Ирина ДЕВИНА,
психолог,
Москва
ВОЗМОЖНОСТИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР
В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Литературно-психологическая игра
«Муза на рауте»
Первый светский раут с Александром
Сергеевичем Пушкиным
Ирина Алексеевна. Эта игра была задумана
нами для юношей и девушек. Большинство
литературных фрагментов, включенных в игру,
говорят о чувствах: любви, волнении, ревности.
Александр Сергеевич, не является ли такой
разговор с отроками несколько преждевременным?
Александр Сергеевич.
Любви все возрасты покорны;
И юным девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури внешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются и зреют...
Ирина Алексеевна. Замечательно. Но,
Александр Сергеевич, обилие фраз, в которых
воспевается праздность и чувственность, может
создать у читателей представление, что вы думали
только о развлечениях.
Александр Сергеевич.
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы до сих пор любил.
Ирина Алексеевна. В наше время можно
встретить разных молодых людей: одни часы
проводят перед зеркалом, другие считают это
пустым занятием и погружаются в учебу. Как вам
думается, что правильнее сегодня для молодых
людей?
Александр Сергеевич.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Ирина Алексеевна. Александр Сергеевич,
предлагаемая нами игра позволит молодым людям
почувствовать красоту русского языка, надеемся,
разнообразит их словарный запас. В русском языке
уже наблюдалось засилие немецких, затем
французских слов. Теперь идет третье,
американское нашествие на русский язык...
Александр Сергеевич.
Я... винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь.
Ирина Алексеевна. Ну что вы, Александр
Сергеевич, если уж вы, такой образованный
человек, упрекаете себя...
Александр Сергеевич.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
Ирина Алексеевна. Да, воспитанные молодые
люди ценились во все времена. Воспитание – это
прививка от конфликтов.
Как вы думаете, Александр Сергеевич, в чем корни
конфликтности и агрессивности современных
молодых людей?
Александр Сергеевич.
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Ирина Алексеевна. А можно ли научиться
чувствовать другого человека? Что для этого
нужно делать?
Александр Сергеевич.
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.
Ирина Алексеевна. Мне стало немного
страшно, не воспримет ли читатель совет
буквально, не станет ли он эгоистом?
Александр Сергеевич.
Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
Ирина Алексеевна. Я хорошего мнения о нашей
молодежи. Хочется, чтобы они стали счастливее.
Игра, которую мы с вами предлагаем, развивает
речь, чувства, духовность, но сделает ли это ребят
счастливее, как вы думаете?
Александр Сергеевич.
...Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию...
Ирина Алексеевна. Тогда это их игра.
Спасибо, Александр Сергеевич, и позвольте
разъяснить нашим читателям, которые решились
стать игроками, правила игры — они просты.
ООО «ТОТ» начинает выпуск настольно-печатных
игр для детей и юношества под общим названием
«Игры гениев». Первой в этом цикле выходит серия
«Муза на рауте». Это удивительная игра,
покоряющая своей простотой и сложностью
одновременно. В основе игры лежит принцип лото.
Игрокам нужно назвать пропущенное слово в
соответствии с текстом автора. Для этого нужно не
столько знать литературу, сколько разбираться в
нюансах человеческих отношений и состояний,
уметь чувствовать другого человека так, как
чувствовал поэт.
Методические рекомендации к игре
Возможности игры с точки зрения
психолога
• Игра развивает эмпатию — способность
чувствовать другого человека, его состояние.
Позволит лучше понять, какими жестами, взглядами
выражается определенное эмоциональное
состояние.
• Во время игры происходит активизация, а
следовательно, и развитие многих психических
процессов: внимания, памяти, воображения и пр.
• Игра развивает логическое мышление,
способность устанавливать различные виды
логических связей.
• Игра дает возможность родителям и педагогам
увидеть закономерности построения
умозаключений у детей, определить, какой вид
умозаключений является ведущим, какой вид
умозаключений им недоступен или вызывает
затруднения.
• Игра развивает процесс визуализации —
внутреннего видения образов, о которых идет речь
в стихотворении.
• Игра развивает способности к антиципации —
смысловой догадке. Если вы играете в игру по
предложенному варианту 2, то игра превращается в
тест, измеряющий способность к антиципации.
Лучшими способностями будет обладать тот, у кого
окажется большее количество карточек по
окончании игры.
• Игра позволит вам приятно и полезно провести
время.
Возможности игры с точки зрения
педагога
• «Муза на рауте» поначалу удивляет детей
непривычностью употребления словосочетаний
(«пронзительный взгляд», «улыбка змеилась» и пр.)
Эта игра позволит детям почувствовать красоту,
мелодику русского языка, его богатые
возможности.
• Эта игра обогащает словарный запас ребенка.
• «Муза на рауте» приобщает к прекрасному,
легко и ненавязчиво знакомит детей с классикой,
делая поэта собеседником, партнером в игре, а не
скучным учебным материалом для изучения.
• Позволяет игрокам лучше узнать друг друга,
раскрывает качества, которые прежде
одноклассники или родители и дети не наблюдали
друг у друга: актерские способности, умение тонко
чувствовать состояние другого человека.
• Игра раскрепощает, развивает актерские
способности игроков. Классический поэтический
стиль игры предписывает вести себя
непринужденно, но с достоинством.
Возможности игры с точки зрения
филолога
.В игровой форме участники игры знакомятся с
творчеством поэтов-классиков. Это лучший способ
узнать, понять и полюбить поэзию.
• Участники игры учатся понимать различия в
поэтических стилях, особенностях творчества
разных поэтов.
• После серии игр дети способны по первым
строкам определить, какому автору принадлежат
данные строки.
• Участники игры легко цитируют классиков, у
них развиваются лингвистические способности.
• Игра развивает умение чувствовать мелодику
языка, различать лингвистические особенности
речи и использовать их в повседневной жизни.
Рекомендации ведущему игры
Ведущий — это не просто чтец. На него возложена
обязанность точно передавать эмоциональную
окраску пропущенного слова с помощью мимики и
средств интонационной выразительности
В случае затруднения у игроков ведущий может
вопросами подвести к логическому выводу о
возможном пропущенном слове, указав на слова и
фразы, на которые следует обратить внимание,
которые подсказывают ответ.
Можно обратиться к личному опыту, провести
аналогию: «Как бы вы назвали человека, который…»
Ведущим может становиться по очереди игрок,
отгадавший очередное слово.
Когда игра освоена, в нее можно вводить
дополнительные условия. Например, ведущий читает
четверостишие в манере известного поэта, а
участники игры должны угадать, от имени какого
известного поэта были прочитаны стихи.
Можно предложить ведущему взять на себя
определенную роль и вести игру с позиции этой
роли: романтик, бунтарь, иностранец, барышня,
студент и пр.
Пессимист
Наивная барышня
Несчастный влюбленный
Жено(муже)ненавистник
Восторженный влюбленный
Поэт |
Оптимист
Прожженый жизнью
Брюзга
Умудренный опытом старец
Уставшая от жизни дама
Дворовый хулиган |
Описание игры «Муза на рауте»
«Муза на рауте» — это серия
литературно-психологических игр для юношества
типа лото. Каждая игра основана на творчестве
одного поэта. Игра представляет собой набор из 90
малых карточек со стихами поэтов-классиков для
ведущего и 10 больших карт для игроков с указанием
определенных психических качеств и состояний
личности.
Игра может проводиться в любых условиях, в том
числе и в походных.
Задачи игроков: отгадать пропущенное слово,
определяющее психическое состояние человека.
Это хорошо получится у того, кто лучше чувствует
людей и понимает их состояние. Побеждает тот, кто
полностью заполнит поле карточки (вариант 1) или
отгадает большее количество слов (вариант 2).
Вариант 1
Перед началом игры играющие договариваются о
том, что будет являться призом победителю и об
условиях окончания игры. Это может быть полное
заполнение карточки одним из игроков или
заполнение одной строки в карточке.
Играющим раздаются карточки, где в 9 графах
написаны слова, характеризующие чувства,
состояние, поведение человека.
Ведущий зачитывает малые карточки с
фрагментами из стихов, в которых при чтении
пропускает выделенное слово. Это пропущенное
слово может относиться к чувствам героя,
характеризовать его состояние, являться
определением его взгляда, улыбки и пр.
Пропуск слова можно делать так, как удобно
ведущему: жестом показывать, что в этом месте
пропущено слово, употреблять вместо
пропущенного слова междометие или какой-то
звуковой сигнал, например:
Оригинал |
Ведущий читает вариант 1 |
Ведущий читает вариант 2 |
В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем... |
В изгнанье скучном,
каждый час
Горя хы-хы-хы-хы желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем... |
В изгнанье скучном, каждый час
Горя каким-то там желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем... |
Задача играющих — назвать пропущенное слово.
Помогут в этом слова, написанные на карточках
игроков. Предлагаемые слова не совпадают в роде,
числе и падеже со словом, которое пропускает
ведущий.
Игрокам, как правило, придется изменять слова,
написанные в карточках:
— превращать существительное в глагол (тоска —
тоскует);
— изменять существительные в роде, числе или
падеже, так как все они на карточках стоят в
именительном падеже, единственном числе;
— прилагательные изменять в роде, так как на
карточках прилагательные приводятся в мужском
роде.
Ведущий может зачитывать одну и ту же карточку
не более трех раз, после чего он сам называет
пропущенное слово.
Если игрок, у которого в карточке имеется
вариант пропущенного слова, не называет его,
малая карточка остается у ведущего и участия в
игре она больше не принимает. У игрока в этом
случае остается незакрытым один номер.
Если игрок, у которого в карточке имеется
пропущенное слово, не называет его, но это слово
произнес кто-то из играющих (после третьего
прочтения карточки ведущим), карточку отдают
этому игроку. Игрок может воспользоваться этой
карточкой, закрыв номер на большой карте, который
он не угадал ранее.
Дополнительной карточкой игрок может
воспользоваться и в том случае, если на большой
карте не закрыт один номер.
Вариант 2
Когда играющие освоили первый вариант или
когда игроки ограничены пространством,
предлагается игра без больших карт.
Ведущий зачитывает фразу с карточки, пропуская
выделенное слово.
Игроки должны вставить пропущенное слово. Тот
игрок, который первым назовет пропущенное слово,
получает карточку ведущего с текстом.
Выигрывает тот игрок, у которого по окончании
игры будет большее количество карточек.
Вариант 3
При многократном повторении игры, когда
воспроизведение пропущенных слов для игроков не
представляет трудности, ведущему предлагается
зачитывать только первую часть фразы, карточку
же получит тот игрок, который воспроизведет
вторую половину фразы.
Вариант 4
Аналогично варианту 3, но игра проводится без
опорных слов, то есть без больших карточек.
Вариант 5
Играть могут две или более команд. Ведущий
зачитывает карточку, и она уходит той команде,
которая отгадала пропущенное слово.
Карточки для ведущего
(вырезать каждую отдельно, всего 90 штук)
Карточки для ведущего
Карты для игроков
Карты для игроков
вырезать 10 карт (каждая карта — блок из 9
карточек с качествами)
Дорогие друзья!
В копилке разработанных нами игр, кроме
представленной, имеются и другие, которые
опираются на произведения, чьи авторы вам хорошо
известны:
Михаил
Юрьевич Лермонтов
Омар Хайям
Сергей Есенин
Анна Ахматова
Александр
Блок
Владимир Высоцкий
Осип Мандельштам
Владимир Маяковский
Марина Цветаева
Саша Черный
Предупреждение! У игры есть побочный эффект —
через один месяц игроки легко цитируют
классиков, приводя в восторг учителей и
сверстников.
Прислать свои отзывы, предложения и
пожелания, вы можете по электронной почте: tot1999@mail.ru, I.Devina@tot-all.ru
Более подробную информацию о серии «Игры
гениев» и «Муза на рауте» вы найдете на сайте www.tot-all.ru