Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2009


Книжный шкаф

Нейропсихолог в реабилитации
и образовании

М.: Теревинф, 2008.
ИТ «Роща Академии»,
2008

Это издание не совсем обычное: с одной стороны, ни на обложке, ни на титульном листе нет имени автора, а с другой — оно есть на каждой его странице и целиком посвящено одному человеку. В книгу вошли работы, автором или соавтором которых является А.А.Цыганок; и название достаточно точно отражает их содержание. Книга сделана с большой любовью и к автору, и к поднимаемым проблемам, и к профессии практического психолога в целом.

Первый раздел посвящен вопросам исследования речи при афазии. Эти материалы представляют интерес, прежде всего, для специалистов в области афазиологии, но некоторые данные, например, о положительном влиянии музыкальной терапии (музыкальные викторины, музыкальное сопровождение бесед и занятий) на процессы восстановления, следует взять на заметку всем без исключения практикующим психологам.

Материалы второго раздела «Детская нейропсихология» рассчитаны на широкий круг психологов, занятых коррекционной работой с детьми. А.А.Цыганок известна как один из создателей детской нейропсихологии, и ее несомненной заслугой является то, что она на практике смогла реализовать междисциплинарный подход к диагностике и коррекции нарушений психического развития у детей. По данным 15-летней давности, 80% детей 6–10 лет демонстрируют несформированность частных психических процессов, что связано с неравномерным созреванием головного мозга. Рекомендации относительно организации индивидуальной психологической работы, направленной на формирование отстающих звеньев, не потеряли актуальности, и потому данные материалы могут быть рекомендованы всем психологам, работающим с младшими школьниками. То же самое касается статьи о леворуких детях. Автор объясняет, почему нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли переучивать леворукого ребенка. Все зависит от того, имеем ли мы дело с компенсаторным или настоящим левшеством.

В то же время в этом разделе немало статей, имеющих узкоспециальное значение. Методические рекомендации по организации педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения (обобщение опыта работы Центра лечебной педагогики в Москве) адресованы не всем психологам.

В третьем разделе дается список работ автора. Наконец, последний раздел содержит воспоминания родных, коллег, родителей. Эти страницы читаются на одном дыхании, а фотографии позволяют в прямом смысле увидеть Автора. Становится понятно, что сила психолога не только в знаниях и многолетнем опыте оказания помощи детям с нарушениями развития, но в том числе — а может быть, прежде всего — в отношении к своему делу, в вере в возможность изменения ситуации к лучшему.

Марина СТЕПАНОВА