|
Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках проекта стандарта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи — как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции. Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в которое, помимо указанного, включены профили — воспитатель, учитель начальных классов и ряд других. В основу разработки положен деятельностный подход, связанный с выделением общего круга профессиональных задач, необходимых для освоения во всех профилях подготовки. В основу образовательной программы профиля «Психолог образования» положен модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учрежденных Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ. Основной разработчик — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет». Мы будем благодарны читателям «Школьного психолога» за конструктивные замечания и предложения, которые можно направлять по электронному адресу rectorat@list.ru С полным текстом проекта Федерального государственного профессионального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» можно познакомиться на сайте МГППУ: http://mgppu.ru/. В.В. РУБЦОВ,
ПРОЕКТ Обоснование соответствия предлагаемого проекта ФГОС ВПО стратегическим целям развития высшего профессионального образования, потребностям учащихся, общества и рынка труда Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения... создание возможностей гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.). Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. По мнению разработчиков представленного проекта ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожецем, В.В. Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки — «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи. Включение в направление «Психолого-педагогическое образование» профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий «профессиональный язык», т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся. Включение в данное направление новых профилей «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление. Обоснование сформированных компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.) В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО. К специфике данного направления следует отнести тот факт, что в большинстве развитых стран мира бакалавр данного направления не является ступенью профессионального образования и не получает возможности доступа к самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня его практической подготовки. Для профиля «Психолог образования», например, в соответствии с нормами Европейского союза («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т.е. бакалавр — (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (т.е. интернатура). Указанное обстоятельство следует принять за основу и для подготовки по другим профилям психолого-педагогического направления. Это согласуется с поручением Президента РФ Правительству РФ (по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию от 15.10.2008 г.) в той его части, где ставится вопрос о введении годовой педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов. Руководствуясь этим, коллектив разработчиков ФГОС ВПО (при соответствующем изменении существующей нормативной базы) считает целесообразным введение аналогичной интернатуры в образовательных учреждениях для бакалавров всех профилей психолого-педагогического направления. При разработке проекта стандарта на уровне магистра разработчиками предлагается организация модели производственной практики (54 кредита) на втором году обучения в магистратуре, что должно обеспечивать необходимый уровень практической подготовки выпускника-магистра к профессиональной деятельности. Обоснование путей реализации уровневой подготовки в данном направлении подготовки Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Наличие базовой части профессионального цикла на уровне «бакалавр» и «магистр», а также базовой части циклов ГСЭ и МЕЦ («бакалавр») и общенаучного цикла («магистр») определяет универсальное ядро общекультурных компетенций и профессиональных компетенций, общих для всех видов профессиональной деятельности, которое является механизмом реализации индивидуальных траекторий образования на переходе от «бакалавра» к «магистру» в пределах данного направления. Такая образовательная модель создает возможность для «бакалавра» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, «бакалавр» по профилю «учитель начальных классов», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель-психолог». Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации, учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, построение их индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей. Возможность реализации «смешанных» маршрутов является значимой и для «магистров» психолого-педагогического образования, готовящихся к профессиональной деятельности в области научных исследований, для разработчиков и экспертов в области образовательных программ и технологий и др. Возможность смены профиля в пределах направления позволит координировать жизненные и профессиональные планы выпускника-бакалавра после начала его профессиональной деятельности в связи с возможными изменениями на рынке труда. Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ. Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем министра образования и науки РФ И.И. Калиной, и разъяснений по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данных 01.09.2008 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов. За основу формирования ООП взято соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы формируемых в пределах этого цикла компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественно-научному и математическому циклам ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и научно-исследовательской работы «бакалавра», которые позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника. Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями, относятся: 1. Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования. 2. Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25 %, у «магистра» 40 %, высокой доли объема самостоятельной работы студентов, отраженной в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25 % у «бакалавров» и 25 % у «магистров». Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 — для «магистра». 3. Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника, выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель — у «магистра», рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений профессиональной деятельности в ходе практической подготовки. 4. Организация научно-исследовательской работы студента, как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки, в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель — для «магистра». 5. Кадровое обеспечение процесса: не менее 60% для «бакалавра» и не менее 75 % для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20 % для «магистра», не менее 80 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей, а для «бакалавра» — не менее 8 % процентов преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук или / и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более чем тремя «магистрантами». 6. Обязательный доступ студентов к профильным периодическим изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки. 7. Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в интернет не менее 4 часов в неделю — для «бакалавра», 8 часов в неделю — для «магистра». 8. Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в интернет, компьютерных и лингафонных классов. 9. Достаточное финансовое обеспечение ООП. 10. Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с компетентностной моделью подготовки выпускника, высокими требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров». Задачи профессиональной деятельности бакалавров
Общие для всех видов профессиональной деятельности: • знание и реализация на практике прав ребенка; • соблюдение норм профессиональной этики; • систематическое совершенствование своего профессионального уровня; • повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; • участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; • использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; • создание условий для полноценного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; • повышение собственного общекультурного уровня; • использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; • соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; • участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении. В области психолого-педагогического сопровождения образования: • проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; • проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; • проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; • повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; • работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; • взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; • использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. Требования к результатам освоения
основных
|