Хорошо говорим…
О методе групповой дискуссии в работе
с подростками и старшеклассниками
«Объединитесь в группы и
обсудите» — такое предложение можно услышать и
на уроке, и на классном часе, и на психологическом
занятии. Групповые методы работы сейчас в фаворе,
их пропагандируют, рекомендуют, практически
каждый школьный специалист имеет в своем
арсенале определенный запас методических
приемов, построенных на групповой работе
учащихся. Интуитивно и из книг, во множестве
присутствующих в нашей профессиональной
библиотечке, мы знаем: групповая работа хороша,
полезна, привлекательна, содержит богатый
развивающий потенциал. Этакий симпатичный джинн
из бутылки, строящий великолепные дворцы и не
производящий последующих разрушений…
Не бывает таких джиннов, это противоречит их
природе, скажете вы. Вот и мы про то же: не бывает
метода без ограничений, без разнообразных «но» в
применении и тем более без серьезного
продумывания всех методических процедур. «Сели
вместе и обсудили…» Что? Есть ли в заданной теме
предмет для совместного обсуждения? Как
обсудили, по какой организационной схеме? Что
будет результатом? Как нам отследить
эффективность? И вообще, в чем она будет
заключаться, эта эффективность?
Если нет четких ответов на все эти вопросы,
перед нами квазиметод, имитация групповой
работы, которую нынче часто можно наблюдать и на
уроке, и на классном часе, и на психологическом
занятии.
А между тем методы групповой работы, будучи
примененными к месту и осмысленно, действительно
хороши. В частности — метод групповой дискуссии,
о котором хотелось бы поговорить подробнее.
Групповая дискуссия — метод группового
обсуждения, позволяющий выявить весь спектр
мнений членов группы, возможные пути достижения
цели и найти общее групповое решение проблемы. В
групповой дискуссии каждый член группы получает
возможность прояснить свою собственную позицию,
обнаружить многообразие подходов, обеспечить
всестороннее видение предмета. Кроме того,
групповая дискуссия активизирует творческие
возможности человека, его интерес к предмету
обсуждения, является прекрасным средством
сплочения и развития группы, обеспечивает
принятие группой наиболее оптимальных решений.
Таким образом, мы видим, что применение этого
метода в школьной практике имеет два очень
важных следствия. С одной стороны, мы передаем
учащимся способ нахождения эффективных решений.
Он применим в самых разных ситуациях их школьной
и последующей жизни. С другой стороны, групповая
дискуссия создает эффективнейшую
образовательную среду, в которой формируются
разнообразные коммуникативные компетенции,
рефлексия, развивается креативность и множество
других важных человеческих способностей. Правда,
чтобы дискуссия стала такой образовательной
средой, ее нужно использовать в нужной ситуации и
соответствующим образом организовать.
Когда целесообразно обращаться к этому методу?
На уроках групповые дискуссии незаменимы в
ценностных спорах и обсуждениях. Они позволяют
выявлять и сравнивать различные позиции, вести
ценностный диалог, приходить к согласию или
определять принципы сосуществования позиций,
учат делать выборы в ценностных ситуациях и т.д.
Это применимо и к тематическим обсуждениям на
классных часах, а также в ситуациях реальных
ценностных разногласий, при обсуждении чьи-то
поступков, выборов, поиске вариантов
самоопределения. Групповая дискуссия позволяет
рассматривать и примерять различные точки
зрения на те или иные реальные события, при
необходимости — находить общий приемлемый
вариант группового поведения. Как провести
выпускной вечер? Как организовать поездку или
экскурсию? Как потратить совместно заработанные
деньги? Естественно, что для решения столь разных
задач групповая дискуссия должна и
организовываться соответственно.
Среди различных аспектов организации
дискуссии мы бы выделили два наиболее важных.
Первое — это соблюдение самого формата
дискуссии, реализация всех необходимых ее
этапов. Второе — это правильный выбор
организационной схемы дискуссии в соответствии
с задачей, а также возрастом и уровнем развития
учащихся.
Этапов у дискуссии не так много, но
все они чрезвычайно важны:
• Определение целей и темы дискуссии. На
этом этапе выбирается предмет обсуждения и
дается описание желаемого результата. Чем четче,
понятнее задан предмет, тем продуктивнее будет
дискуссия. «Давайте сначала определимся с
понятиями, поймем, что мы обсуждаем» — это не
формат дискуссии. В лучшем случае — разговоры
накануне. У всех участников к моменту начала
разговора должно быть четкое понимание предмета
обсуждения. Другое дело, что в процессе знание
может углубляться и развиваться. Это нормально. В
качестве результата групповой дискуссии могут
выступать: общее решение той или иной проблемы,
ситуации; четкое самоопределение каждого
участника по обсуждаемому вопросу.
• Сбор информации (знаний, суждений, новых
идей, предложений участников) по проблеме. Этот
этап по форме похож на мозговой штурм:
возможность высказаться есть у всех, никакой
критики, вопросы только на уточнение,
фиксируются все мнения, вся новая информация.
• Упорядочение, обоснование и совместная
оценка информации, полученной в процессе
обсуждения. Главная задача данного этапа —
критично проанализировать все предложения
(предложения, а не их авторов) и выбрать (всем
вместе или каждому для себя) определенную
позицию.
• Подведение итогов дискуссии, определение
итогового решения, сопоставление целей с
полученными результатами.
В зависимости от задач, стоящих перед
обсуждением, и психологического состояния
ученической группы могут быть предложены
различные схемы проведения дискуссии. Мы
рассмотрим шесть наиболее интересных. Каждый
вариант представлен в виде схемы и словесного
описания.
Общая дискуссия
Все
сидят в кругу. Каждый участник свободно выражает
свое мнение. Необходимо прийти к общему
результату, выработать коллективную позицию. При
проведении взрослый — ведущий включен в
дискуссию, активно выражает свое мнение. Есть
секретарь, фиксирующий все позиции. Если это
обучающая дискуссия, взрослый может находиться
за ее пределами. В этом случае назначается
организатор дискуссии, в функции которого
входит: следить за тем, чтобы группа не отходила
от предмета обсуждения, пресекать критику в
адрес друг друга, ограничивать время говорения
«болтливых» и стимулировать к высказыванию
своей позиции молчаливых, резюмировать
дискуссию на промежуточных этапах. Все эти
правила заранее проговариваются и не являются
новостью для участников. Они и сами постепенно
начинают отслеживать их соблюдение — сначала в
поведении других участников, а затем и в
собственном.
При всей внешней простоте это — наиболее
сложный вид обсуждения в работе с детьми и
подростками. У него много ограничений: по числу
участников (если это школьники, то не более 8–10
человек), по уровню поведенческой саморегуляции.
Чтобы такая дискуссия состоялась, участники
должны многое уже уметь: слушать других, выражать
свою позицию, критично оценивать свое и чужое
мнение, регулировать свои эмоции. Эту схему
целесообразно применять в старшей школе, и не
столько для обучения коммуникативным навыкам,
сколько для принятия групповых решений в
довольно зрелых ученических группах. Например,
как мы проведем день здоровья или вечер встречи
выпускников, кто будет представлять наш класс на
общешкольном собрании и прочее.
Дискуссия-ранжирование
Применяется
для ситуаций, которые нужно как-то
структурировать, упорядочить по значимости,
времени, ценности. В данном случае каждый
участник вначале сам для себя формулирует мнение
по обсуждаемому вопросу (ранжирует предложения,
ценности). Затем индивидуальные позиции
обсуждаются и составляется общий список.
Ведущий, как правило, активно включен, выполняет
функцию организатора или соорганизатора (наряду
с кем-то из учащихся).
При очевидном организационном усложнении это
более удобный вариант проведения дискуссии с
учащимися. Первый этап — составление
собственного списка — структурирует,
определяет индивидуальную позицию ребенка и тем
самым делает его поведение в дискуссии более
целенаправленным (ему есть что обсуждать, у него
есть позиция!). Конечно, от многого в собственной
позиции придется отказаться, приходя к общему
решению…
Это самый драматичный, но и интересный момент в
данной организационной схеме. Дискуссия
протекает живо, но при этом участникам легко
оставаться в русле основного обсуждения. Темы,
которые хорошо укладываются в данную схему: «10
самых важных качеств лидера», «Принципы выбора
профессии» и др.
Дискуссия «В два круга»
До
начала дискуссии формируются мини-группы с четко
выраженной позицией, это может быть личное
мнение по обсуждаемому вопросу или ролевая
позиция. Вначале в мини-группе участники
вырабатывают позицию и обсуждают аргументы в
защиту этой позиции.
Затем представители от группы ведут
переговоры. Остальные являются активными
наблюдателями: по их решению представитель
группы может быть отозван и заменен другим
участником. Существуют специальные тайм-ауты, во
время которых представитель может совещаться со
своей группой. Ведущий — за кругом дискуссии. Он
следит за соблюдением правил и удерживает тему.
Такие дискуссии могут протекать очень живо,
драматично. Особенно если одна из групп-участниц
придерживается жесткой тактики, непреклонной
позиции. Результаты дискуссии легко
анализировать, так как значительное число
учащихся находились в позиции включенных
наблюдателей, а значит, многое замечали и
анализировали для себя по ходу.
Пример темы, подходящей для такого варианта
обсуждения: «Вводить ли школьную форму» (из
позиций учеников, родителей и учителей,
например).
Дискуссия «Шкала»
Применяется
по отношению к проблемам, имеющим альтернативные
варианты решения. В начале дискуссии на полу
рисуется линия или раскладывается веревка. Один
ее конец обозначается табличкой «ДА», другой —
табличкой «НЕТ». В центре — «НЕ ЗНАЮ». После
оглашения темы каждый участник, самостоятельно
обдумав свою точку зрения, занимает на этой линии
определенное место, соответствующее его ответу.
Участники, занявшие четкую позицию «ДА» или
«НЕТ» (или очень близкую к ним), выдвигают свой
аргумент. После обмена аргументами (2–3 с каждой
стороны) всем остальным предлагается вернуться к
анализу собственной позиции и, возможно, ее
пересмотреть. Дискуссия заканчивается, когда все
участники четко заняли одну из двух позиций.
Ведущий занимает внешнюю позицию.
При этом может быть назначена группа экспертов,
которая оценивает коммуникативные навыки
участников (не результат дискуссии!) и качество
аргументов. Возможные темы для обсуждения: «за» и
«против» смертной казни, введения в школе
определенных санкций, перехода школы на новый
режим работы и прочее.
Дискуссия с наблюдателями
Участники располагаются в два круга. Во
внутреннем — шесть стульев, но должно быть
занято лишь пять из них. Все остальные участники
сидят во внешнем круге. Участники внутри круга
ведут дискуссию на заданную тему. Внешний круг
наблюдает. Если кто-то из внешнего круга
чувствует, что хотел бы выразить свою позицию, он
выходит в центр. При этом один из участников
покидает внутренний круг, переходит в позицию
наблюдателя. Один стул всегда должен оставаться
свободным! Такой вариант дискуссии позволяет, с
одной стороны, структурировать процесс, а с
другой — дать возможность всем, кому есть что
сказать, высказаться.
Дискуссия с ротацией
До начала дискуссии создаются мини-группы,
равные по составу. Способ их создания может быть
любой: по желанию, жребием. Дается общая проблема,
над которой определенное количество времени
работает каждая группа. Лучше всего подходят
проблемы, предполагающие в качестве своего решения
создание определенного перечня: принципов,
правил, задач и др. Количество пунктов в этом
перечне ограниченно. Например, 5 принципов, 4
главных правила поведения в поездке. На первом
этапе каждая группа создает свой список, как
минимум, в двух экземплярах. Затем в каждой
группе выбирается участник, который перейдет в
соседнюю группу и познакомит ее с наработками
своей. В этой новой группе он и останется.
На втором этапе каждая микрогруппа работает с
двумя списками. Участники обсуждают оба и
создают новый, общий, с учетом наработок. В нем
должно быть первоначальное количество пунктов! А
это значит, что от чего-то предстоит отказаться,
что-то обобщить. Ротация может пройти еще раз.
Важно, что в этом случае работать в соседнюю
группу уходит не тот участник, который уже
осуществлял переход.
В конце работы получаем несколько списков —
спектр мнений по заданному вопросу. Списки
объединяются, повторяющиеся пункты убираются, и
получается полный свод правил, принципов,
положений, важный для данной группы в целом.
В такой форме хорошо обсуждать нормы и правила
жизни класса, принципы выбора профессии и другие
темы.
Статья подготовлена при поддержке центра аюрведы «Керала». Если Вы решили лечиться нетрадиционными методами, то оптимальным решением станет обратиться в центр аюрведы «Керала». Перейдя по ссылке: «Аюрведа в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент. В центре аюрведы «Керала» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Марина БИТЯНОВА,
Татьяна МЕРКУЛОВА,
Центр психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ»