Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Рубиновая страна чудес

Групповое занятие для родителей
и учащихся начальной школы

Цели занятия:

— сплочение коллектива родителей и детей класса;

— отработка совместной деятельности родителей и детей;

— нахождение взаимопонимания между родителями и детьми;

— поиск выхода из конфликтной ситуации;

— отработка «Я»-высказываний.

Материалы:на доске карта «Рубиновой страны чудес», карточкис эмблемамипо количеству групп, карточки из цветной бумаги, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А3, карточки с описанием конфликтных ситуаций, карточки с описанием ситуаций совместной деятельности родителей и детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участники встают в круг.

Психолог. Добрый день, уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня теплый ветер перемен занесет нас в волшебную страну под названием «Рубиновая страна чудес». Перед тем как отправиться путешествовать, давайте посмотрим, какие мы внимательные и активные.

Упражнение «Сделай, как я»

Движения выполняются по кругу, показывать движения будут только дети.

Психолог. Молодцы! Мы разогрелись, нам стало весело, и сейчас нам нужно будет разбиться на 4–5 групп. В этом нам помогут карточки с эмблемами. Я пойду по кругу, и каждый представитель от семьи вытаскивает из коробочки карточку с эмблемой. Далее вы подходите к столу с той эмблемой, которая совпадает с вашей эмблемой на карточке.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Наша страна чудес необычна, в ней есть «Розовое облако», «Город ссор», «Поляна увлечений и хобби», уголок «Вместе весело…» Совместная деятельность родителей и детей и путешествие заканчиваются в «Рубиновом сердце» взаимного понимания и принятия.

Каждое путешествие сопровождается приключениями, трудностями, радостями преодоления и принятия решений, и нам тоже придется это испытать. Начнем.

В жизни мы любим мечтать и очень хотим, чтобы наши желания исполнились, и нередко судьба преподносит нам подарки, наши желания исполняются. Но часто они остаются только в мечтах, так как мы боимся высказать свое самое сокровенное близкому человеку — маме, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре.

«Розовое облако» поможет вам сегодня услышать невысказанные пожелания членам своей семьи. Каждой группе необходимо будет сделать совместную аппликацию пожеланий, в которой пожелания мамы и ребенка составляют, например, лодочку с парусом. На лодочке — пожелание мамы, на парусе — пожелание ребенка. Группа соединяет свои композиции в единую аппликацию и дает ей название.

Вначале идет работа между родителем и ребенком, затем групповая работа. Время – 15 минут. Аппликацию презентует представитель каждой группы у доски.

Наша жизнь представляет череду белых и черных полос, радости и ссор, примирения и недомолвок. Иногда ссора помогает думающему человеку осмыслить свои ошибки в отношениях с близкими, изменить свой взгляд, свои действия. А иногда нужно взглянуть на похожую ситуацию со стороны, чтобы увидеть в ней себя и своих близких. «Город ссор» сориентирует вас, как найти выход из сложных ситуаций. Каждой группе дается описание определенной жизненной ситуации. Вначале каждая семья предлагает выход из создавшейся ситуации, потом идет обсуждение, и если вы найдете оптимальный выход совместно – это очень хорошо, если нет — попробуем сделать это вместе.

Группам выдаются карточки с описанием ситуациий (приложение 1). Время — 15 минут. Обсуждение ситуаций.

В каждой семье есть совместные любимые дела, хобби, увлечения. Кто-то ходит в театр, кто-то – в поход, а некоторые любят вместе смотреть телевизор и обсуждать фильмы. Наша «Поляна увлечений и хобби» поможет вам приоткрыть занавес над вашими семейными интересами. Команда на листе ватмана должна составить композицию из рисунков каждой семьи по теме «Семейные увлечения и хобби». Дайте общее название вашей совместной композиции, которое отразило бы суть ваших рисунков.

Обсуждение:

• Что важно для вашей семьи в совместном увлечении?

• Что вы испытываете, когда бываете вместе? Ваши чувства и ощущения?

• Помогает ли совместное времяпрепровождение в сплочении семьи?

Время — 15–20 минут.

Наша тропинка уводит нас все дальше и дальше, навстречу тихому уголку под названием «Вместе весело…». Здесь вам предстоит показать пантомиму вашей совместной трудовой деятельности (уборка квартиры, поход в магазин и т.д.). Остальные команды угадывают. Увлекательная, необычная, оригинальная постановка пантомимы даст возможность оценить ваш творческий потенциал, сплоченность и организационные способности (приложение 2).

Время подготовки — 5 минут, выступления — 5–7 минут.

Обойдя всю Рубиновую страну, мы добрались до «Рубинового сердца». В центре написаны два местоимения: «Я» — «Я», которые обозначают союз взрослого и ребенка. Сейчас мы образуем круг, где родители и дети продолжат одно и то же неоконченное предложение: «Я считаю, что мои родители ….», «Я считаю, что мой ребенок …».

(Выполняется упражнение.)

После того как все высказались, я попрошу вас обнять друг друга, пожелать своим близким любви и замереть на две минутки. Колокольчик известит вас, когда можно будет разомкнуть объятья.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

• Что понравилось сегодня?

• На что вы обратите внимание дома после этой игры?

• Ваши чувства и настроение.

Тамара КИРИЛИНА,
педагог­психолог,
татарскорусская
средняя общеобразовательная школа № 68
с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Казань,
Республика Татарстан

 


 

Приложение 1

Ситуации к «Стране ссор»

1. Мама просит детей убрать в комнате и помыть посуду. Дети находят много причин, чтобы уйти от выполнения задания.

Что сделать, чтобы задание было выполнено без ущерба для обеих сторон? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.

2. У всех, ну почти у всех взрослых сейчас есть мобильные телефоны. Дети тоже хотят иметь мобильные телефоны. Родители знают, что мобильники приносят не только пользу, но и довольно большой вред. Ребенок постоянно носит при себе мобильный телефон, делает с ним уроки под музыку, пишет бесконечные SMS, часто звонит друзьям и на замечания родителей либо отмахивается и продолжает делать то, что делал, либо начинает противоречить и упрямиться.

Что предпринять родителям? А что могут посоветовать дети своему сверстнику? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите приемлемое для всех решение.

3. Карманные деньги. Всем хочется их иметь, чтобы распоряжаться по своему усмотрению, а не так, как скажут родители. Где их взять? Можно ли их заработать в семье? Если «да», то за что и каким образом? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите приемлемое для всех решение.

4. Сын (дочь) стал(а) резок (резка), груб(а). Разговаривает только на повышенных тонах. Папа принимает крайние меры и накладывает на ребенка домашний арест: в течение недели ребенок после школы идет домой и не выходит на улицу. Как «разрулить» эту ситуацию? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите приемлемое для всех решение.

5. Два ученика поссорились в классе, потом ссора продлилась на улице и закончилась дракой. Никто виновным себя не признает. Родители одного из мальчиков написали заявление директору школы, в милицию, требуя принять меры к сопернику. Дети по истечении времени уже не имеют друг к другу претензий, а вот родители никак не могут успокоиться.

Как бы следовало поступить родителям? Что могут посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите приемлемое для всех решение.

6. Родители решили купить ребенку одежду. Придя вместе с ребенком в магазин, мама с папой начинают подбирать одежду на свой вкус и в соответствии со своими возможностями. Ребенку нравятся другие модели, которые современнее и дороже. Возникает ссора, ребенок отказывается надеть то, что хотят приобрести родители.

Как бы следовало поступить родителям? Что могут посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите приемлемое для всех решение.

 

Приложение 2

Темы для пантомим

1. В вашей семье праздник. Вы накрываете на стол, моете и укладываете фрукты в тарелку, чистите и начинаете жарить картошку. Вас отвлекает телефонный звонок. Через какое-то время вы чувствуете запах сгоревшей картошки.

2. Поход в магазин за покупками (одежда, видеоаппаратура и др.).

3. Поход в зоопарк.

4. Посещение аквапарка (горки, заплыв и пр.).

5. Дети и родители на спортивной площадке, совместные игры.

6. Посещение кинотеатра (ожидание, покупка билетов, эмоции при просмотре и пр.).