|
НОМИНАЦИЯ:
«Оригинальные решения: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия — по-новому» |
Рубиновая страна чудес
Групповое занятие для родителей
и учащихся начальной школы
Цели занятия:
—
сплочение коллектива родителей и детей класса;
— отработка совместной деятельности родителей
и детей;
— нахождение взаимопонимания между родителями
и детьми;
— поиск выхода из конфликтной ситуации;
— отработка «Я»-высказываний.
Материалы:на доске карта «Рубиновой страны
чудес», карточкис эмблемамипо количеству групп,
карточки из цветной бумаги, клей, ножницы,
цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А3,
карточки с описанием конфликтных ситуаций,
карточки с описанием ситуаций совместной
деятельности родителей и детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Участники встают в круг.
Психолог. Добрый день, уважаемые
родители и дорогие ребята! Сегодня теплый ветер
перемен занесет нас в волшебную страну под
названием «Рубиновая страна чудес». Перед тем
как отправиться путешествовать, давайте
посмотрим, какие мы внимательные и активные.
Упражнение «Сделай, как я»
Движения выполняются по кругу, показывать
движения будут только дети.
Психолог. Молодцы! Мы разогрелись, нам
стало весело, и сейчас нам нужно будет разбиться
на 4–5 групп. В этом нам помогут карточки с
эмблемами. Я пойду по кругу, и каждый
представитель от семьи вытаскивает из коробочки
карточку с эмблемой. Далее вы подходите к столу с
той эмблемой, которая совпадает с вашей эмблемой
на карточке.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Наша страна
чудес необычна, в ней есть «Розовое облако»,
«Город ссор», «Поляна увлечений и хобби», уголок
«Вместе весело…» Совместная деятельность
родителей и детей и путешествие заканчиваются в
«Рубиновом сердце» взаимного понимания и
принятия.
Каждое путешествие сопровождается
приключениями, трудностями, радостями
преодоления и принятия решений, и нам тоже
придется это испытать. Начнем.
В
жизни мы любим мечтать и очень хотим, чтобы наши
желания исполнились, и нередко судьба
преподносит нам подарки, наши желания
исполняются. Но часто они остаются только в
мечтах, так как мы боимся высказать свое самое
сокровенное близкому человеку — маме, отцу,
бабушке, дедушке, брату, сестре.
«Розовое облако» поможет вам сегодня
услышать невысказанные пожелания членам своей
семьи. Каждой группе необходимо будет сделать
совместную аппликацию пожеланий, в которой
пожелания мамы и ребенка составляют, например,
лодочку с парусом. На лодочке — пожелание
мамы, на парусе — пожелание ребенка. Группа
соединяет свои композиции в единую аппликацию и
дает ей название.
Вначале идет работа между родителем и
ребенком, затем групповая работа. Время – 15
минут. Аппликацию презентует представитель
каждой группы у доски.
Наша жизнь представляет череду белых и черных
полос, радости и ссор, примирения и недомолвок.
Иногда ссора помогает думающему человеку
осмыслить свои ошибки в отношениях с близкими,
изменить свой взгляд, свои действия. А иногда
нужно взглянуть на похожую ситуацию со стороны,
чтобы увидеть в ней себя и своих близких. «Город
ссор» сориентирует вас, как найти выход из
сложных ситуаций. Каждой группе дается описание
определенной жизненной ситуации. Вначале каждая
семья предлагает выход из создавшейся ситуации,
потом идет обсуждение, и если вы найдете
оптимальный выход совместно – это очень хорошо,
если нет — попробуем сделать это вместе.
Группам выдаются карточки с описанием
ситуациий (приложение 1). Время — 15 минут.
Обсуждение ситуаций.
В каждой семье есть совместные любимые дела,
хобби, увлечения. Кто-то ходит в театр, кто-то – в
поход, а некоторые любят вместе смотреть
телевизор и обсуждать фильмы. Наша «Поляна
увлечений и хобби» поможет вам приоткрыть
занавес над вашими семейными интересами. Команда
на листе ватмана должна составить композицию из
рисунков каждой семьи по теме «Семейные
увлечения и хобби». Дайте общее название вашей
совместной композиции, которое отразило бы суть
ваших рисунков.
Обсуждение:
• Что важно для вашей семьи в совместном
увлечении?
• Что вы испытываете, когда бываете вместе?
Ваши чувства и ощущения?
• Помогает ли совместное времяпрепровождение
в сплочении семьи?
Время — 15–20 минут.
Наша тропинка уводит нас все дальше и дальше,
навстречу тихому уголку под названием «Вместе
весело…». Здесь вам предстоит показать
пантомиму вашей совместной трудовой
деятельности (уборка квартиры, поход в магазин и
т.д.). Остальные команды угадывают. Увлекательная,
необычная, оригинальная постановка пантомимы
даст возможность оценить ваш творческий
потенциал, сплоченность и организационные
способности (приложение 2).
Время подготовки — 5 минут, выступления — 5–7
минут.
Обойдя всю Рубиновую страну, мы добрались до
«Рубинового сердца». В центре написаны два
местоимения: «Я» — «Я», которые обозначают союз
взрослого и ребенка. Сейчас мы образуем круг, где
родители и дети продолжат одно и то же
неоконченное предложение: «Я считаю, что мои
родители ….», «Я считаю, что мой ребенок …».
(Выполняется упражнение.)
После того как все высказались, я попрошу вас
обнять друг друга, пожелать своим близким любви и
замереть на две минутки. Колокольчик известит
вас, когда можно будет разомкнуть объятья.
Наше путешествие подошло к концу. Давайте
подведем итоги.
• Что понравилось сегодня?
• На что вы обратите внимание дома после этой
игры?
• Ваши чувства и настроение.
Тамара КИРИЛИНА,
педагогпсихолог,
татарскорусская
средняя общеобразовательная школа № 68
с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Казань,
Республика Татарстан
Приложение 1
Ситуации к «Стране ссор»
1. Мама просит детей убрать в комнате и помыть
посуду. Дети находят много причин, чтобы уйти от
выполнения задания.
Что сделать, чтобы задание было выполнено без
ущерба для обеих сторон? Обсудите варианты
взрослых и детей и найдите решение, приемлемое
для всех.
2. У всех, ну почти у всех взрослых сейчас есть
мобильные телефоны. Дети тоже хотят иметь
мобильные телефоны. Родители знают, что
мобильники приносят не только пользу, но и
довольно большой вред. Ребенок постоянно носит
при себе мобильный телефон, делает с ним уроки
под музыку, пишет бесконечные SMS, часто звонит
друзьям и на замечания родителей либо
отмахивается и продолжает делать то, что делал,
либо начинает противоречить и упрямиться.
Что предпринять родителям? А что могут
посоветовать дети своему сверстнику? Обсудите
варианты взрослых и детей и найдите приемлемое
для всех решение.
3. Карманные деньги. Всем хочется их иметь, чтобы
распоряжаться по своему усмотрению, а не так, как
скажут родители. Где их взять? Можно ли их
заработать в семье? Если «да», то за что и каким
образом? Обсудите варианты взрослых и детей и
найдите приемлемое для всех решение.
4. Сын (дочь) стал(а) резок (резка), груб(а).
Разговаривает только на повышенных тонах. Папа
принимает крайние меры и накладывает на ребенка
домашний арест: в течение недели ребенок после
школы идет домой и не выходит на улицу. Как
«разрулить» эту ситуацию? Обсудите варианты
взрослых и детей и найдите приемлемое для всех
решение.
5. Два ученика поссорились в классе, потом ссора
продлилась на улице и закончилась дракой. Никто
виновным себя не признает. Родители одного из
мальчиков написали заявление директору школы, в
милицию, требуя принять меры к сопернику. Дети по
истечении времени уже не имеют друг к другу
претензий, а вот родители никак не могут
успокоиться.
Как бы следовало поступить родителям? Что могут
посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите
варианты взрослых и детей и найдите приемлемое
для всех решение.
6. Родители решили купить ребенку одежду. Придя
вместе с ребенком в магазин, мама с папой
начинают подбирать одежду на свой вкус и в
соответствии со своими возможностями. Ребенку
нравятся другие модели, которые современнее и
дороже. Возникает ссора, ребенок отказывается
надеть то, что хотят приобрести родители.
Как бы следовало поступить родителям? Что могут
посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите
варианты взрослых и детей и найдите приемлемое
для всех решение.
Приложение 2
Темы для пантомим
1. В вашей семье праздник. Вы накрываете на стол,
моете и укладываете фрукты в тарелку, чистите и
начинаете жарить картошку. Вас отвлекает
телефонный звонок. Через какое-то время вы
чувствуете запах сгоревшей картошки.
2. Поход в магазин за покупками (одежда,
видеоаппаратура и др.).
3. Поход в зоопарк.
4. Посещение аквапарка (горки, заплыв и пр.).
5. Дети и родители на спортивной площадке,
совместные игры.
6. Посещение кинотеатра (ожидание, покупка
билетов, эмоции при просмотре и пр.).