|
|||||||||||
Организаторами фестиваля выступили Федерация психологов образования России, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центр практической психологии образования при поддержке Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки Российской Федерации.
Объединение «в одном флаконе» двух таких важных мероприятий стало уже традиционным: в октябре прошлого года во Всероссийском детском центре «Орленок» также прошли два мероприятия — I Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России — 2007» и Всероссийский фестиваль инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование». Отличие конкурса психолого-педагогических программ от прошлогоднего конкурса проектов состоит в том, что его итоги были подведены заранее, поэтому накала страстей здесь не наблюдалось. Члены жюри еще в Москве оценили присланные на конкурс работы и выбрали победителей, которые имели возможность провести в рамках фестиваля презентацию своих программ. Это дало возможность его участникам (а в Сочи приехали более двухсот человек) познакомиться с наиболее интересными наработками психологов образования и немного разрядить то неизбежное напряжение, которое царит на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России». Если прошлогодний конкурс можно было рассматривать как «пробу сил» в проведении таких мероприятий, то в нынешнем году конкурсантам и членам жюри пришлось работать с полной отдачей: конкурсантов оказалось в три раза больше, да и все задания первого, второго и третьего туров нужно было «отрабатывать» на сцене, перед полным залом. Надо отдать должное участникам — все они проявили огромную волю к победе, преданность своей профессии и психологическую устойчивость. Самым сложным стал первый тур, состоявший из двух заданий — «Визитная карточка» и «Представление опыта работы». Тур этот длился в течение целого рабочего дня!
Пожалуй, наиболее заметный качественный прорыв произошел в презентациях: по сравнению с прошлым годом они стали более интересными и разнообразными в подборе изобразительных средств. И, как мне показалось, психологи стали более четко и глубоко оценивать свои профессиональные возможности, свою роль в системе образования. Приятно, что ряд участников (из Дагестана, Мордовии, Якутии) обращались к своим историческим корням, привнося в презентацию элементы национальной культуры. Участники конкурса представляли не только все многообразие направлений деятельности психологов в системе образования (детские сады, школы, ППМС-центры), но и широкую географию нашей страны (от больших городов до маленьких поселков). Мудрость и опыт одних специалистов соперничали с молодостью и напором других. Поэтому, в отличие от прошлого года, когда мнения членов жюри при выборе победителей были практически единогласными, сейчас принятие общего решения оказалось делом нелегким. На мой взгляд, каждый из четырех вышедших в финал педагогов-психологов — Е.В.Ризванова, З.Н.Дусеева, Е.Я.Дивулина и Ф.Г.Алиева — был достоин звания победителя. Победу одержала опытный специалист, психолог Елена Викторовна Ризванова из деревни Радужная Ступинского района Московской области.
Примечательно, что в этом году, как и в прошлом, победителем стал педагог-психолог из сельской местности. Есть ли в этом какая-то закономерность? Покажет очередной конкурс. Хотя очевидно, что работа психолога в сельской школе требует большей универсальности, более широкого видения общей ситуации в образовательном учреждении. Так или иначе, нынешний конкурс показал, что сложно и, пожалуй, неправомерно сравнивать работу психолога в школе с работой специалиста ППМС-центра или коррекционного образовательного учреждения. А деятельность психолога в дошкольном учреждении сильно отличается от взаимодействия психолога с подростками. Везде присутствует своя специфика, поэтому более объективным было бы оценивать работу специалистов по номинациям. Именно по этой причине организаторы и члены жюри решили, что в следующем году, когда участников всероссийского этапа конкурса профессионального мастерства станет еще больше, конкурсная борьба будет проходить среди «товарищей по цеху». А затем уже из них выберут одного победителя. Кроме того, стало понятно, что для объективной оценки уровня подготовки специалиста необходимо наблюдать за его работой не только на сцене, но и в реальных условиях — с детьми.
Скорее всего, основные этапы конкурса профессионального мастерства пройдут предположительно в июне в Москве или на родине победителя, в данном случае — в Подмосковье. А осенью на заключительный этап приедут победители во всех номинациях, которые получат возможность продемонстрировать свои достижения на мастер-классах. Вероятно, это будет не конкурс и не фестиваль, а форум, на котором больше времени можно уделить дискуссиям, обсуждениям, решению общих, наболевших вопросов. Правда, время для профессиональных обсуждений и дискуссий нашлось и на прошедшем, насыщенном конкурсной борьбой фестивале. Большой интерес участников вызвали семинары В.П.Стаховской «Создание автономного образовательного учреждения на базе ППМС-центра (опыт Калининградской области)», А.Г. Петрынина «Криминальная подростковая субкультура: пути и средства ее преодоления», М.Р. Битяновой «Построение системы психологической работы в школе: основные шаги проектирования».
Но самая острая полемика развернулась на круглом столе «Психологические СМИ в формировании позитивного образа педагога-психолога: опыт газеты «Школьный психолог». Его ведущий И.В.Вачков организовал обсуждение проблем, связанных с негативным отношением к психологам на разных уровнях: государственном, общественном и личностном. В дискуссию включились не только сами специалисты, но и представители Министерства образования и науки РФ (Е.И. Метелькова), ведущие ученые (И.В. Дубровина), руководители региональных и муниципальных психологических служб. В итоге обсуждения все сошлись на том, что психологам нельзя ждать «милости от природы», надо самим работать над формированием собственного имиджа. Ведь мы сами творим свою историю — историю окончательного становления и развития психологической службы в системе образования. И от нашего профессионализма, творчества и энтузиазма зависит, какой станет наша профессия в будущем. Ольга РЕШЕТНИКОВА |