СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:
диковина или обычное дело?
Думаю, каждому психологу, работающему с
детьми (в школе, детском саду, детском
консультативном центре или поликлинике), хорошо
известна ситуация, когда он (специалист),
хорошенько изучив ситуацию ребенка с помощью
различных психодиагностических средств, делает
все, что возможно, занимаясь с ребенком и
развивающими играми, и игровой терапией, и
групповой работой в психокоррекционной группе, а
«воз и ныне там»… Бывает и так, что состояние
ребенка меняется, но ненадолго: после первых же
каникул все симптомы неблагополучия (плохая
успеваемость без видимых причин, непонятное
поведение, энурез, страхи, необщительность),
возвращаются, а порой и усиливаются.
Что же делать в таких ситуациях?
Рассуждая линейно
Конечно, многим из нас приходит в голову мысль о
том, чтобы разобраться в этой ситуации более
подробно. Что мы тогда предпринимаем? Исследуем
ситуацию еще тщательнее: приглашаем на
консультацию маму, изучаем медицинскую карту
ребенка, проводим дальнейшую диагностику — и все
это с целью ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНУ ДАННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ у
ребенка.
Не буду отрицать: порой нам удается найти
немало факторов в обстоятельствах прошлого,
возможно оказавших серьезное влияние на ребенка.
К примеру, мы можем обнаружить наличие
неврологической симптоматики в анамнезе у
ребенка, тем более что порой диагноз ставится «с
ходу», без подробного обследования,
поликлиническим врачом. Не слишком редко
встречаются также слишком стремительные
выводы-диагнозы таких специалистов, как логопед,
неонатолог, педиатр. Да и коллеги-психологи
спешат порой во что бы то ни стало выявить
признаки той или иной патологии, видя в этом
главную свою задачу.
Кто из специалистов, работающих с детьми, не
встречался с дисграфией, дислексией, с побившей
все рекорды гиперактивностью — синдромом
дефицита внимания, а также с другими
сверхпопулярными диагнозами? А уж если в
беседе с мамой нам удается услышать от нее
«заветное» (да простят нам мамы этих детишек):
«нежданная беременность» или тем более
«нежеланный ребенок», то тут уж держитесь! В
таких случаях специалисту, ищущему причину всего
происходящего, кажется, что ему открылась Истина,
и он готов воскликнуть «Эврика!», так как считает,
что получил ответ на вопрос: «Почему?»
Однако,
если вдуматься, вышеприведенные данные мы
обнаруживаем в истории развития огромного
количества детей, а выделяются и нарочито ведут
себя только некоторые из них. Что именно в
поведении этого ребенка обусловлено тем, что
мама не сразу радостно приняла факт его
существования, узнав о своей беременности? Как
связано отклоняющееся поведение ребенка с
фактом, что на первом году жизни у него
наблюдалась неврологическая симптоматика
(например, вследствие асфиксии при родах)?
Безусловно, правильно и своевременно
поставленный диагноз чрезвычайно важен и
часто позволяет предпринять адекватные меры
и помочь ребенку. Я имею в виду, конечно, не
эти случаи, а ситуации злоупотребления
методами различной диагностики (медицинской,
психологической, педагогической) и
непрофессионально поставленный диагноз.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что
мы привыкаем действовать по схеме, вложенной в
наши головы очень и очень давно, задолго до того,
как мы пошли учиться той или иной специальности в
вузе. А именно: с самого раннего детства нас
обучают искать ответ на интересующий нас вопрос,
рассуждая линейно, в рамках
причинно-следственной логики. При этом
предполагается, что нахождение причины или того,
что МЫ СЧИТАЕМ ПРИЧИНОЙ, автоматически приводит
к решению задачи. Такой взгляд привычен, и вопрос
о его адекватности и целесообразности возникает
у нас только тогда, когда мы сталкиваемся с явно
не удовлетворяющими нас результатами в работе с
нашими маленькими (и большими) клиентами.
Например, с мальчиком Васей, работа с которым не
дает порой никаких положительных результатов,
даже если мы очень тщательно обследовали Васю и
приложили все усилия к тому, чтобы
скорректировать его поведение.
Отражение отношений
Многие из специалистов «помогающих профессий»
и не подозревают о существовании другого способа
мышления. С неизменным удивлением и интересом
слушателей при знакомстве с ним я встречаюсь в
процессе любого семинара по семейной и
супружеской терапии. Это мышление называют
системным, а логику рассуждений циркулярной
(или круговой).
Работая в системном ключе, мы должны заметить и
прояснить не только то, что происходит с
ребенком, к примеру с тем же Васей, но и то, как
взаимодействует Вася со своим ближайшим
окружением, которое на Васю, мягко говоря, влияет
по одной простой причине: Вася не является
изолированным, живущим на необитаемом острове
индивидом, он сосуществует с другими, в
большинстве своем более полноправными людьми, то
есть взрослыми, во многом определяющими его
жизнь и поступки.
Изучить паттерны взаимодействия мы можем,
отвечая на следующие вопросы:
— Как устроена система взаимоотношений в
Васиной семье?
— Какова последовательность действий членов
семьи вокруг проблемы Васи в данной системе?
— Что получает каждый конкретный член семьи от
такого способа взаимодействия по поводу проблем
Васи?
То есть мы разбираемся с ситуацией ребенка не
изолированно, а приглашаем уже на первую встречу
всех, кто «к делу относится», и уж, как минимум,
маму с папой. Папа нужен обязательно, даже если
они с мамой развелись и у него другая семья. Очень
хорошо, если будут бабушки, дедушки и другие
заинтересованные лица. Знакомясь, мы узнаем
мнение абсолютно каждого члена семьи о том, что
происходит в их семье, об основной сложности или
проблеме, которая у них есть.
Лучше начинать с наименее эмоционально
включенных в данную ситуацию людей, часто
таковыми являются папа, дедушка, няня. Как
правило, мнения эти очень сильно различаются,
часто бывают взаимоисключающими, что очень
символично. По ходу того как члены семьи
рассказывают о своем видении проблемы, мы
наблюдаем: как и в какие моменты ребенок
включается во взаимодействие с другими членами
семьи — и в описываемых ими ситуациях, и в
ситуации «здесь и сейчас» в кабинете психолога.
Например, ребенок сидит спокойно, улыбается,
отвечает на ваши вопросы, но стоит только бабушке
включиться, как он становится «неуправляемым».
Или начинает капризничать и шуметь каждый раз,
когда мама с папой затрагивают тему своих, то
есть супружеских, отношений. Как следствие, мама
переключается на ребенка, папа «забывает», о чем
шла речь, и так далее.
Вот несколько примеров таких ситуаций. Мальчик
9 лет режет себе руки каждый раз, когда родители
не могут договориться между собой. Девочка 4,5 лет
падает на пол и плачет тогда, когда мама начинает
«пилить» папу, а папа «улетает на Луну» (то есть
проявляет все признаки отсутствия). Другая
девочка 5 лет расцарапывает себе лицо и руки и
говорит, что она плохая, проявляя все это через
некоторое время после ситуаций, в которых
родители спорят, ругаются и не могут сами принять
свое, родительское решение (см. ниже «Случай из
практики»). Очень важно заметить, «вычислить» и
не пропустить эту закономерность, которая на
первый взгляд не видна или кажется простым
совпадением.
Иными словами, мы ищем не первопричину
появившегося симптома, а факторы,
способствующие появлению и (или) поддержанию
данного поведения ребенка. Эти факторы
кроются во взаимоотношениях членов семьи,
которые разворачиваются на трех основных
уровнях: уровне действий, уровне мыслей
(фантазий, представлений), уровне чувств и
ощущений членов семьи.
Таким образом, проблему ребенка мы
рассматриваем как отражение дисфункционально
простроенных отношений.
Случай из практики
(в котором все имена изменены, а все
совпадения случайны)
За помощью обратилась молодая женщина, очень
взволнованная ситуацией с собственным ребенком
— девочкой 5 лет, которая «всю себя царапает,
особенно лицо и руки» и очень много плачет
(«очень нервная»). Женщина не так давно
обращалась за помощью к психотерапевту в связи с
собственными проблемами — тревогой за дочь,
получила медикаментозное лечение и прошла
небольшой курс психотерапии, однако в ситуации с
дочкой это, по ее словам, не помогло. Девочка
посещала детский сад, где также занималась с
психологом.
Статья опубликована при поддержке компании "РесурсНерудСбыт".Компания предлагает Вам приобрести нерудные материалы: гранитный, гравийный, известковый и вторичный щебень, речной, строительный, карьерный и карьерный намывной песок, асфальтовую крошку, плодородный и растительный грунт, известняк и др. Без посредников, возможен самовывоз, выгодные цены. Узнать контакты, цены, условия доставки и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://nerudsbyt.ru/.
Мы договорились, что на прием они соберутся
вшестером: она, муж, дочка, ее родители (его
родителей нет в живых) и няня, которая немало
времени проводит с ребенком. На встречу, однако,
пришли пять человек: дедушка, сотрудник НИИ,
прийти не смог, «так как очень занят». Девчушка
пяти лет оказалась очень живой, контактной и
резвой, к тому же и социально активной. Бабушка —
немолодой улыбающейся интеллигентной женщиной.
Мама девочки явно очень нервничала, выглядела
при этом не слишком уверенной и довольно
напуганной. Папа — следователь уголовного
розыска! — вел себя «сдержанно и с достоинством»,
при этом очень внимательно слушал все, что
говорится, и активно кивал. Еще одним «членом
семьи», пришедшим на прием, была няня — женщина 55
лет, на вид строгая, профессиональный педагог
(это не раз подчеркивала мама и в разговоре по
телефону, и на сеансе). Няня довольно жестко
оценивала поведение девочки, манипулируя
терминами и явно пытаясь найти у меня поддержку,
как у коллеги: «Видите, вот она часто так делает»,
«Она гиперактивный ребенок!» — и все в таком
духе.
По ходу встречи выяснилось, что мама очень
переживает по поводу того, что видится с дочерью
мало, приходит домой поздно вечером, когда
девочка укладывается спать. Девочка при виде
мамы очень сильно возбуждается и начинает ей
рассказывать все-все, что у нее произошло за день.
Когда же мама пытается все-таки уложить дочку,
она начинает обнимать маму, а мама очень
тревожится, что дочери пора спать и что «с ней
что-то не так». Нередко все это заканчивается
слезами ребенка. Папа тоже приходит поздно, во
всех этих делах не участвует, общается с дочкой
изредка по выходным, но при этом каждый вечер (а
порой и до глубокой ночи) обсуждает сложности
поведения дочери с женой.
Бабушка говорит, что внучка у нее замечательная
и вообще совершенно нормальный ребенок, но
говорит это максимально мягко, чтобы не вступать
в конфронтацию с родителями и няней. Няня,
которая, как правило, забирает девочку из
детского сада, часто отмечает, что девочка ведет
себя неадекватно: «Вот недавно, например, ни с
того ни с сего расплакалась по дороге домой по
очень странному поводу. Родители недавно купили
машину, и она плакала о том, что машина бежевая, а
не синяя — «абсурдная реакция, не правда ли?!»
В какой-то момент, должна признаться, и я
задумалась о том, что это довольно странно.
Однако неожиданно для меня в разговор вступил
папа, тонко отметив, что девочка плакала, видимо,
не спроста, а вот по какому поводу. Они с женой
действительно недавно выбирали машину, но
поскольку никак не могли между собой
договориться (чуть позже выяснилось, что у них
это случается регулярно), то предложили дочери
осуществить этот выбор. Дочка и выбрала синюю
машину. и только через несколько дней
распереживалась, что цвет оказался не тот!
Вот тут пазл и стал собираться! По сути, ведь
родители, часто не имея ресурса договориться
между собой о своих взрослых делах и решениях,
что, безусловно, является их делом, перекладывали
на дочку ответственность не только за выбор
цвета машины, но и за принятие этих самых важных
решений в их семье! Это ведь не каждый взрослый-то
выдержит, а тут — 5-летний ребенок!
Папино весьма важное наблюдение коренным
образом повернуло ход нашей беседы. Мама активно
и несколько виновато стала приводить примеры
подобных «замещений», бабушка впервые более
весомо высказала свое мнение, не преминув
рассказать о том, что ее супруг — «ученый муж» —
часто критикует внучку. Няня же на долгое время
перестала высказывать «диагностические»
суждения и стала кивать, когда разговор пошел о
том, что девочке, вероятно, не хватает внимания,
тепла и поддержки от родителей. Девочка тоже
оживилась, стала обнимать маму и как бы утешать
ее. Казалось, она хотела сообщить ей: «Мамочка, ты
не виновата» (это она и говорила, повторяя
несколько раз: «Мамочка, ты очень хорошая!»). Папа
снова взял инициативу на себя, отметив тот факт,
что давно чувствовал, что они с женой делают не
совсем то, что хотелось бы в отношении дочки, и,
может быть, им просто надо постараться побольше с
ней БЫТЬ?!!
Не описывая подробно продолжение работы, могу
сказать, что постепенно ребенка (как это очень
часто бывает в семейной системной терапии)
«освободили» от бремени проблемы. Угол зрения
кардинально изменился, и очень многое для этого
сделала не только мать, собрав семью на сеанс, но
и чуткий отец, который обычно не высказывался на
эту тему, боясь задеть жену, да и вообще не будучи
хороши знакомым с ситуацией. Однако на нашей
встрече отец сыграл чрезвычайно важную роль,
видимо почувствовав, что жена в данный момент в
его обычной защите не нуждается (да и от кого ее
было защищать на приеме?).
Таким образом, проблема одного ребенка уже
на первой встрече переросла в ситуацию,
которая продемонстрировала сложные,
«зашлакованные» отношения внутри семейной
системы, характерные для нее на данном этапе
жизненного цикла семьи. На следующую встречу
супруги пришли вдвоем. Мы говорили, в основном, об
их супружеском кризисе, тупике в отношениях, к
которому они пришли, прожив 8,5 лет вместе, а также
о том, как их можно разрешать. Конечно, такое
обсуждение не было мягким и спокойным, а
сопровождалось довольно разнообразными, порой
сильными эмоциями — растерянностью, страхом,
болью, чувством «одиночества и покинутости», а
потом гневом и слезами… Только после того, как
супруги озвучили друг другу свои претензии и
недовольства, эти «страшные чувства», которые не
принято проявлять просто так, они обнаружили в
себе желание что-то менять и готовность делать
это. Надо ли говорить, что, разобравшись таким
образом в своих отношениях, они перестали
неосознанно использовать болезненные
проявления ребенка для решения своих взрослых
проблем и вопросов.
* * *
В заключение хочу отметить, что отнюдь не
считаю, будто каждый специалист, работающий с
детьми, должен владеть методами системной
семейной терапии и уметь консультировать семьи в
таком ключе. Безусловно, нет.
Однако знать о существовании системного
мышления, владеть элементами циркулярного
интервью с семьей ребенка, иметь информацию о
существовании профессионалов, которые работают
именно таким образом, очень важно. Это позволяет расширить
симптоматику и увидеть проблему целиком, а не
в отдельных ее проявлениях. Так мы можем помочь
ребенку избавиться от гнета давящих на него
проблем, связанных с запутанными
взаимоотношениями в семье, решать которые для
ребенка всегда непосильная задача. Или хотя бы
ослабить их давление, что, в свою очередь,
позволяет ребенку сконцентрироваться на решении
именно своих вопросов, которых у него, поверьте,
совсем не мало!
Екатерина УГОЛЕВА,
заведующая кафедрой
семейного консультирования и психотерапии
Института практической психологии «Иматон»,
психолог-консультант, семейный терапевт