Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2009


Книжный шкаф

Основы психологической теории деятельности

Изд. 2-е
Г.В. Суходольский
М.: Издательство ЛКИ,
2008

Cловосочетание «психологическая теория деятельности» по-разному воспринимается потенциальными читателями книги, хотя и адресована она всем без исключения психологам. Среди практикующих психологов не так часто встречаются те, кто намерен всерьез заняться изучением теоретических основ психологии, а потому они наверняка оставят эту книгу без внимания. В то же время заинтересованные в углублении и расширении собственных профессиональных знаний специалисты (преподаватели вузов, научные работники) обрадуются открывшейся возможности наконец-то разобраться в вопросах теории деятельности. В данном случае рискуют оказаться неправыми и те и другие.

Что касается последних, то их, скорее всего, ждет разочарование, так как книга 20-летней давности переиздана без каких-либо изменений и дополнений. А отсутствие обобщающих монографий по проблеме деятельности, на что совершенно справедливо указывает автор, совсем не означает, что не было соответствующих исследований, организованных, в частности, учениками и последователями С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. В течение последних десяти лет регулярно проводились конференции, посвященные анализу современного состояния психологической теории деятельности, издавались коллективные монографии.

В качестве примера можно привести два издания: «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии» (1999) и «Психологическая теория деятельности» (2006). Не так давно увидела свет научная биография А.Н.Леонтьева. В этих и других работах нашли отражение актуальные проблемы психологической теории деятельности, а также основные направления развития деятельностного подхода и возможные точки его приложения к психологической практике.

Следует также напомнить о создании в 2002 году международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR), по инициативе которого прошли уже два международных конгресса. В свете сказанного многие положения книги представляются по крайней мере не бесспорными, а некоторые вызывают серьезные возражения. Например, утверждение, что понятийный аппарат теории деятельности не выявлен и не систематизирован, говорит не о теории деятельности, а лишь о том, что автор не знаком с работами В.В.Давыдова, А.А.Леонтьева, А.Г.Асмолова и др. Правда, деятельностная теория постоянно развивается, вследствие чего уточняется и соответствующая терминология.

Если говорить о практических психологах, то нелишне отметить, что теория деятельности — одна из тех психологических концепций, которые оказались весьма эффективными в образовании. Педагоги и психологи в ежедневной работе нередко опираются на ее положения, например при организации учебного процесса, но при этом не затрудняют себя размышлениями о теоретических основаниях собственной практики. Для них знакомство с общепсихологическими работами было бы очень полезным. Однако в данном случае целесообразнее было бы обратиться не столько к рецензируемой книге, сколько к перечисленным выше сборникам.

Михаил ЖДАНОВ