|
||
Энциклопедии и научно-биографические справочники называют Арнольда Гезелла одним из создателей детской психологии (психологии развития), и такая характеристика, пожалуй, не содержит преувеличения. Примечательно, что Гезелл получил также известность как первый в мире «школьный психолог» – эту должность он занимал в 1915–1919 годах, будучи членом Совета по образованию штата Коннектикут. Большинству же российских психологов, в том числе школьных, о нем известно не более того, о чем повествует пара скупых строчек в учебнике по детской психологии. Для восполнения огорчительного пробела познакомимся поближе с этим замечательным представителем нашей науки, историей его жизни и творчества. Фрагменты биографииАрнольд Лусиус Гезелл родился 21 июня 1880 года. В качестве места его рождения называют город Альма (штат Висконсин), который не так-то просто отыскать на самой подробной карте, ибо это даже и не город, а захолустный поселок на берегу Миссисипи, унылую провинциальную атмосферу которого Гезелл впоследствии описал в пронзительной новелле «Деревенька в тысячу душ». Иными словами, перед нами пример того, что психологическая наука создавалась не только уроженцами столиц, но и пробивной «деревенщиной». Пример, достойный того, чтобы с многих сбить спесь, а еще многих и многих воодушевить! Родители Гезелла были людьми весьма образованными и культурными – мать работала учительницей, а отец выступал в экзотической по тем временам роли местного фотографа. Вероятно, не без их влияния Гезелл проникся интересом к психолого-педагогическим вопросам, а также к фотографической фиксации наблюдаемых событий – в историю вошел его Атлас детского развития – богатейшее собрание фотоиллюстраций разнообразных этапов развития ребенка. У своих родителей Арнольд был старшим из пятерых детей, и постоянное общение с растущими младшими братьями и сестрами также не могло не сказаться на его последующих интересах. В юности он намеревался посвятить себя педагогической деятельности, но учителем проработал недолго. Еще в школьные годы, увлекшись психологией под влиянием своего учителя Эдгара Свифта, Гезелл окончательно избрал эту профессиональную стезю. Он поступил в Университет штата Висконсин и прослушал курс известного психолога Джозефа Ястрова. После получения степени бакалавра философии Гезелл ненадолго вернулся к учительству, но потом решил продолжить свое образование в Университете Кларка, где в 1906 году получил докторскую степень. В университете большим влиянием пользовался его президент Стэнли Холл, заложивший основы психолого-педагогических исследований в США. Гезелл восхищался Холлом и во многом испытал его влияние. Холл был энтузиастом эволюционного подхода в психологии, который, по его мнению, позволяет понять любые изменения (как нормальные, так и ненормальные) в процессе развития. Как ученому ему впоследствии ставилась в упрек некоторая умозрительность и даже голословность его позиции, слабо подкрепленной эмпирическими данными. Будучи более скрупулезным исследователем, чем Холл, Гезелл сохранил веру в основные принципы его подхода. Работы Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским (кстати, написавшим предисловие к русскому переводу его «Педологии раннего возраста»), который назвал его концепцию «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как разновидность биологического, как приспособление к среде. После получения степени доктора философии Гезелл занимал различные преподавательские должности, впоследствии став профессором психологии в Государственном педагогическом институте Лос-Анджелеса. Эту должность он занял по рекомендации своего однокашника по Университету Кларка Луиса Термена, с которым они наладили тесное сотрудничество. До этого Гезелл успел поработать в нескольких учреждениях для детей с аномалиями развития, в частности в школе, руководимой известным тестологом Генри Годдардом. Из этой практики Гезелл вынес живейший интерес к проблемам аномального детства. Сотрудничество с Терменом и Годдардом, крупными деятелями американской психодиагностики, явно склонило ученого к психометрическому подходу к проблемам развития. Однако существовавшие в ту пору психометрические методы не могли удовлетворить Гезелла. Ощущая недостаточность своей профессиональной подготовки для решения поставленных перед собой задач, Гезелл пришел к выводу о необходимости для себя специального медицинского образования. С этой целью он вернулся в Висконсинский университет, а затем перешел в Йельский. Там он сочетал занятия медициной (завершившиеся в 1915 году присвоением докторской степени) с преподавательской деятельностью. В центре научных интересовРазвитие детской психологии в начале ХХ века требовало разработки новых объективных методов изучения психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественно-научным (антропометрии, тестам Гальтона), но в то же время являлись бы именно психологическими методами. Одним из первых такие методы, позволяющие быстро и надежно определить уровень интеллектуального развития детей, разработал французский психолог А. Бине. Однако интеллектуальные тесты Бине исследовали детей от трех лет и старше, не затрагивая более ранний возраст. Этот пробел и был восполнен Гезеллом. В 1911 году он создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возраста – от рождения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства оказались в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл создал и периодизацию психического развития, в которой выделялись три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. Причем, по Гезеллу, первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй – средним, а третий – низким. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной фиксации динамики психического развития маленьких детей, в том числе посредством кино- и фотосъемки. Для объективности наблюдений он в 1920 году впервые использовал полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла», нашедшее применение во множестве отраслей вплоть до следственного дознания). Он также применил новые методы исследования: лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода – чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). Гезелл одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. Сравнивая поведение обученного и необученного близнецов, он установил, что необученный быстро догоняет обученного. Главной целью ученого был анализ ситуации «естественного становления» психических функций. В этом же ключе им были предприняты исследования социальной депривации в раннем возрасте. Внимание Гезелла привлек феномен «современных Маугли» – двух девочек-найденышей, предположительно воспитанных волками. История этих «волчьих детей», прозванных Амалой и Камалой, стала широко известна благодаря Гезеллу и ныне упоминается во множестве учебников как один из наиболее впечатляющих примеров социальной депривации. Справедливости ради надо отметить, что сам Гезелл никогда не видел этих девочек. В своих исследованиях и рассуждениях он целиком опирался на материалы индийского миссионера А. Сингха. В записках миссионера Гезелл усмотрел эмпирические свидетельства в пользу своего представления о психическом развитии, детерминированном преимущественно внутренне. Однако сторонники других подходов в тех же данных увидели совсем иное содержание и по-своему его интерпретировали. Позиция Гезелла кажется более сильной, когда подкрепляется данными его собственных наблюдений, тщательно документированными и проанализированными. На основе этих исследований была выработана система тестов и норм для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Данные наблюдений над детьми были сведены Гезеллом в таблицы, по которым вычислялся так называемый коэффициент развития (Development Quotient – DQ). Этот показатель получил распространение как мера умственных способностей детей. Однако таблицы Гезелла были созданы на основе ограниченной выборки (дети обеспеченных семей Новой Англии), поэтому коэффициент развития впоследствии был признан неудовлетворительным инструментом психодиагностики. Однако модифицированные варианты тестов Гезелла (как и тестов Бине) сохранили свое значение и в современной психодиагностике. В последние годы жизни Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка, для того чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. Заслужив высокий авторитет еще в первой половине ХХ века, Гезелл несколько уступил влияние в области детской психологии иным входившим в моду подходам к возрастному развитию, полемики с которыми он словно намеренно избегал. До последних дней ученый возглавлял основанный им институт. Умер он 29 мая 1961 года. Институт по сей день носит его имя. Небесспорные теоретические воззрения ученого продолжают стимулировать оживленную научную полемику, но его эмпирические исследования продолжают выступать для новых поколений психологов образцом методической корректности. Сергей СТЕПАНОВ |