Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

От «Я» до «Я»

Программа психолого-педагогической поддержки
ученического самоуправления

Одной из приоритетных задач современного образования является формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Путей реализации этой задачи множество. Один из наиболее продуктивных — развитие социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию через органы ученического самоуправления.

Нашей школой накоплен богатый опыт организации воспитательного процесса в этом направлении. С 1992 года в школе организовано и действует детское объединение «Пламя». Изменение приоритетов в образовании заставило пересмотреть те или иные ценности, а вместе с ними и подходы к решению поставленной задачи. Поэтому в 2004 году в программу ученического самоуправления «Пламя» были внесены определенные коррективы.

Целью данной программы является создание дополнительного пространства для выражения личности ребенка, содействие полноценному развитию подрастающего поколения.

Задачи программы:

• формирование активной гражданской позиции учащихся;

• нравственное совершенствование своего «Я»;

• формирование навыков самоуправления;

• развитие организаторских способностей;

• овладение нравственными принципами человеческого общения;

• развитие интеллектуальных и творческих интересов;

• содействие формированию представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Одним из эффективных способов развития социальных навыков, формирования мотивов самоактуализации и собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания школьников является ведение курса «От «я» до «Я».

Целями данного курса являются:

• оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в становлении социально успешной личности;

• раскрытие личностного потенциала участников группы;

• развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы.

Задачи:

• формирование навыков понимания друг друга;

• приобретение навыков принятия ответственности друг за друга;

• выявление и развитие представлений о лидерстве;

• приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде;

• развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Для того чтобы разработанная программа давала эффективные результаты, осуществление ее начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы.

Реализация программы проходит в три этапа:

Путешествие по стране «Я — сам» (Самый Активный Малыш). 1–4-е классы.

Ступени успеха («Твори, выдумывай, пробуй»). 5–7-е классы.

«Я — лидер» («Если не мы, то кто же, если не сейчас, то когда же?!»). 8–11-е классы.

Занятия проводят педагог-психолог и старшая вожатая 1 раз в месяц в течение всего учебного года.

Состав группы детей на занятие определяется в 1–4-х и 5–7-х классах по поручениям, а в 8–11-х — по занимаемой должности в школьной думе, состоящей из восьми министерств (см. «Тематическое плнирование»), и выполняемым обязанностям.

Тематическое планирование занятий по блокам

Путешествие
по стране
«Я — сам»
Ступени
к успеху
Я — лидер
Командиры
«Командиры, вперед!»
Старосты
«Активисты, на старт!»
Министерство труда
«Делу — время»
Знайки
«Тропинка
любознательных»
Ответственные за учебу
«Хотим все знать»
Министерство образования
«Эврика!»
Затейники
«Игровая тропинка»
Ответственные за
культурно-массовую работу
«Школьный калейдоскоп»
Министерство
культуры
«Творческая мастерская»
Физорги
«Спортивная тропинка»
Ответственные
за спортивную работу
«Ноги в руки»
Министерство
физкультуры и спорта
«Сотвори себя сам»
Редколлегия
«Тропинка художников»
Редколлегия
«Есть мнение»
Министерство
информации и печати
«Свой голос»
Санитары
«Тропинка здоровья»
Санитары
«Азбука здоровья»
Министерство
здравоохранения
«Знаю, умею, действую»
Цветоводы, хозяева
«Уютная тропинка»
Ответственные
за дисциплину и порядок
«Начни с себя»
Министерство
дисциплины и порядка
«Ключ к успеху»
Вожатые
«Тропинка дружбы»
Вожатые
«Учимся вести за собой»
Министерство соцзащиты
«Три «Д» ( Друг Для Друга)»

 

Занятия, рассчитанные на 30 минут, составлены по единой схеме работы с учащимися. Эта схема предполагает определенную последовательность.

Игра на внимание — разогрев (5 минут).

Взаимодействие в группе (6 минут).

Определение зоны действия (6 минут).

Творческая мастерская (10 минут).

Рефлексия (3 минуты).

Содержание данных блоков определяется возрастом и выполняемыми поручениями, обязанностями ребят.

На занятиях учащиеся получают знания о том, какими качествами должен обладать современный человек, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, ищут пути активного преодоления препятствий. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке.

Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе занятия или накануне в связи с поступившим запросом (со стороны учащихся, учителей или администрации школы).

По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки и участники получают определенную информацию. На занятиях у ребят есть возможность не только получить конкретные знания, осознать и решить различные проблемы, но также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Необычная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности — все это создает положительный эмоциональный фон. На занятиях ребята имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку.

В конце занятия проводится рефлексия, которая позволяет отследить интерес, активность и настроение, проанализировать эффективность выбранных форм, методов и приемов.

В качестве примера прилагается описание одного из занятий, проведенных по программе.

ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ!

(Занятие для ответственных за учебу)

Цель: развивать у детей зрительную память, творческое воображение, умственные способности; учить работать в группе, понимать и уважать друг друга, формировать умение принимать коллективные решения; познакомить с приемами развития собственной креативности.

Участники: учащиеся 5–7-х классов.

Форма проведения: игровой тренинг. Круговой переход к столам с творческими заданиями, количество столов с заданиями равно количеству групп.

Вступительное слово ведущего

Лидер — человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу, имеющий авторитет в группе, на которого все ориентируются. Лидер должен обладать определенными качествами, одними из которых являются творческие и интеллектуальные способности, то есть любознательность, эрудированность, изобретательность, способность решать все по-новому, «не так, как все».

Сегодня нам предстоит убедиться в этом воочию.

Но сначала давайте познакомимся.

Игра на внимание

Упражнение «Знакомство»

Участники сидят по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция. Сейчас у нас будет возможность познакомиться. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом «Как ваше настроение сейчас?». Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Взаимодействие в группе

Упражнение «Я люблю»

Участники перебрасывают друг другу мяч. Тот, у кого оказывается в руках мяч, должен продолжить фразу «Я люблю...» и передать мяч следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника дважды.

Инструкция. Теперь вам предлагается свободно и самостоятельно разделиться на четыре команды (по 3 человека в каждой команде). Перед вами столы, расставленные вкруговую. На каждом — творческое задание. На выполнение задания отводится 3 минуты, затем по сигналу вы переходите к левому столу. Каждая команда, подойдя к столу, предлагает свою версию решения задания. На листе ответов вписывается номер команды и решение. Задания нацелены не на время, не на правильность (в творчестве понятие правильности весьма относительно), а на оригинальность.

Подойдите, пожалуйста, к своим столам. По сигналу приступайте к выполнению задания.

Определение зоны действия

1. «Спичечный турнир»

2. ТУР (тест на умственное развитие)

Инструкция. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть (или выписать букву). Лишним может быть только одно слово. Например: тарелка, чашка, стол, кастрюля, чайник. Первое, второе, четвертое, пятое слова обозначают посуду, а третье — мебель. Поэтому его надо подчеркнуть. Еще пример: идти, прятать, танцевать, сидеть, бежать. Четыре слова обозначают движение, а слово «сидеть» — покой. Оно подчеркнуто.

Набор заданий:

1. Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

2. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

3. Морфология, синтаксис, пунктуация, орфография, терминология.

4. Движение, инерция, вес, колебание, деформация.

5. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

6. Картина, мозаика, икона, скульптура, фреска.

7. Рабочий, крестьянин, раб, феодал, ремесленник.

8. Легенда, драма, комедия, трагедия, пьеса.

9. Аорта, пищевод, вена, сердце, артерия.

10. Тело, площадь, объем, вес, скорость.

11. Направление, курс, маршрут, азимут, компас.

12. Корень, стебель, лист, тычинка, цветок.

13. Землетрясение, цунами, гора, тайфун, смерч.

14. Метафора, монолог, аллегория, преувеличение.

15. Товар, город, ярмарка, натуральное хозяйство, деньги.

16. Цилиндр, куб, многоугольник, шар, параллелепипед.

17. Пословица, басня, поговорка, сказка, былина.

18. История, астрология, биология, астрономия, медицина.

19. Питание, дыхание, раздражительность, рост, сознание.

Правильные ответы (зачитываются тренером после защиты участниками своих тестов):

1д 2а 3д 4в 5а 6г 7г 8а 9б 10в 11д 12г 13в 14б 15г 16в 17б 18б 19д

Творческая мастерская

1. «Все на «С»

Инструкция. Найдите и запишите все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы «с». Чем больше, тем лучше.

2. «Составь предложение»

Инструкция. Составьте как можно больше предложений из трех слов, обязательно включая в предложение все три слова. Можно вносить новые слова, ставить в любом падеже. Ответы могут быть банальными, сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, с введением новых объектов, и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи. Упражнение направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.

Наборы слов:

1) Озеро, медведь, карандаш.

2) Улица, книга, фартук.

3) Очки, сумка, велосипед.

4) Рубашка, глаза, цветы.

3. Упражнение «Молекулы»

Все участники становятся в круг.

Инструкция. Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате. (Если есть фонограмма, можно включить музыку.)

И я время от времени буду называть какое-то число, например, три.

И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекула выглядит так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в круг, с соединенными вверху руками).

Закончить упражнение можно, назвав общее количество участников, — это будет общий круг.

Рефлексия

Занятие заканчивается вопросами к участникам:

— Какое у вас настроение?

— Что особенно понравилось?

— Как работалось в группе?

— Кто был лидером? И т.д.

СОЗВЕЗДИЕ «Я»

Итоговое занятие с активистами школы

Цели: создание благоприятного психологического климата; формирование установки на активную творческую работу; обеспечение механизма обратной связи (подведение итогов работы).

Участники: активисты ученического самоуправления района.

Форма проведения: коллективное творческое дело.

Материалы: клубок ниток, цветная бумага, ножницы, клей, ватманы.

Вступительное слово ведущего

На протяжении всего года мы с вами участвовали в различных мероприятиях: встречах, конференциях, семинарах, круглых столах. Там мы рассматривали и обсуждали самые разные вопросы ученического самоуправления, особенности личностных качеств активистов. Пришло время подвести некоторые итоги нашей совместной работы и определить проблемные и значимые вопросы на следующий учебный год.

Самопрезентация

Упражнение «Это я!»

Участники встают в круг, ведущий — в центр образовавшегося круга. В руках ведущего клубок ниток. Ведущий передает по очереди клубок каждому участнику. Тот, называя свое имя, возраст и какую-нибудь черту своего характера или любимое занятие, передает клубок обратно ведущему. В результате образуется воображаемая звездочка, символизирующая неугомонность характера активистов, умеющих зажигать своей энергией других ребят.

Далее ребята делятся на группы. Для деления используются карточки с двумя геометрическими фигурами — круг и треугольник (фигуры могут быть разного цвета и размера). Каждый участник получает карточку. В зависимости от количества ребят, объединение в микрогруппы может происходить по фигурам, цвету фигур, величине фигур.

Взаимодействие в группе

Упражнение «Девиз»

Каждой команде предлагается придумать девиз, который бы отражал активную жизненную позицию человека.

После завершения работы участники группы должны построиться по алфавиту и представить свой девиз.

Определение зоны действия

«Думай, думай, голова» (мозговой штурм)

Группы должны предложить по два проблемных, значимых вопроса для обсуждения на следующий учебный год.

Упражнение «Кувшин желаний»

Ребята записывают на вырезанных из цветной бумаги звездочках свои пожелания на следующий год и опускают их в красиво оформленную бутылку.

Творческая мастерская

Задание «Портрет лидера»

Каждой команде дается по листу ватмана, набору цветной бумаги, клей и ножницы. Участники, используя вырезанные из цветной бумаги фигуры — круги, треугольники, квадраты, — создают из них портрет лидера. В работе должны быть использованы все три вида фигур.

Рефлексия

Упражнение «Паутинка»

Все становятся в круг. У ведущего в руках клубок ниток, он передает клубок одному из ребят с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Конец ниточки он оставляет у себя и наматывает себе на палец, то же самое проделывает каждый участник.

В результате у каждого участника в руках ниточка, а в центре круга образуется замысловатая паутинка. Ведущий поводит итог и говорит о том, что за год работы активисты познакомились и всех их вместе связывают невидимые, но очень крепкие ниточки.

Он желает ребятам, чтобы эти ниточки никогда не рвались, а каждый активист ученического самоуправления 2007/2008 года оставляет себе на память маленький кусочек этой паутинки.

Нина МИНУТИНА,
педагог-психолог
Марина ЛОМИНА,
старшая вожатая,
Пестряковская муниципальная
средняя общеобразовательная школа,
Ивановская область