ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 2 (22)
Марина ЕЖОВА,
педагог-психолог
детского сада № 138 «Радость»,
г. Астрахань
Если ты не похож на меня...
На протяжении ряда лет Городская
психологическая служба Астрахани проводит
большую работу по формированию толерантного
сознания у детей дошкольного возраста и учеников
общеобразовательных школ. Педагоги-психологи
участвуют в ежегодных «Неделях толерантности»,
демонстрируя свои наработки по этой теме.
Конечно, каждое образовательное учреждение
накопило собственный опыт. Представляю вам наш.
Буду рада, если эта информация окажется полезной
читателям «Школьного психолога».
Мы
разработали цикл занятий, состоящий из трех
блоков:
1-й блок — «Знакомьтесь, это я!»
2-й блок — «Я + ТЫ = МЫ»
3-й блок — «Не похожий на меня — не значит
плохой»
Предлагаем вашему вниманию два занятия из 3-го
блока с детьми старшего дошкольного возраста. В
процессе занятий дети учатся простой жизненной
мудрости:
• Взаимоотношения людей — большая ценность, и
важно уметь поддерживать их, чтобы они не
испортились.
• Не ожидай от других, что они прочтут твои
мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь,
думаешь.
• Не обижай других людей и не давай им
«потерять лицо», не нападай на других, когда тебе
плохо.
• Помни, что каждый имеет право быть
услышанным, уважай мнение и желания другого.
• Не смотри свысока на человека, если он не
похож на тебя.
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема «Я и другие»
Оборудование:
— очки гигантские;
— детские рисунки на тему «Радость»;
— листы обоев (длина 1,5 м) — по количеству детей;
— маркеры, восковые мелки;
— магнитофон, аудиокассета (диск) с записью
спокойной музыки;
— ширмы для демонстрации кукол-портретов.
Ритуал приветствия
Ведущий. С первыми звуками музыки вы
начнете двигаться по залу. Как только музыка
остановится, нужно будет встать напротив того, с
кем встретились глазами, и поприветствовать друг
друга. Когда зазвучит музыка, вы снова будете
гулять по залу.
Звучит спокойная музыка, дети начинают
двигаться по залу. С окончанием музыки
приветствуют друг друга. Затем снова звучит
музыка, с окончанием которой приветствуют нового
партнера.
Представь, что тот, кто стоит перед тобой,
долгое время не ходил в детский сад. Как ты
поприветствуешь его?
Теперь представь, что тот, кого ты встретил,
разбил коленку. Как ты посочувствуешь ему?
Представь, что тот, кто рядом с тобой, победил
на каком-нибудь конкурсе или в соревновании. Как
ты его поздравишь?
Теперь поприветствуй тех, с кем еще не
здоровался.
Игра «Взаимное цитирование»
Все стоят в кругу.
Ведущий. Теперь, когда мы
поприветствовали друг друга, пришло время
представиться. Каждый из нас назовет свое имя,
прикладывая ладонь к груди, затем назовет имя
кого-то из нас, хлопая при этом в ладоши. Вот так: я
называю свое имя «Марина, Марина» (прикладываю
ладонь к груди) и называю имя кого-то из вас:
«Влада, Влада» (два хлопка в ладоши). Теперь
очередь Влады. Таким образом должен быть назван
каждый участник.
Игра «Гвалт»
Все стоят в кругу.
Ведущий. Мы все хотим быть
услышанными. Всегда ли это получается? Случается
ли с нами, что мы говорим все одновременно, не
слушая друг друга? Как это происходит, мы сейчас
покажем. Один из нас станет водящим, он выйдет за
дверь. Я шепну каждому из вас на ушко слово из
известного вам всем стихотворения. Потом мы
пригласим водящего к нам, и вы все одновременно,
хором, начнете громко произносить каждый свое
слово. Водящему нужно догадаться, какое
стихотворение вы читали.
Муравей
Полз по арбузу муравей и думал: «Ой-ой-ой!
Как необъятен и велик огромный шар земной!»
Роман Сеф
Вопросы к водящему после игры:
• Сложно или легко было угадать стихотворение?
• Что тебе мешало?
Если водящий не угадал стихотворение, можно
предложить детям произнести свои слова по
очереди, а водящему — угадать стихотворение.
Ведущий. Вот так и в споре: когда
все говорят одновременно, трудно понять
человека, невозможно узнать его мнение.
Игра «Избушка на курьих ножках»
Ведущий. Бывает и так: каждый
высказывает свое желание, не считаясь с
желаниями другого. Вот как Баба-яга и Иванушка.
Встаньте в шеренгу — вы будете изображать
избушку на курьих ножках. Теперь выберем Бабу-ягу
и Иванушку. Они встают по разные стороны от
«избушки».
Игру начинает Баба-яга: «Избушка, избушка, стой,
как я поставила: к Ивану задом, ко мне — передом».
Иванушка: «Избушка, избушка, стань ко мне передом,
к Бабе-яге — задом». Баба-яга: «Ко мне передом!»
«Избушка» поворачивается (каждый ребенок
вокруг себя) по сигналу того и другого. Так
повторяется 2–3 раза. Затем Баба-яга, как будто
рассердившись, восклицает: «Ах ты, Ивашка,
крестьянская рубашка!»
Ведущий. Подожди, Баба-яга, я
вынуждена тебя остановить. Давайте поговорим о
том, что вы чувствовали во время игры.
Обсуждение
• Что чувствовала Баба-яга, когда кричала и
топала ногами?
• Что чувствовал Иван, когда хотел повернуть
избушку к себе?
• Что чувствовала избушка?
Ведущий. Получается, что мало
только знать о желаниях другого человека, нужно
попытаться понять его, попробовать найти мирное
решение, чтобы оба остались довольны, без чувства
обиды. Как же поступить Ивану и Бабе-яге? (Дети
предлагают варианты решения проблемы.)
Рассматривание рисунков на тему «Радость»
Ведущий. Не случайно считается:
«Сколько людей, столько мнений». Все мы
по-разному относимся к одному и тому же событию. Я
предлагаю вам рассмотреть ваши рисунки.
Каждый из ребят рассказывает о своем рисунке,
начиная словами: «Я радуюсь, когда…» или
«Радость для меня — это…».
Можем ли мы сказать, что чей-то рисунок
неверный, что кто-то нарисовал радость
неправильно? Все рисунки разные, но все они
верные и очень интересные. Каждый нарисовал
радость по-своему, потому что каждый из вас
особенный, неповторимый.
Игра «Если бы…»
Ведущий. Как было бы
неинтересно жить, если бы все люди были
одинаковыми: если бы они были похожи друг на
друга, если бы у них были одинаковые мысли и
желания. Давайте пофантазируем, что тогда
произошло бы. Свой ответ вы будете начинать
словами: «Если все люди на земле будут
одинаковыми, то…»
Упражнение «Я не такой, как все, и все мы
разные»
Ведущий. Каждый человек
уникален, он единственный, другого такого нет на
целом свете. В нашем детском саду много детей, все
они разного возраста и роста. У всех разный цвет
волос и глаз. Одни быстрые и говорливые, другие
степенные и молчаливые. Невозможно найти двух
одинаковых ребят, даже близнецы Максим и Андрей
из третьей группы отличаются друг от друга. Вот и
вы тоже очень разные и необыкновенные.
Я предлагаю открыть в нашем детском саду
галерею детских портретов. Вы разделитесь на
пары, один из вас ляжет на лист обоев, а второй
будет обводить контур тела маркером. Потом вы
поменяетесь ролями. Не забудьте нарисовать лицо
и одежду.
Затем детские портреты закрепляются на ширмах.
Ведущий обращает внимание детей на то, какие все
они разные.
Чтение отрывка из притчи «Ворона и павлин»
«…Павлин помолчал какое-то время, а потом
ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих
словах нет правды. То плохое, что ты обо мне
говоришь, объясняется недоразумением. Ты
говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко
поднятой головой, так, что перья у меня на плечах
поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит
мне шею. На самом же деле я — все что угодно,
только не гордец. Я прекрасно знаю все, что
уродливо во мне, знаю, что мои ноги кожистые и в
морщинах. Как раз это больше всего и огорчает
меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову,
чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь
только то, что у меня некрасиво, и закрываешь
глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве
тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь
безобразным, как раз больше всего и нравится во
мне людям».
Обсуждение
• Чему учит нас притча?
• Случается ли и с нами, что мы видим в людях
только недостатки, не замечая их достоинств?
• Сложно ли это: находить в каждом человеке
что-то хорошее?
Игра «Мир без тебя»
Ведущий. У меня есть волшебные
гигантские очки, которые помогают увидеть в
человеке только хорошее, даже то, что он иногда
прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки,
выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков
на кого-нибудь из вас: «Мир без тебя, (имя
ребенка), был бы неинтересен, потому что ты…» А
теперь ты, (имя ребенка), примерь волшебные
очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в
ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть
даже то, чего раньше не замечал.
Так каждый ребенок примеривает очки.
Завершение
Ведущий. Посмотрите друг на
друга, улыбнитесь друг другу… Другой человек
есть радость для тебя… Окружающий мир есть
радость для тебя… Ты всегда радость для
другого… Береги себя и другого береги… Уважай,
люби всё, что есть на земле, — это чудо! И каждый
человек — это чудо!
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема «Я глазами других»
Оборудование:
— «парашют» — большой лоскут ткани с
отверстием посередине;
— маленький мяч;
— грим театральный;
— парики, маски, элементы костюмов;
— тарелочки с кусочками яблок и гроздью
винограда.
Игра «Похвались соседом»
Ведущий. Сегодня мы будем
хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой)
справа. Посмотрите внимательно на своего соседа
или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет
делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я
начну: «Мой сосед справа, Дима, — самый
замечательный сосед на свете. Он умеет
рассказывать увлекательные истории. Мне очень
повезло с соседом!» Теперь очередь Димы
хвастаться своим соседом.
Обсуждение
• Что вам понравилось больше всего: хвастаться
соседом или слушать, как хвалят тебя самого?
Игра «Парашют»
Дети встают в круг. Каждый из них держится за
край «парашюта», на который кладется мячик.
Совместными усилиями дети выполняют ряд заданий:
• Прокатить мяч по большому кругу.
• Прокатить мяч по малому кругу.
• Пока катится мяч, ответить на вопрос,
прочитать стихотворение.
Чтение сказки «Мафин и паук»
(в сокращении)
Однажды Мафин пошел на огород поглядеть на свои
овощные грядки. За парниковой рамой с огурцами он
вдруг наткнулся на огромного паука с большими
грустными глазами.
Мафин и не подозревал, что на свете бывают
подобные чудовища. Ему вдруг почему-то
захотелось удрать. Но паук смотрел так печально,
а на глазах у него выступили такие огромные
слезы, что ослик не смог покинуть его.
— Что с вами случилось? — спросил он робко.
— То же, что всегда! — мрачно проворчал в ответ
паук. — У меня всегда все плохо. Я до того
огромный, безобразный и страшный, что, едва
завидев меня, все удирают без оглядки. И остаюсь я
один-одинешенек, ни за что ни про что обиженный и
ужасно несчастный.
— О, не огорчайтесь! — сказал Мафин. — Вы совсем
не такой страшный… То есть я хочу сказать, что
вас, конечно, не назовешь красавцем… но… Гм…
Э-э-э… Во всяком случае, я-то не убежал от вас,
правда? — Ему наконец удалось подыскать
подходящие слова.
— Правда, — ответил паук. — Но я до сих пор не
могу понять, почему. Все равно вы, конечно,
никогда больше не придете навестить меня.
— Вздор! — воскликнул Мафин. — Обязательно
приду. И мало того — позову вас к себе и покажу
всем моим друзьям. Они тоже не убегут от вас.
— Неужели вы это сделаете? — спросил паук. —
Мне очень хотелось бы завести как можно больше
знакомых. Я очень общительный и добрый. Я
понравлюсь вашим друзьям, вот увидите, пусть
только узнают меня поближе.
— Приходите ко мне в сарай минут через десять, я
всех их созову! — сказал Мафин и быстро побежал
домой.
По правде сказать, он чуть-чуть все-таки
сомневался в своих друзьях, но ни за что не хотел
показывать этого пауку.
Мафин побежал звать всех своих друзей на важное
собрание. Ослик пригласил щенка Питера,
попугаиху Поппи, тюлениху Сэлли, страуса
Освальда и червячка Вилли, овечку Луизу, кенгуру
Кэтти, пингвина Перигрина, жирафу Грейс.
— Выслушайте меня внимательно, — громко и
отчетливо начал он. — Вы сейчас познакомитесь с
моим новым другом. Это огромный паучище… Что с
вами? По местам! — крикнул он, потому что друзья в
ужасе все вскочили и бросились к выходу. — Все
равно никого не выпущу! — свирепо добавил ослик.
Животные кое-как успокоились, и Мафин
продолжал:
— Мой новый друг очень, очень несчастен. У него
нет ни родных, ни знакомых на всем белом свете!
Некому его приласкать и утешить. Все боятся даже
подойти к нему. Вы только подумайте, до чего ему
больно и обидно!
Мафин так трогательно рассказывал о пауке, что
всем стало ужасно жаль беднягу. Многие заплакали,
Луиза и Кэтти громко зарыдали, и даже Перигрин
начал всхлипывать. В эту минуту послышался
робкий стук в дверь, и страшный паук вошел в
сарай. Ну как было бедным животным не испугаться?
Однако они все приветливо заулыбались и
наперебой заговорили:
— Входите, не бойтесь!
— Мы так вам рады!
— Добро пожаловать!
И тут произошло чудо! Страшный паук исчез, а на
его месте появилась прелестная крохотная фея.
— Благодарю тебя, Мафин, — сказала она. —
Большое спасибо тебе и твоим друзьям. Много лет
назад злая колдунья превратила меня в
безобразного паука. И я должна была оставаться
чудовищем, пока кто-нибудь не пожалеет меня. Если
бы не вы, долго бы я еще мучилась. А теперь
прощайте! Я улетаю в Волшебную страну фей.
Она вспорхнула и вылетела в открытое окно.
Животные совершенно растерялись! Они просто не
могли произнести ни слова.
Маленькая фея исчезла навсегда, но Мафину
казалось, что она помнит о них, потому что с тех
пор в их садике стали твориться чудеса: цветы
расцветали раньше, чем в других садах, яблоки
стали румянее и слаще, а перья птиц и крылышки
бабочек так и сверкали разноцветными красками.
И стоило какому-нибудь пауку забрести в сад, как
все приветливо бежали ему навстречу. Ведь мало ли
кто мог скрываться под уродливой внешностью!
Обсуждение
• Что чувствовал паук, сидя на грядке?
• Отчего он грустил?
• Что помогло расколдовать фею?
• Как следует относиться к тем, кто не похож на
большинство других людей: не обладает красивой
внешностью, выглядит странно, необычно,
разговаривает на непонятном для нас языке?
Игра «Встреча инопланетян»
Ведущий предлагает детям разделиться на две
команды: «инопланетян» и «землян». Команда
«инопланетян» удаляется с воспитателем за ширму
для «создания образа»: дети придумывают свой
внешний вид (лицо, одежду), язык общения.
Команда «землян» с ведущим устраивает
обсуждение, как они будут встречать
«инопланетных гостей» — как поприветствуют, о
чем спросят, какие сделают комплименты, чтобы
порадовать и не обидеть.
Когда команды будут готовы, происходит встреча:
«земляне» и «инопланетяне» приветствуют друг
друга.
Обсуждение
• Мешали ли общению различия во внешности и
языке?
Игра «Райское наслаждение»
Ведущий. Какая теплая и
дружественная встреча у нас состоялась! Самое
время угостить друг друга чем-нибудь вкусным.
«Земляне» приготовили для угощения вкусные
яблоки, а «инопланетяне» привезли с собой фрукт,
очень похожий на наш виноград. Главное условие:
никто не ест сам, только кормит другого!
Команды садятся в две шеренги и угощают друг
друга.
Завершение
Участники встают в круг, взявшись за руки. Все
вместе говорят слова:
Мы стоим рука в руке,
вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть,
можем маленькими быть,
Но никто один не будет!