Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2009


Вместе с родителями

Ответственное дело

Групповое занятие для родителей
и учащихя 9-х классов

Цель: обратить внимание родителей и учащихся на вопросы профориентации; способствовать осознанию учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

Оборудование: результаты диагностики каждого из учащихся по вопросу профориентации (опросник Шмишека, карта интересов, профессиональные склонности — опросник Йовайши, профессиональные предпочтения — опросник Холланда), листы бумаги, карандаши, ручки (лучше двух цветов или выделитель текста двух цветов) на каждого участника.

Участники: родители и учащиеся 9-го класса.

 

1. Разминка. Упражнение «Козлик»

Ведущий. Помните ли вы песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик»? Давайте вспомним основные события этого незабвенного произведения.

Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват сам козлик, что отлучился в дремучий лес? Или голодный волк? А может быть, бабушка? Выразите свое мнение в виде круговой диаграммы на ваших листах.

Я попрошу выйти к доске одного родителя и одного ученика. Нарисуйте свои диаграммы и обоснуйте свое мнение.

В каждом деле, к которому мы приступаем, мы всегда либо берем ответственность на себя, либо перекладываем ее на плечи других. А теперь давайте подумаем, кто помогает ребенку в выборе профессии?

Варианты ответов выносятся на доску.

Какова же степень ответственности каждого из перечисленных субъектов в выборе ребенком профессии? Выразите свое мнение в виде круговой диаграммы.

Работа маркером на индивидуальных листах.

Я снова попрошу выйти к доске одного родителя и одного ученика. Нарисуйте свои диаграммы и обоснуйте свое мнение.

Я полагаю, что каждому из родителей очень интересно узнать мнение своего ребенка и, наоборот, ребенку интересно мнение родителей. У вас будет прекрасная тема для сегодняшнего разговора за ужином. Сравните ваши варианты диаграмм. Тут есть о чем подумать.

 

2. Анализ результатов диагностики

Ведущий. Уважаемые родители! На протяжении учебного года мы с ребятами изучали психологические особенности каждого, составляли свои психологические характеристики, учились писать резюме. Сегодня мы хотим представить отчет о проделанной работе самым близким, самым родным людям — родителям. Надеемся, что всё, что вы сегодня узнаете, будет не только любопытно и интересно, но и полезно.

Каждый из родителей получает результаты диагностики своего ребенка. Для ребят эта информация не является новостью. Вероятно, и для родителей тоже. Задание для родителей: внимательно прочитайте характеристики. Отметьте карандашом (ручкой или выделителем одного цвета) те моменты в характеристике, которые не вызывают у вас сомнений и о чем вы уверенно можете сказать «Да, это про моего ребенка». Другим цветом — моменты, которые вызывают у вас сомнение, то есть вы считаете, что вряд ли это про вашего ребенка. Учащихся я прошу помочь своим родителям, поскольку вам эта работа уже знакома.

Пометьте значком «+» те моменты, которые, на ваш взгляд, стоит учитывать при выборе профессии. Значком «V» те, на которые, на ваш взгляд, не стоит обращать особого внимания.

Все результаты диагностики остаются у вас, и вы можете их использовать по своему усмотрению.

 

3. Игра «Ловушки-капканчики»

Ведущий. Выбор профессионального пути — дело ответственное, и подходить к нему следует серьезно. Я предлагаю вам игру, которая называется «Ловушки-капканчики».

Наша цель: смоделировать часть профессионального пути молодого человека. Ваше мнение, уважаемые родители, для нас очень ценно, потому что у вас большой жизненный опыт. Дети смотрят на мир иначе, чем родители, и порой видят то, что не видно взрослым, поэтому ваше мнение, дорогие девятиклассники, для нас не менее ценно.

Для игры нам необходим человек, который готов участвовать в эксперименте. Кто желает?

ЭТАПЫ ИГРЫ

I

Ведущий. Наш доброволец должен придумать, сколько ему лет, где он живет, какое у него семейное положение. Затем определить профессиональную цель: поступление в учебное заведение, окончание учебного заведения, оформление на конкретное место работы, возможно, какое-либо профессиональное достижение (вуз; окончить его; инженер транспортной компании; место ведущего инженера).

Ввся информация выносится на доску.

II

Ведущий. Каждый из нас придумывает и записывает 2–3 ловушки на пути достижения карьерной цели (ловушки могут быть как внешними — исходящими от других, так и внутренними — от себя) и пути решения этой проблемы. Например, на этапе «поступить в учебное заведение» появляется ловушка — «не поступил». Какие могут быть варианты?

а) Попробовать поступить на следующий год; б) поступить в колледж; в) поступить в другой вуз и др.

(На доске начертить таблицу)

Доброволец Игрок
   
   
   

Игроки (родители и учащиеся) по очереди называют свои ловушки, а доброволец — путь преодоления. Далее путь преодоления называет доброволец — остальные выбирают, чей путь выгоднее.

Если добровольца, то ему в таблице ставят «+», если игрока — то ему.

Удобнее работать по этапам, то есть на первом этапе все называют свои ловушки, затем на следующем и т.д.

III

Подведение итогов: у кого больше «+». Сумел ли наш доброволец преодолеть все «ловушки», уготованные ему судьбой в нашем лице?

Вывод: все мы способны преодолеть те или иные трудности. Но если мы к ним готовы, то они уже воспринимаются нами не как проблемы, а как следующая ступенька в жизни.

Ведущий: у каждого на столе лежат ромашка и травинка. Я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу следующим образом:

? если вы считаете, что наша встреча была продуктивной (вы получили новую информацию, полученная информация была полезной лично для вас), вы приклеиваете на лист ватмана ромашку;

? если вы считаете, что в подобной работе нет необходимости или вам было неинтересно (короче — зря провели время) — приклеиваете травинку.

Посмотрите на нашу чудесную поляну. Как здорово, что есть люди, которые считают, что наша работа прошла не зря. Как здорово, что есть люди, которые считают, что подобную работу надо выводить на более высокий уровень!

Спасибо. Я желаю всем удачи!

Ольга СИМОНОВА,
педагог-психолог I квалификационной категории,
НОУ СОШ «Ор Авнер», г. Волгоград

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вариант результатов диагностики,
предоставляемый родителям

Особенности личности

Характерные черты таких людей: переживания по поводу эстетических ценностей (такие люди умеют видеть и чувствовать прекрасное). Свойственна быстрая реакция на ситуацию (почувствовал — отреагировал). Эти люди обычно эмоциональны, у них богатое воображение, они могут хорошо работать руками, изготавливая что-то оригинальное, неординарное (высокое развитие «ручного интеллекта»).

С первых детских лет такой ребенок боится одиночества, темноты, врачей, медицинских процедур, животных (особенно собак). Избегает очень активных, шумливых сверстников, но достаточно активен с теми, к кому привык, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно.

Этот ребенок очень привязан к родным и близким. Это очень домашний ребенок: старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости.

Обычно в детстве такие люди серьезны, сосредоточены, стремятся во что бы то ни стало добиваться желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга). Способны погрузиться в мрачное настроение из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, но хорошая новость, новая книга могут поднять настроение.

Преобладающие черты характера. Повышенная чувствительность, впечатлительность. Такие люди робки и застенчивы, особенно в непривычной обстановке, среди чужих людей. Высокая степень целеустремленности. Ради достижения поставленной цели такой человек готов пожертвовать своим благополучием, отказаться от развлечений, комфорта. Очень часто меняется настроение, оно зависит от незаметных для окружающих поводов. От душевного состояния в данный момент зависит практически все: и сон, и аппетит, и желание общаться.

Привлекательные черты характера. Высокая энергичность, независимость, надежность в сотрудничестве, если цели совпадают с целями тех, с кем он работает. Общительность, добродушие. Такие люди стремятся преодолевать свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера. Раздражительность, вспыльчивость, мнительность, пугливость, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

Карта интересов

Изобразительное искусство, сфера торговли и обслуживания.

Профессиональные склонности

Производственная деятельность. Круг этих профессий очень широк. Сюда относятся профессии, где необходима непосредственная работа руками (изготовление, усовершенствование продукции, работа с различными материалами).

Профессиональные предпочтения

Интеллектуальный тип. Люди данного типа отличаются аналитичностью, оригинальностью, рационализмом, независимостью от чужих суждений. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошо формулируют и излагают мысли, склонны к решению логических, абстрактных задач. Для таких людей межличностные отношения не играют решающей роли.

Тип мышления

Сочетание наглядно-образного, предметно-действенного мышления и креативности. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят — «золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры, художники.

Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Рекомендуемый выбор

Художественно-эстетическое направление.