СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ
«ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ» за 2008 г.
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Савенков А. Между двумя полюсами. О
дифференцированном обучении № 5, 6
Степанов С. Чему учат «уроки счастья»? № 9
Степанов С. Стэнфордский эксперимент:
перезагрузка № 11
Савенков А. Дороги в мир красоты.
Психологические аспекты эстетического
воспитания № 13
Степанов С. Жестокость виртуальная и
реальная – трудные поиски взаимосвязи № 17
Степанов С. Грани одаренности: гипотезы и
факты № 18
Савенков А. Образовательная среда № 19, 20
МЭТРЫ
Степанов С. Пауль Вацлавик (1921–2007) № 2
Степанов С. Роберт Ганье (1916–2002) № 5
Боровков Д. Вильгельм Вундт (1832–1920) № 6
Степанов С. Соломон Аш (1907–1996) № 12
Боровков Д. Марк Аврелий Антонин (121–180)
№ 22
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Своевременные мысли (дух
времени) № 1
Степанов С. Дорого внимание (Хоторнский
эффект) № 8
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Степанов С. Союзники или коллеги? № 23
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Дмитриева У. Увлечение или диагноз? № 1, 2
Степанова И. «Учись учиться!» № 4, 5
Масленникова Е. Танцевальная терапия № 6
Петрушин С. Необходимость встречи.
Подводные камни психологического
консультирования № 7
Голубева Я., Акованцева., Фелькер Ю. Психология
плюс… № 8
Лютова-Робертс Е., Монина Г. Психологический
инструментарий в процессе консультирования
№ 9
Жигалко О. Материал для творчества.
Использование соленого теста в
коррекционно-развивающей работе с детьми №10
Андреева О. Клуб любителей морской капусты.
Нестандартные технологии психологического
сопровождения № 11
Будневич Г. С помощью мини-игрушек № 12
Петкевича О. Использование рисования при
работе с детьми в травматических ситуациях
№ 12, 13
Вираховская Н. В сопровождении
гида-переводчика. Общая логика работы с
пятиклассниками № 17
Нилова И. Изумрудный город № 19
Афанасьева С. Общение с неформалом № 20
Уголева Е. Семейное консультирование:
диковина или обычное дело? № 24
РЕПОРТАЖ
Решетникова О. Первый фестиваль психологов
образования № 1
Пантелеева В. О самореализации личности
№ 2
Решетникова О. Переходим к качеству № 6
Решетникова О. Начало диалога № 7
Вачков И. Начинаем огранку № 9
Печатникова Л. Марафон «Первого сентября».
День школьного психолога № 10
Белинская Е. Марафон в Минске № 10
Решетникова О. Психологов нельзя списывать
на «прочие расходы» № 12
Решетникова О. Всех объединило
«Преодоление» №17
Решетникова О. Учимся побеждать № 22
ИНТЕРВЬЮ С КЛАССИКОМ
Степанов С. Уильям Джемс № 4
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сосновская Н.В. На тему дня № 13
Лучкина С. Как психологи сопровождают
школьников № 19
Гекк Е.А. и др. Глазами специалиста № 24
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Решетникова О. Новый документ для
психологов образования (интервью с Е.
Метельковой) № 5
Решетникова О. Большинство гениев –
немного аутисты (интервью с О. Будашиной) № 11
Решетникова О. «Для великих достижений надо
отрешиться от суеты» (интервью с
Д.Б.Богоявленской) № 18
Решетникова О. Один в поле не воин (интервью
с Н.Я. Семаго) № 23
ПСИХОЛОГ У ДОСКИ
Кузнецова Л. Ответ на незаданный вопрос
№ 1
Губкина Т. «Я умею быть счастливым
человеком» № 2
Шумилова О. Свой бизнес? Да, это возможно.
Деловая игра для старших подростков № 4
Трифонова Г. Формула профессии. Большие
профориентационные игры № 7
НАШИ ДЕТИ
Гобова Е., Игнатова О. ППП в масштабах одной
страны № 1
Осорина М. Коммуникативные традиции
детской субкультуры № 2
Чапкова Т. Заветная мечта. Развивающее
занятие № 4
Кирдяшева О. Путешествие в страну Красивой
речи № 6
Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе. О
профилактике подросткового суицида № 8
Мисуно З. Возможности модификации игры в
коррекционно-развивающей работе № 10
Борисова Е. Будущие защитники. Тренинговое
занятие для юношей № 11
Жирнова Н. «Безобидный тренинг» для
старшеклассников №12
Карташова Н. Вместе с книгой мы растем
№ 12
Башкирова Е. Найди клад. Тренинг общения
№ 13
Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются
вундеркинды? № 18
Андросова Ю. Вирус сквернословия № 20
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Петрушин С. Профессиональный взгляд № 1
Погорелова Е. «А мы хорошие или плохие?»
№ 2
Ракова О., Раков А. Особая миссия. Тренинг
для старшеклассников № 8, 9
Порошенко Е. Семейные конфликты и пути их
разрешения. Занятие с учащимися вспомогательной
школы № 10
Горбунова Н. Я родом из тундры № 13
Сунтеева Ж. Психологическая культура в
повседневной жизни № 20
Беседина М. Зажатые во льдах № 22
Борисова О. Студенты в школе № 24
ЛИРИКА
Брэдбери Р. Провал во времени № 2
Кэри Д. Повзрослели № 4
Сароян У. Боже! Боже! Боже! Боже! № 6
Брэдбери Р. Я никогда вас не увижу № 7
Брэдбери Р. Золотые яблоки солнца № 8
Аверченко А. Жена № 9
Сароян У. Гастон № 11
Брэдбери Р. Шкура неубитого льва № 17
Брэдбери Р. Электрический стул № 20
Аверченко А. Неизлечимые № 22
ГИЛЬДИЯ
Акция «Поделись успехом!» № 4
Савенков А. «Я – исследователь» № 1, 2
Петрушин С. Психолог: социальная роль или
хороший человек? № 6
Степанов С. По мнению психолога… № 7
Решетникова О. Плюсы и минусы нормативного
финансирования № 9
Осипова Е. Что умеют белорусские психологи?
№ 10
Трифаненкова С. Если клиенту нужна помощь №
11
Битянова М. Будет день, будут и песни № 17
Савенков А. Эксперимент, затеянный природой
№ 18
Вачков И. Еще раз о месте психолога в школе
№ 22
Степанов С. Пока бьют куранты № 24
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Давыдова И. Его величество цвет № 1
Бабаянц И., Савельева Г.
«Учитель-экспериментатор – это…» № 2
Андрейченко О. и др. Старые песни о главном.
Семинар для психологов № 5, 6
Битянова М., Беглова Т. Я строю свою работу
или работа «строит» меня? № 11
Щебланова Е. Неравномерность развития
одаренных детей. Школьные трудности при
нарушениях внимания № 18
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Кислицына Г. Кто понесет портфель? № 2
Жижикина М. О стилях поведения и методах
воспитания № 4
Соловьева Д. Как общаться с собственным
ребенком? № 5
Артюхова И. Развитие саморегуляции и
планирования у младших школьников. Сценарий
родительского собрания № 8
Казеичева И. Немного о вранье № 9
Барковская Е. Тепло семьи. Занятие для
родителей с элементами тренинга № 10
Дубровская А. Школа молодого родителя
№ 10
Одинокая И. Идеальные родители.
Тематический вечер № 10
Азаренок Е. 40 и я – это семья № 10
Барковская Е. Современный подросток – кто
он? Психологический практикум № 10
Осипова Е. Психологическая игра «Женсовет».
Принципы воспитания ребенка в неполной семье
№ 10
Барковская Е. Неразлучные друзья –
взрослые и дети № 12
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Решетникова О. Так ли уж страшен психолог?
№ 20
Бурмистрова Е. Удержаться над бездной
№ 22
Юдилевич А. Момент истины. Возможности ПМПК
№ 23
КОЛЛЕГИ
Аликина Е. Профессионал «в нагрузку»? № 1
Ярошук Н. Мое открытие Америки, или Школа
жизни по-американски № 9, 11
Сакович Н. Погружение. Большая
психологическая игра для психологов № 10
Семаго Н. О профессиональных границах и не
только № 23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Копытин А. Фототерапия № 4
Аникина Е., Бубчикова Н., Трофименко Е.
Образование галактики № 8
Борисова Е. Шаги к уверенности № 9
Глушакова О. Развитие речи в раннем
возрасте № 10
Рише Л. Навык моделирования № 11
Вираховская Н. Мосты понимания № 13
Скрипка Л. Лесные истории. Методология
использования метафорического повествования №
20
Решетникова О. Что такое доброта? № 24
МОЗАИКА
№ 5, 6, 7, 8, 19, 20, 24
ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
Цукерман Г. Пизанская башня отечественного
образования № 3
Гнетковская М. Черно-белая неделя № 3
Панфилова М. Игровые минутки для школьников
№ 3
Битянова М. Во тьме ночи и при свете дня
№ 3
Хухлаев О. Не такой, как все № 3
Телегина И. Границы метода № 3
Мардер Л. Воссоздание периода «детского
марания» № 3
Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для
школьников: методы, приемы, инструменты № 3
Лейбман И. Три наивных вопроса. Особенности
консультирования родителей в школе № 3
Шувалов А. «Четыре стихии» в педагогике и
психотерапии № 3
Александрова Е. Скорая помощь для подростка
№ 3
Мардер Л. Пригоршня самоцветов № 3
Битянова М. Что было, что будет, чем сердце
успокоится... № 3
КОНКУРС
Итоги конкурса–2007 № 5
Храмова С. Секрет успеха № 16
Иванова О. Играем в школу № 16
Путинцева А. Вместе весело шагать № 16
Осовская С. Конфликты: взрослые и дети
№ 16
Иванова О. Бархатное поглаживание № 16
Ходырев Д. Три мишени № 16
Тупицына Е. Сказочное королевство
Вундервуд № 16
Фесенко Н., Олейко Н. Акция «Письмо матери»
№ 16
Черных Е. Остановись, мгновение! № 16
Комышева С., Тупицына Е. Родители и дети:
противостояние или сотрудничество?
Театрализованная дискуссия № 16
Уржумова Т. Стили семейного воспитания
№ 16
Карелина Н. Мальчики и девочки – почему они
разные? № 16
Соловьева Д. Программа исследования
адаптации первоклассников № 19
Говор Т. Помощь трудному подростку № 21
Панченко С. Две методики определения
эмоциональных состояний и личностных
особенностей учащихся № 21
Пахомова О. Скоро в школу № 21
Дрягина Л. Педагогическая ситуация № 21
Минутина Н., Ломина М. От «А» до «Я».
Программа психолого-педагогического
сопровождения ученического самоуправления
№ 21
Балова Ж. Мультики + первоклашки = ? № 21
Кирилина Т. Рубиновая страна чудес №21
Борисова О. Успешные родители № 21
Симонова О. Ловушки для старшеклассника
№ 21
ПЕЧАТНОЕ СЛОВО
Степанова М. История культурного развития
дефективного ребенка № 23
ИНФОРМАЦИЯ
IV Всероссийский съезд психологов образования
России 2008 г. № 13
ДОКУМЕНТЫ
О координации всероссийских мероприятий в
сфере охраны здоровья и
психолого-педагогической поддержки детей на 2008
год № 8
КНИЖНЫЙ ШКАФ
Павлова Т.Л. Диагностика готовности
ребенка к школе. М., 2007 (М. Степанова) № 1
Экспериментальная психология. Под ред. Е.С.
Романовой. СПб., 2007 (В. Родионов) № 1
Бурно М.Е. О характерах людей. М., 2006 (С.
Степанов) № 1
Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.,
2005 (М. Степанова) № 1
Игровые методы коррекции трудностей обучения в
школе. Под ред. Ж.Ж. Глозман. М., 2006 (М. Степанова)
№ 2
Щербаков А. Зигмунд Фрейд. Великий лохотронщик.
М., 2007 (С. Степанов) № 2
Сакович Н.А. Игры в тигры. СПб., 2007 (И. Вачков)
№ 2
Павлова Т.Л. Диагностика мышления младшего
школьника. М., 2006 (М. Степанова) № 2
Леванова Е. и др. Игра в тренинге. СПб., 2008 (И.
Вачков) № 4
Петровская Л.А. Общение – компетентность –
тренинг: Избранные труды. М., 2007 (М. Степанова)
№ 4
Проблемы насилия над детьми и пути их
преодоления. Под ред. Е.Н. Волковой. СПб., 2008 (С.Степанов)
№ 4
Панов В.И. Введение в экологическую психологию.
М., 2006 (О. Земсков) № 4
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 2007 (М.
Степанова) № 5
Грановская Р.М. Психология в примерах. М., 2007 (С.
Степанов) № 5
Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А.
Энциклопедия признаков и интерпретаций
в проективном рисовании и арт-терапии. СПб., 2006 (И.
Вачков) № 5
Клапаред Э. Психология ребенка и
экспериментальная педагогика. М., 2007 (М.
Степанова) № 6
Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга.
СПб., 2007 (И. Вачков) № 6
Недбаева С.В., Шиянов Е.Н. Педагогическая
психология: интеграция теории и практики.
Ставрополь, 2007 (О. Решетникова) № 6
Пасечник Л.В. Реабилитация депрессивного
состояния у детей. М., 2007 (М. Степанова) № 6
Мардер Л. Цветной мир. М., 2007 (И. Вачков) № 7
Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и
гиперактивности в детском возрасте. М., 2007 (М.
Степанова) № 7
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и
детям. М., 2007 (М. Степанова) № 8
Млодик И. Приобщение к чуду. М., 2007 (И. Вачков)
№ 8
Давыдов В.В. Лекции по педагогической
психологии. М., 2006 (М. Степанова) № 9
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М.,
2008 (М. Степанова) № 9
100 великих идей и книг, которые помогут вам
изменить свою жизнь к лучшему. Сост. В. Надеждина.
Минск, 2007 (С. Степанов) № 9
Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным
синдромом: опыт воспитания. М., 2008 (И. Вачков) №
9
Савостьянов А.И. Психическое здоровье
школьника. М., 2006 (С. Степанов) № 11
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.
СПб., 2007 (В. Родионов) № 11
Рябов В.В., Романова Е.С. Психологические
аспекты в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 2007 (В.
Родионов) № 11
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.
Работа с учащимися. М., 2007 (О. Решетникова)
№ 11
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок.
Русский язык с нейропсихологом. СПб., 2008 (И.
Вачков) № 12
Психология самосознания. Самара, 2007 (С.
Степанов) № 12
Фриман А., Девульф Р. 10 глупейших ошибок, которые
совершают люди. СПб., 2008 (С. Степанов) № 13
Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. СПб., 2008 (С.
Степанов) № 13
Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. М., 2008 (С.
Степанов) № 17
Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии
творчества. М., 2008 (М. Степанова) № 19
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление
трудностей учения. СПб., 2008 (М. Степанова)
№ 19
Саугстад П. История психологии. Самара, 2008 (С.
Степанов) № 20
Бендега Т.Н. и др. Психология в юморе. Мозырь, 2007 (С.
Степанов) № 20
Воробьева У. Моби-мама и ее уникальный ребенок.
Екатеринбург, 2007 (И. Вачков) № 20
Степанов В.Г. Профориентация. М., 2008 (О. Земсков)
№ 20
Маховская О.И. О чем говорить с ребенком?
Инструкция по выживанию для современных
родителей. М., 2008 (С. Степанов) № 24
18 программ тренингов: Руководство для
профессионалов. СПб., 2008 (И. Вачков) № 24
ИГРОТЕКА
Назарова И. Креативный менеджер № 1
Тимакин А. Здоровый образ жизни № 2
Сачкова М. Маленький принц № 4
Пацакула И., Пацакула К. Путешествие к
звездочке № 5
Пацакула И. Звери в яме № 6
Сукало И., Махова Л. Перформанс «Он + Она»
№ 7
Пешкова Н. Готовимся к лету. Ролевые игры в
детском лагере № 8
Галкина Г. Посмотрите направо № 9
Сакович Н. Ромео и Джульетта: любовь с
продолжением № 10
Ляпунова Н. Рисунки и истории. Игры для
учащихся 5–6-х классов № 11
Крушельницкая О., Орлов В. Застенчивый
булочник № 12
Храмова Л. Как помочь инопланетянину № 13
Нилова И. Знатные сыщики, или Сбежавшая
невеста № 17
Михайлова О. Волшебная страна феи Ксю № 19
Колошенко А. Искатель № 20, 22
Соколова О. Зимняя сказка. Занятие для
педагогов № 23
Сукало И. Мастерская Деда Мороза № 24
ЮМОР
Савенков А. И смех, и грех № 7
Битянова М. Перлы с IV Недели школьной
психологии. Рецепт хорошего родительского
собрания. Рецепт хорошего педсовета. Рецепт
хорошего тренинга № 7
Вачков И., Гриншпун И. «Не нафрейди!»: новые
работы Степана Юнгова № 7
Вачков И., Гриншпун И. Акция «Учебник нового
поколения» № 7
Степанов С. Психологика № 7
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Семаго Н., Семаго М. Психологические
особенности проблемных детей. Курс лекций
№ 17–24
Контрольная работа № 1 № 20
Контрольная работа № 2 № 22
Итоговая работа № 24
ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 1 (17) № 2
Белинская Е. Рамка для семейной фотографии.
Использование гипса в работе с детьми и их
родителями
Словарь дошкольника. Методы и приемы словарной
работы
№ 2 (18) № 8
Белинская Е. Зеркало Снежной королевы.
Организация психологической работы с родителями
Кадушкина Е. Использовать по назначению.
Экранная зависимость и ее последствия
Холодова Т. Полезные забавы для самых
маленьких
Глушакова О. «Поймите меня!» Организация
работы с детьми раннего возраста и их родителями
в адаптационный период
№ 3 (19) № 17
Набойкина Е. Ресурс. Интегративная
коррекционно-развивающая программа
реабилитации и адаптации детей с особенностями
психофизического развития
Баринова Н. Ярмарка эмоций. Праздник для
детей и их родителей
№ 4 (20) № 22
Титова М. Как сбросить усталость.
Релаксационные игры, упражнения и занимательный
тренинг для старших дошкольников
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ТЕМА: «Психолог и родители школьников»
№ 1
Блюмкина Н. Как помочь ребенку в период
подростковых изменений
Мартинкевич Э. Супермама. Программа занятий
с родителями
ТЕМА: «Самарская психологическая служба. Опыт
решения проблемы» № 4
Клюева Т. Как юридически защитить
психолога?
Методика расчета норматива бюджетного
финансирования
ТЕМА: «Леворукий ученик» № 5
Гоглев С. Какой рукой вращается колесо
прогресса?
Николаева Е. Леворукий ребенок:
обучение и воспитание
ТЕМА: «Психологическая подготовка к ЕГЭ» №
9
Чибисова М. Мифология ЕГЭ:
способы работы с негативными установками
Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ.
Тренинг для старшеклассников
Галатонова В., Богачева Т., Чибисова М.
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Семинар для педагогов
Еремина О. О правилах и процедуре
проведения ЕГЭ.
Тест
ТЕМА: Комплексная диагностика общих
способностей подростков в условиях профильного
обучения № 11
Резапкина Г. Основные принципы.
Диагностика мотивационной сферы
ТЕМА: Комплексная диагностика общих
способностей подростков в условиях профильного
обучения № 12
Резапкина Г. Диагностика познавательной
сферы
ТЕМА: Комплексная диагностика общих
способностей подростков в условиях профильного
обучения № 13
Резапкина Г. Диагностика познавательной
сферы (окончание)
ТЕМА: Психологические тренинги для младших
подростков № 15
Орлик А. Добро пожаловать в сказку.
Программа по развитию личности
Силина О. Я и мир. Программа развития
навыков конструктивного общения
ТЕМА: Одаренный ребенок № 18
Савенков А. Развитие исследовательских
умений школьников
ТЕМА: Психологический театр в школе № 20
Миназитдинова Г. Как помочь ребенку в
ситуации запугивания. Как справляться с
агрессией
ТЕМА: Психологи и логопеды. Работа в команде
№ 23
Грибова О. Над речью ребенка работаем
вместе
Панфутова М. Дифференциация букв «Ш» и «Щ»
Павловская И., Тарасова Е. День рождения
слоненка. Интегрированные занятия как одна из
форм совместной работы педагога-психолога и
учителя-логопеда в школе VIII вида
ТЕМА: Возможности настольных игр в работе
психолога № 24
Девина И. Литературно-психологическая игра
«Муза на рауте». Описание, методические
рекомендации, карточки для игры
КНИГА В ГАЗЕТЕ
Паншина О. У нас будет своя семья. Программа
по формированию брачно-семейных представлений у
воспитанников детского дома № 6
Аникина Е., Трофименко Е., Бубчикова Н.
Тренинг педагогического общения № 7
Уколова М. Необыкновенное путешествие
обыкновенного мальчика в страну Психику. Книга
для любознательных школьников 9–12 лет и взрослых
детей любого возраста № 14