|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Успешные родителиПрограмма работы родительского клуба
|
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
«Моя семья» | «Учусь быть родителем» | «Я — успешный родитель» |
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
«Моя семья» Цель: сформировать представления молодых родителей о семье |
«Детскородительские
отношения» Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком |
«Общаемся с детьми» Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания |
Декабрь | Январь | Февраль |
«Психологический климат семьи» Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье |
«Когда ребенок сводит вас с ума» Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним |
«Я тебе доверяю» Цель: обучение конструктивному решению конфликтов |
Март | Апрель | Май |
«Роль отца в семье» Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию |
Родительский практикум «Учусь
быть родителем» Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний |
«Ваш ребенок первоклассник» Цель: формирование системы представлений родителей о готовности ребенка и семьи в целом к школе. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенкапервоклассника. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к школе |
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Тема: «Формирование детскородительских отношений».
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.
Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5–6-летнего возраста) по вопросам:
• Самое страшное для меня наказание.
• Самое приятное поощрение.
Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
ХОД ЗАСЕДАНИЯ
Упражнение «Знакомство»
Психолог. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе «Успешный родитель». Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
Например: я Ольга Викторовна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребенок самый замечательный, и у меня не бывает проблем.
При этом вы выбираете себе кружок из коробки.
Родители высказываются и передают коробку своему соседу.
Психолог. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детскородительских отношениях.
Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными для нас сегодня глазами.
Упражнение «Мое солнышко»
Психолог. Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.
(Родителям предлагаются два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнце с отходящими от него лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребенок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание.)
Психолог. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многоемногое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.
Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес «обидчика», ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно — при условии правильного воспитания.
Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?
Родители отвечают.
Психолог. Если обобщить все сказанное, получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, малыш действительно чемто напоминает вас. И всетаки он проживает свою жизнь, а не чьюто, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой.
Никто не знает, что ждет его, да и каждого из нас, и пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт. Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?
Где же малыш получает больше всего ударов?
Родители отвечают.
Психолог. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.
Упражнение «Круг общения малыша»
Психолог. Давайте на листе ватманазапишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1).Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает его посвоему, заражая малыша своими эмоциями. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.
Упражнение «Стрелы воспитания»
Психолог предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 то, на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых (оценка, наказание, навязывание собственного опыта, осуждение, отвержение, требование, оценка и т.п.).
Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.
Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).
Посмотрите: у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но свобода и постоянный контроль несовместимы. Если не ослабить пресс, взрослея, ребенок вряд ли сможет самостоятельно решать какие бы то ни было вопросы, нести ответственность, спотыкаясь о кочки и натыкаясь на камни жизненных неурядиц.
Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого посмотрим, как же мы воспитываем своих детей.
У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.
Родителям предлагаются карточки:
Как я воспитываю своего ребенка? |
|
наказываю |
поощряю |
Родители вписывают свои высказывания в соответствующую графу.
Психолог. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка и как поощряем.
Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.
Психолог. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)
Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.
Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.
Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.
Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?
Мы разряжаемся на ребенке, а он, в свою очередь. заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.
Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо иметь в виду, что чаша поощрений должна перевешивать хотя бы в дватри раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.
(Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.)
Воспитывая ребенка, необходимо научить его летать, а не ползать. А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись.)
Надеюсь, это не требует комментария.
Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или прибегают к ним в состоянии агрессии. Поэтому, прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?
Но самое главное – никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.
Зачитывается стихотворение:
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутанны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник — кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне показать — я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, – по правде или нет.
В конце занятия родителям дарятся памятки «Прежде чем воспитывать…» (см. приложение).
Закончить наше занятие я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: «Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, из которого ушли. Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям — зеленый свет».
Имеем ли мы право лишать ребенка детства?
Ольга БОРИСОВА,
педагог-психолог,
МДОУ «Детский сад № 16»,
г. Заречный, Пензенская область
В составлении конспекта использованы материалы книги:
Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.
Приложение
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ…
Памятка для родителей
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?
1. Какая цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребенка?
2. Вам хочется навязчиво поделиться опытом или у вас есть желание скорее протянуть ребенку руку?
3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?
4. Вам хочется устроить малышу очередной суд — убить веру в себя?
5. А может быть, вам хочется «вдолбить» в него какието запреты, которые он будет нарушать, давая вам повод разряжаться на нем?
6. Вам хочется сделать ребенка удобным для себя и прополоть в нем черты характера — все неугодные мгновенно сорвать?
7. А может, вы собрались посчитать сегодня очередные шалости ребенка?
8. А может быть, вы просто рассержены почемуто, разозлены, у вас появилась потребность критиковать, негодовать и осуждать?
9. Может, вы задумали устроить малышу стереотипную очередную порку?
10. А может быть, вам надо скрыть самого себя за ширмою воспитания?
А может быть…