ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 1 (21)
Елена КЕССЛЕР,
Эльвира ПУСТЫНКИНА,
педагоги-психологи
Центра психолого-медико-социального
сопровождения
детей и подростков,
г. Рязань
Радужная гусеница
Уже не первый год в Центре
психолого-медико-социального сопровождения
детей и подростков города Рязани реализуется
проект «Центр игровой поддержки развития
ребенка», работа которого направлена на
возвращение культуры игры в детские сады и семьи.
В рамках проекта мы, педагоги-психологи, проводим
развивающие игровые занятия для дошкольников и
младших школьников, знакомим родителей и
педагогов с возможностями использования игры
для развития детей в семье, детском саду и школе.
Эту работу мы ведем по программам, созданным
нашими специалистами.
Игрушки — важная составляющая развивающей
среды, создаваемой взрослыми для ребенка.
Планируя в нашем Центре игровой поддержки
развития ребенка игровую комнату, мы с коллегами
постарались подобрать разнообразные игровые
средства. В то же время нам хотелось, чтобы в
комнате было красиво и уютно. Для этого мы решили
приобрести большую мягкую игрушку. Однако
игрушки, которые мы видим в магазинах, нас не
устраивают — они могут только ненадолго
украсить интерьер, но использовать их в играх
затруднительно, а эффект новизны от их
восприятия проходит быстро. Так часто происходит
в семьях, когда ребенку дарят большую мягкую
игрушку. Очень скоро родители уже начинают
мечтать поскорее отдать ее кому-нибудь из-за
нехватки места для ее хранения. Нам нужна была не
только красивая, но и полезная игрушка, в которую
можно играть всем вместе, долго и по-разному,
решая разнообразные развивающие задачи.
Такую игрушку мы придумали сами, а сшили ее для
нас на рязанской фабрике «Игрушка». И теперь
гусеница не только украшает игротеку, но и
развивает детей. Мы хотим рассказать о нашей
разработке и о том, как с ней можно играть.
Гусеница состоит из восьми больших
шаров-подушек, связанных между собой шнурками.
Первый шар — это голова с усиками и глазами. На
месте рта и бровей нашита лента-липучка, которая
дает возможность моделировать различные эмоции
с помощью съемных деталей бровей и рта, поэтому
наша гусеница может грустить, удивляться,
радоваться вместе с детьми. Семь остальных шаров
одинаковые, они составляют туловище гусеницы.
Все детали к ним съемные: к бокам с помощью
больших пуговиц можно прикрепить «сапожки» семи
цветов радуги. На спинку с помощью липучки
крепятся цветные украшения — «пятнышки»,
которые соответствуют по цвету «сапожкам». Все
«пятнышки» разной формы: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, ромб, овал,
пятиугольник. К последнему шарику можно
привязать яркий «хвостик», состоящий из двух
маленьких шариков.
Общая
длина гусеницы около трех метров. Она прекрасно
украсила интерьер нашей игротеки, на ней мы можем
отдохнуть, расслабиться, сесть в кружок и
поиграть в разные игры.
Предлагаем возможные варианты использования
этого игрового средства для решения задач
развития мелкой и крупной моторики,
расслабления, развития эмоционального мира и
обучения общению, формирования восприятия,
памяти и мышления, ознакомления с формой и
цветом. Каждая игра может комплексно
воздействовать на развитие ребенка.
«Покачай нас, гусеничка» (с 2 лет)
Цель: снятие психомышечного напряжения,
расслабление.
Дети ложатся животами на шары — сегменты
гусеницы и качаются вперед-назад, желающие
закрывают глазки. Детям с 4 лет можно предложить
представить, что гусеница ползет и везет нас в
лес, на лужок, в детский сад и др., а потом
поделиться впечатлениями.
«Потерянные сапожки» (с 2 лет)
Цель: развитие внимания и восприятия цвета,
моторики.
Гусеница потеряла сапожки по одному от пары.
(Для двухлетних малышей можно использовать
меньшее количество шаров для туловища и сапожки
четырех цветов.) Дети ищут в комнате потерянные
сапожки и прикрепляют их на нужное место.
«Рассеянная гусеница» (с 3 лет)
Цель: развитие восприятия цвета.
Гусеница очень торопилась и перепутала
сапожки. Дети помогают гусенице «переобуться» и
найти каждому сапожку пару по цвету.
«Магазин» (с 3 лет)
Цель: развитие восприятия цвета и формы.
Гусеница пригласила гостей и хочет угостить их.
На спинке она несет угощение той же формы, что и
коврик. Дети помогают гусенице сделать покупки,
находя соответствующую карточку или предмет
(овощи, фрукты, сладости) той же формы, что и
пятнышко на спинке.
«Путаница» (с 3 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
Гусеница
нарядилась, а потом перепутала порядок пятнышек
на спинке. Дети помогают восстановить украшение.
Вариант — гусеница загадывает детям загадки:
что изменилось, чего не стало?
«Радуга» (с 3 лет)
Цель: развитие восприятия цвета.
Гусеница после дождя вышла погулять и увидела
на небе разноцветную радугу. Ей очень захотелось
украсить свою спинку разноцветными пятнышками,
чтобы они подошли по цвету к сапожкам, а как это
сделать— она не знает. Малыши помогают гусенице
и украшают ее.
С 4 лет дети могут с помощью взрослого вспомнить
расположение цветов радуги.
«О чем думает гусеница?» (с 3 лет)
Цель: развитие умения понимать эмоции.
У гусеницы печальное лицо. Дети пытаются
угадать, что могло ее опечалить. Так же
обыгрываются другие эмоции.
«Зеркало» (с 3 лет)
Цель: развитие эмоционального мира.
Дети по очереди меняют у гусеницы выражение
лица, называют и повторяют его.
«Доктора» (с 3 лет)
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Гусеница ползла к детям, очень торопилась, и
шнурочки на ее туловище развязались. Ей нужна
помощь. Дети «лечат» ее, связывают шары туловища
вместе.
«Логические прятки» (с 5 лет)
Цель: развитие логического мышления,
ориентировки в пространстве.
Гусеница прячет под животиком или пятнышком
мелкие предметы или карточки, дети находят их по
описанию. Например, шарик находится справа от
квадрата и слева от круга (между треугольником и
овалом, под третьим шариком от головы, под вторым
шариком от хвоста и т.п.).
Мы привели только несколько
примеров использования радужной гусеницы.
Задания можно варьировать и придумывать все
новые игры для детей.
Педагоги образовательных учреждений и
педагоги-психологи, в том числе и немецкие
партнеры из психологического центра г. Мюнстера,
бывая в нашем Центре, высоко оценивают
развивающий потенциал этого игрового средства,
задают много вопросов по его использованию и
изготовлению, с удовольствием придумывают свои
варианты игр. В сенсорной комнате одного из
детских садов г. Рязани у нашей гусеницы уже есть
«сестренка».
Надеемся, что коллеги заинтересуются
развивающими возможностями радужной гусеницы и
смогут порадовать детей интересными и полезными
играми. Эту игрушку можно легко изготовить самим,
особенно если уменьшить ее размер, а играть с ней
можно почти так же, как с большой.