внимание на отрицательные стороны поведения сына. Нужно сфокусировать внимание на положительных достижениях ребенка и подчеркнуть вклад родителей в это дело.
Мать не доверяет своему ребенку, подвергает его оскорбительному тотальному контролю, пытается полностью изолировать от сверстников, выбирает друзей, контролирует свободное время, круг общения и интересов. Необходимо спросить у матери, как она представляет жизнь своего ребенка вне родительской семьи и как он может развить социальные навыки и самостоятельность при постоянном контроле.
5. Включение подростка в работу секций, кружков
Учитывая, что подросток интересуется спортом, привлечь его в команду по подготовке соревнований по мини-футболу, включив в команду ребят из класса, которые по результатам социометрии хорошо относятся к подростку. Таким образом мы создадим условия для налаживания взаимодействия с одноклассниками. Поскольку в школе есть бассейн, привлечь подростка к занятиям в секции по плаванию.
6. Коррекция воспитательных воздействий на личность ребенка со стороны родителей и учителей.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Были созданы ситуации успеха: выступление подростка на информационном часе, посвященном вопросам подростковой субкультуры (доклад о стиле эмо); участие в соревновании по мини-футболу — команда заняла третье место; участие в первенстве школы по плаванию — третье место.
Наладились отношения с матерью. Психолог провела четыре индивидуальные консультации с матерью. Замечания о нарушениях дисциплины очень редки. Подружился с некоторыми одноклассниками. Подросток принимал участие в тренинге «Управление конфликтом». Проведены пять индивидуальных консультаций для обучения навыкам конструктивного общения. При дальнейших положительных изменениях возможно снятие подростка с учета во внутришкольной комиссии.
* * *
Здесь описана только часть работы по психологическому сопровождению трудного подростка, состоящего на ВШК. Такое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса — довольно хлопотное занятие, но оно приносит положительные результаты.
Татьяна ГОВОР,
педагог-психолог,
средняя образовательная школа № 13,
г. Жлобин,
Республика Беларусь
ЛИТЕРАТУРА
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).
Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.