Мария ПАНФУТОВА,
логопед-дефектолог школы № 367
для больных детей и детей-инвалидов, Москва
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ «Ш» и «Щ»
В нынешнее время среди учащихся
начальных классов много детей, страдающих
дисграфией. Это нарушение является серьезным
препятствием в овладении грамотой на начальных
этапах обучения. Нередко учителя начальных
классов и преподаватели русского языка считают
дисграфические ошибки нелепыми и, не имея
возможности объяснить их появление, ищут причину
в личностных качествах ученика, обвиняя его в
невнимательности и небрежном отношении к письму.
А между тем причинами дисграфии являются
дисфункции в работе отдельных зон ЦНС,
отвечающих за речедвигательный, речеслуховой,
зрительный и двигательный анализаторы.
Несовершенство работы одного из анализаторов
ведет к появлению в тетрадях учеников
«непонятных» ошибок.
В настоящей работе предлагается ряд занятий по
устранению дисграфии, в основе которой лежат
нарушения зрительного восприятия,
пространственно-временной ориентировки и
недостаточность кинестетической и динамической
стороны двигательного акта. Вследствие данных
нарушений ребенок испытывает трудности в
зрительном восприятии элементов букв, у него
нарушается контроль за ходом двигательных актов
во время письма. В тетрадях таких детей
обнаруживаются замены сходных по написанию
строчных («б» — «д», «в» — «д», «т» — «п», «м» —
«л», «и» — «у» и т.п.) и прописных букв («Р» —
«Г», «Т» — «П», «З» — «Е»), недописывание
элементов букв. У детей с подобными нарушениями
крайне медленно вырабатывается стабильная
двигательная формула буквы (кинема). А.Н. Корнев
называет данное нарушение письма
«диспраксической дисграфией».
Диспраксическая дисграфия является довольно
стойкой и сложно поддается исправлению.
Возникновение дисграфии свидетельствует о
наличии у ребенка нарушений функционирования
ЦНС. Работу с учеником-»дисграфиком» необходимо
начинать с устранения причин ее возникновения, а
не с устранения следствий данных нарушений.
Коррекция данного вида дисграфии требует
комплексного подхода. Этой проблемой должны
заниматься несколько специалистов
коррекционно-развивающей поддержки.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Изольна». Большой выбор льняных изделий и тканей на любой вкус. В магазине Вы можете купить готовые шторы, скатерти, полотенца, пледы, одежду и другие товары. Лён премиум класса от производителей, гарантия качества, доступные цены, шоурум в Москве. Подробную информацию и каталог товаров Вы найдёте на сайте: izolna.ru.
На первом этапе основная роль отводится
психологу и дефектологу, которые организуют
диагностическую работу по оценке состояния ВПФ у
ребенка и проводят коррекционные занятия,
направленные на формирование зрительного
восприятия, пространственно-временных
представлений, развитие и коррекцию
мелкомоторных движений. Дефектолог и психолог
формируют у ребенка умение ориентироваться в
схеме собственного тела, среди окружающих
предметов, на листе бумаги, устраняют трудности
мелкомоторной координации, расширяют
двигательные возможности кистей и пальцев рук.
Материалы по устранению сложностей
пространственно-временного ориентирования,
коррекции зрительного восприятия и
совершенствованию мелкой моторики рук широко
представлены в работах А.Н.Корнева, А.В.Семенович,
И.Н.Садовниковой, Р.А.Лалаевой, Е.А.Катаевой и др.
Лишь после данного подготовительного периода
логопеду следует приступать к сравнительному
анализу и дифференциации смешиваемых букв.
В программах известных авторов-логопедов
(Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой и др.)
представлены комплексы упражнений для
дифференциации букв, сходных по написанию. Но в
данных упражнениях отрабатываются наиболее
часто встречающиеся варианты замен по
оптическому и кинестетическому сходству. А в
работах детей попадаются и иные, пусть более
редкие, замены. Так, по моим наблюдениям, у 20–30%
детей, страдающих данным видом дисграфии,
существуют трудности при написании буквы «щ». У
этих учеников слова при письме приобретают
искажения («пишевой», «шекотно» и т.д.). В связи с
этим возникла необходимость разработки системы
упражнений для дифференциации букв «ш» и «щ».
Предлагаемый комплекс из девяти занятий
позволяет устранить сложности, связанные с
написанием буквы «щ». Система упражнений была
успешно опробована на базе ГОУ СОШ «Школа
надомного обучения» № 367 с учащимися, имеющими
ослабленное здоровье.
Результат коррекционной работы достигается
благодаря подключению зрительного анализатора
(буквы должны ассоциироваться ребенком с образом
какого-либо предмета, зрительно сходным с буквой)
и отработке правильности начертания буквы на
основе кинестезий. Так, при написании «ш» в слове
после нескольких занятий у ребенка четко
формируется ассоциативный образ буквы со
сложенным шнурком, а при написании «щ» — с щукой,
имеющей длинный хвост. Одновременное
сопоставление образа буквы и предмета с
последующим проговариванием (например: «щ» — это
щука с длинным хвостом, пишу, хвостик) позволяет
четче контролировать движения руки, что
впоследствии позволит исключить замену «щ» на
«ш».
Занятия разработаны с учетом
общедидактических и специальных принципов
обучения.
Дифференциация звуков «ш» и «щ» на
первоначальных этапах отрабатывается на
наиболее мелких языковых единицах. От занятия к
занятию усложняется речевой материал, а также
растет уровень сложности предлагаемых заданий.
Это позволяет ученику по окончании курса
овладеть дифференциацией звуков в текстах,
воспринимаемых на слух.
Интересные игровые приемы и наглядный
материал, используемые в коррекционной
деятельности, содействуют положительному
отношению учащихся к работе, что создает
благоприятные условия для преодоления нарушений
письменной речи. Многократность и вариативность
заданий позволяет прочно закрепить не только
отрабатываемый навык письма, но и умение
выполнять звуко-буквенный анализ и синтез,
обогатить лексико-грамматический строй речи,
развить внимание, память, навыки самоконтроля.
Данная система упражнений предназначена для
коррекционной работы с учащимися начальных
классов массовых и специальных (коррекционных)
школ. Предлагаемый материал могут использовать
как логопеды, так и учителя начального звена
школ, желающие сократить число специфических
ошибок у своих учеников при письме.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: знакомство с оптическим
образом букв «ш» и «щ».
Вступительная часть
1. Педагог демонстрирует детям сложенные из
проволоки буквы «ш» и «щ», предлагает назвать их.
2. Дети самостоятельно складывают проволоку в
виде букв «ш» и «щ».
3. Логопед предлагает ребятам подумать, на что
похожи эти буквы.
После вариантов детей педагог вывешивает
картинки: «ш» в виде шнурка, «щ» в виде щуки.
Объясняет: буква «ш» выглядит как сложенный
шнурок, «щ» похожа на щуку, у которой есть хвост.
4. Ученик проводит пальцем по стилизованной
букве, запоминая ее графический образ. Затем
«пишет» буквы в воздухе, проговаривая: «ш» —
шнурок, «щ» — щука.
Основная часть. Задания
1. Записать под диктовку, проговаривая: «ш» —
шнурок; «щ» — щука.
Ш, Ш, Щ. Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ.
Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.
2. Продолжить ряд, не меняя последовательности:
Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.
3. Из продиктованных слогов записать только
буквы «ш» или «щ»:
шу, ши, щи, ще, ош, що, ша, аш, ща, щи, ещ, уш, ющ, ше.
4. Придумать слова, которые начинаются на звук
«ш» и «щ». Записать их в две строчки.
5. Какие слова заколдовала Баба-яга?
Заключительная часть
Педагог предлагает ученикам вспомнить, на что
похожи буквы «ш» и «щ». Чем отличается написание
этих букв?
Ребенок еще раз повторяет написание букв в
воздухе.
Домашнее задание. Нарисовать буквы «ш» и
«щ» в виде шнурка и щуки.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: закрепление образа букв «ш»
и «щ».
Вступительная часть (повторение)
Педагог предлагает вспомнить, какие буквы
сравнивали на прошлом занятии. На что похожи эти
буквы?
Проверяет, как ученик справился с домашним
заданием.
Основная часть. Задания
1. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву
«щ» — красным.
Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш
Ш Щ Щ Щ Ш Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Ш
Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Щ Ш Щ Ш
2. Прописать две строки букв, не меняя
последовательности, проговаривая: «ш» — шнурок,
«щ» — щука.
Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш
3. Записать под диктовку слоги (перед написанием
вспомнить зрительный образ буквы «ш» и «щ»): ащ,
шу, уш, ющ, ща, шо, ще, щи, ош, ши, ещ, ша, щё.
4. а) Разложить картинки на две стопки: в одну —
слова, в которых встречается звук «ш», в другую —
слова, в которых встречается звук «щ».
б) Записать в первую строку слова со звуком «ш»,
во вторую — со звуком — «щ».
5. а) Вставить в слова буквы «ш» или «щ»:
…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе...ера.
б) Придумать с этими словами словосочетания и
записать их.
Заключительная часть
Педагог напоминает, что ученику необходимо
каждый раз, когда ему встречается буква «ш» или
«щ», вспоминать ее образ, проговаривая: «ш» —
шнурок или «щ» — щука.
Домашнее задание. Вставить в слова буквы
«ш» или «щ»: Придумать с этими словами
словосочетания и записать их.
Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.
ЗАНЯТИЕ № 3
Цель: дифференциация букв «ш» и
«щ» в словах.
Вступительная часть (повторение)
1. Вылепить букву «щ» из пластилина.
2. Вспомнить: а) на что похожи буквы «ш» и «щ»?
б) Как нужно проговаривать, если в слове
встречаются эти буквы?
3. Записать под диктовку слоги: ащ, щу, шу, еш,
иш, ещ, що, аш, ща, ще.
Основная часть
1. Вставить в слова буквы «ш» или «щ». Показать,
из какой трубы вылетел дым (см. рис. вверху).
Записать эти слова.
2. Графический диктант. Обозначить слово схемой
и записать букву «ш» или «щ», которая встречается
в этом слове.
Ищейка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок,
хвостище.
3. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в
два столбика.
Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у,
за…ито, …екотно, …ит.
4. Придумать словосочетания со словами и
записать их. (Слово произносится педагогом.
Ребенок определяет на слух, какую букву — «ш» или
«щ» — будет писать в этом слове, составляет
словосочетание).
Товарищи, машина, вещевой, орешник, сушить,
общий.
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Вставить букву «ш» или
«щ» и записать слова в два столбика.
…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: дифференциация букв «ш» и
«щ» в словах и словосочетаниях.
Организационный момент.
Вступительная часть
(повторение)
1. Вспомнить, из каких элементов состоят буквы
«ш» и «щ», в чем их отличие.
2. Из произнесенных педагогом слогов записать
только слоги с буквой «щ».
Основная часть
1. Исправить ошибки. Составить два букета.
Записать получившиеся слова.
2. Нарисовать свою поляну с цветами, поместив
справа цветы со словами, в которых есть буква «щ»,
а слева — цветы, в которых есть «ш».
3. Подчеркнуть в стихотворениях буквы «ш» и «щ».
Выписать из стихотворений слова с буквами «ш» и
«щ» в два столбика.
Щетинка — у чушки,
Чешуйка — у щучки.
Поросенок Тошка полюбил картошку.
— Кушай, Тошка, с молочком,
Лезь в корыто пятачком.
4. Зрительный диктант (записать слова по памяти)
Плащ, ищу, шиповник, тащил, мишка, ящик.
5. Исправь ошибки. Составь словосочетания со
словами из первого и второго столбика.
ЛЕТЯШИЙ
ПОЮЩИЙ
ВЬЮШИЙСЯ
ПУЩИСТЫЙ |
ПЛЮШ
ШЕНОК
ЩЕГОЛ
ЩАР |
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Вставить букву «ш» или
«щ». Переписать скороговорку.
На пло..ади пу…истый щенок
Ута..ил у каменщика пла.…
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: дифференциация букв «ш» и
«щ» в словосочетаниях и предложениях.
Вступительная часть
(повторение)
1. Из продиктованных педагогом слогов записать
слоги с буквой «щ»:
Шу, ща, що, ши, ищ, ящ, ше, ще, ущ, ющ, аш, ша, ещ.
2. Разгадать кроссворд.
По горизонтали: 2. Сказочный герой, живущий в
лесу. 3. Как иначе можно назвать худого человека. 5.
Настольная игра.
По вертикали: 1. Что вешают на окна. 2. Речная
рыба 4. Собака на разыскной службе. 6. На что
закрывают дверь.
Основная часть
1. Составить со словами из кроссворда
словосочетания и записать их.
2. Вставить буквы «ш» и «щ» в словосочетания.
Переписать. Подчеркнуть «ш» и «щ».
Узкая …ель, стирать с поро…ком, …ире шаг,
ловить …уку, просить про…ения, за…топать носки,
удобная при…епка.
3. Вставить буквы «ш» и «щ» в слова. Переписать
скороговорку. Подчеркнуть «ш» и «щ».
Щенок — бегаю…ий и лаю…ий,
Щегол — летаю…ий и пою…ий,
Мы…онок — …устрый и пи…ащий.
4. Слуховой диктант
Кашель, шутка, страшилище, роща, карандаш,
удилище,
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Вставить буквы, записать
стихотворение. Выучить его наизусть.
Два …енка, щека к щеке,
Щиплют …ётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка — щелк …енков с плеча!
Два щенка у…ли ворча.
С. Михалков
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: дифференциация букв «ш» и
«щ» в словосочетаниях и предложениях.
Вступительная часть (повторение)
1. Помогите сказочным героям найти свою букву:
«щ» или «ш».
Стра…ила
Ко…ей |
Щ |
Царевна-лягу..ка
Таракани…е |
Красная …апочка
…елкунчик |
Ш |
Ле…ий
Мы…ка-нору…ка |
Запишите имена героев в тетрадь.
Подчеркните «ш» и «щ».
2. Слуховой диктант
Ноша, кошка, священный, крещение, слаще,
слушать, еще.
Основная часть
1. Исправить ошибки. Составить словосочетания
со словами из первой и второй строчки.
Слыщен, колыщется, прошмыгнула, длинные,
плывуший.
Шупальца, яшерица, камыщ, шебет, ёрщ.
Подчеркнуть «ш» и «щ».
2. Переписать предложения, вставляя пропущенные
«ш» или «щ».
На болоте растут хво…и.
Мы…онок и…ет хлебные кро...ки.
Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и
каранда…а.
3. Закончить предложения.
В нашем шкафу много … .
Лев не травоядный, он — … .
Первобытные люди жили в … .
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Вставить пропущенные
буквы. Составить словосочетания со словами.
Записать их. Подчеркнуть «ш» и «щ».
У…елье, …ипать, ко…елёк, уси…и, че…уя, бор… .
ЗАНЯТИЕ № 7
Цель: дифференциация букв «ш» и
«щ» в предложениях и текстах.
Вступительная часть (повторение):
1. Вставить буквы в слова. Какие сардельки съест
кошка, а какие — щенок?
2. Зрительный диктант
Прошу пощады, шумная трещотка, большое
пожарище, получишь прощение.
Основная часть
1. Списать стихотворение, вставляя пропущенные
буквы.
Е..ё в полях белеет снег,
А воды уж весной …умят.
2. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.
Ящерицы
Ящерица — хи...ник. Охотятся я..ерицы на мелких
мо...ек и жучков.
Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают
на камни, коряги и …епки, ...урятся, солнышку
спинки подставляют. Ящерицы очень шустры. Ты е...ё
только крадё...ся к ней, а она уже под до..ечкой
про…мыгнула и пропала.
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Записать предложения,
исправив ошибки.
Лёша из дошечек построил яшик для картощки.
На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.
Прошла зима, зашебетали птицы.
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: дифференциация «ш» и «щ» в
предложениях и текстах.
Вступительная часть (повторение)
Из данных слов образовать название профессии
человека.
О б р а з е ц: прядь — прядильщик.
Уголь, приём, камень, баня, паром, дрессировка.
Основная часть
1. Слуховой диктант
Угольщик зашел в шахту.
Банщик насушил березовых веников.
Дрессировщик вышел на арену.
На крыше работал кровельщик.
2. Списать предложения, исправляя ошибки.
В праздник крешения многие веруюшие купаются в
проруби.
Солдат бесстращно зашищал Родину.
Натащин товариш всегда придет на помошь.
3. Списать текст, исправляя ошибки.
Весна
Вот и прищла весна. Солнышко показывается
чаше. Ешё на прощлой неделе лежал снег, а сейчас
на проталинах видна зеленеюшая трава. Скоро
зашумят ручьи. В лесу уже слышно шебетание птиц:
«Прошай, зима!»
Заключительная часть
Самопроверка.
Домашнее задание. Составить рассказ,
используя слова для справок и вопросы.
Слова для справок: река, камыши, весна,
мелкие рыбёшки и крупная рыба, хищная рыба.
Вопросы: Кто такая щука? Где живет щука? На
кого охотится щука? Когда и где выводятся щурята?
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: проверить прочность
усвоенных знаний по теме «Дифференциация «ш» и
«щ».
Основная часть
1. Списать поговорки, исправляя ошибки.
Щи да каща — пиша наща.
Шипцы да клеши — вот наши веши.
2. Диктант
В роще
Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в
рощу. С ними щенок Проша. В роще щеглы. Щеглы
щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Проша
бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она
затрещала. Щенок испугался. Миша и Паша смеялись.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы:
тренинг по дифференциации сходных по начертанию
букв. — СПб., 2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и
письменной речи учащихся начальных классов. — М.,
2003.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические
игры и упражнения в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии. — М., 2001.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у
детей. — СПб., 2003.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в
коррекционных классах. — М., 1999.
Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. —
СПб., 2003.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи
и их преодоление у младших школьников. — М., 1997.
Семенович А.В. Эти невероятные левши:
практическое пособие для психологов и родителей.
— М., 2004.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для
«непослушных» звуков. — Ярославль, 2004.
Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом № 2.
Дидактические материалы по исправлению
недостатков произношения у слабослышащих детей.
— Ярославль, 2001.