Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 2 (22)

Педагоги-психологи
Наталья Егорова, МДОУ № 12,
Анна Кушнина, МДОУ № 32,
Анна Мальцева, ПМПК, ДОУ № 41,
Ольга Махалкина, МДОУ № 9,
Ирина Шауэр, МДОУ № 46,
г. Соликамск, Пермский край

 

Сильная команда

Предлагаем вашему вниманию серию занятий, разработанную нашей инициативной группой для педагогического коллектива детского сада. Занятия разработаны нами совместно и успешно опробованы в своих дошкольных учреждениях. Дело в том, что во многих детских садах проходит процедура аттестации. Стресс педагогов перед аттестацией, нервозность после самой процедуры дали пищу нашему психологическому уму. В итоге получились два полноценных психологических занятия для коллектива педагогов. Надеемся, что наш материал пополнит копилку коллег-психологов.

Кроме того, потребности современной жизни таковы, что многие очень нуждаются в психологической поддержке. Для этого нашей инициативной группой создано волонтерское движение «Созвездие». Работа только начата, но интерес к ней есть. Как только начали работать, поняли, что вопросов у нас самих больше, чем ответов. Существует ли нормативная база волонтеров, где и как лучше прилагать свои усилия, в каких органах необходимо пройти регистрацию? Будем рады помощи.

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Цели:

1. Снижение негативных переживаний и перевод их в положительные эмоциональные состояния.

2. Отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

3. Ознакомление с приемами самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

4. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Необходимое оборудование: бумага для написания имени; фломастеры; булавки (закрепить имя); платки (завязать глаза); скамейки, кегли (для препятствий); лист «с качествами», магнитофон и звукозаписи.

Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече. Нам очень скоро предстоит пройти процедуру аттестации детского сада. Аттестация — большой стресс как для педагогов, так и для администрации. Для успешной аккредитации важны настрой, уверенность в себе, снижение лишних негативных переживаний. С этой целью я приготовила для вас ряд встреч.

Процесс сопровождения аттестации предполагает две встречи (до и после аттестации). Во время аттестации вы также можете получить необходимую поддержку. Сегодня у нас первая очная встреча. С каким настроением вы пришли? Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

Занимайте удобную позу, мы начинаем.

Активатор

Ведущий. В жизни у каждого человека есть свое имя. Сегодня у нас игра, поэтому давайте попробуем придумать себе другое имя. Можно оставить свое, но без отчества, а можно присвоить себе название цветка, фрукта или животного. Кем мы сегодня будем?

В зависимости от выбора участники пишут и прикрепляют свое имя.

От заявленных имен проводится игра «Группа детского сада», «Букет», «Компот» или «Зоомагазин».

Участники сидят в кругу, ведущий — в центре круга (для него стула в кругу нет). Он «собирает букет» из «цветов» — участников: «Я собираю букет из...» Для других вариантов игры: «Я варю компот из...», «В зоомагазин привезли...», «В детский сад привели...». Участники, чьи имена названы, выходят в центр круга. По сигналу «Букет собран», «Компот сварен», «Дети в садике», «Магазин закрыт» участники должны занять свободные места. Оставшийся в центре игрок начинает собирать свой «букет».

По завершении игры ведущий спрашивает: «Мы оставим свои реальные имена или выбранные в игре?»

Аттестация — это работа команды. От участия всего коллектива зависит нагрузка, которая ложится на плечи каждого, количество показов, имидж детского сада.

Упражнение «Паровозик»

Все участники, завязав глаза, становятся друг за другом в цепочку. Упражнение выполняется молча.

• Ведущий с открытыми глазами водит всех остальных по помещению (смена ведущего).

• «Паровоз» проходит через препятствия (смена ведущего).

• Убрать паровоз.

• Убрать один «вагон».

Обсуждение

• Ваши ощущения, чувства?

Ведущий. Мы и есть одно целое («железнодорожный состав»). От нашего единства зависит результат нашей работы. Если одно из звеньев выпадает, движение «паровоза» приостанавливается — работа детского сада осложняется.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Ведущий. Прошу вас обратить внимание на список качеств и выбрать 1–3 качества, которые могут пригодиться вам в процессе аттестации или которые вы бы хотели приобрести.

Игроки, по желанию, могут дополнить список своими качествами.

1. Активность Добросовестность
2. Ответственность Спокойствие
3. Нерешительность Капризность
4. Педантичность Упрямство
5. Творчество Беспечность
6. Смелость Настойчивость
7. Энтузиазм Энергичность
8. Нервозность Холодность
9. Пассивность Застенчивость
10. Альтруизм Инертность

Обсуждение

Ведущий. Давайте проведем ранжирование выбранных качеств. Узнаем, какие качества получили наибольшее количество выборов, а какие оказались наименее популярными.

Подведение итогов

Ведущий. Каждый из здесь сидящих уникален и неповторим. Если объединить нас всех, объединить качества всех присутствующих, то оказывается, что мы имеем грандиозный потенциал для работы. Мы в силах сделать многое и, кажется, даже невозможное.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча подходит к концу. Сейчас мне бы хотелось узнать:

• Что вам понравилось?

• Что вызвало затруднения?

• Оправдались ли ваши ожидания?

Педагогам предлагаются памятки «Как научиться владеть собой, или Приемы саморегуляции» (разумные способы выхода из стрессовых ситуаций).

Упражнение «Счастья, радости, добра...»

Участники и ведущий встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый — «счастья», второй — «радости», третий — «добра», четвертый — «счастья», пятый — «радости», шестой — «добра» и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом «получили свое слово», все вместе произносят: «желаем вам друзья!» С этой фразой все делают несколько шагов вперед, получается тесный круг.

Ведущий. Спасибо всем за работу!

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ

Цели

1. Снять эмоциональное напряжение.

2. Создать позитивный настрой для дальнейшей эффективной педагогической деятельности.

Необходимое оборудование: три листа формата А4; заголовки на отдельных листочках: «Дети», «Коллеги», «Комиссия»; ручки; воздушные шары (на каждого участника); заготовки звезд.

Вступительное слово

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас итоговая встреча. Аттестация осталась позади, все тревоги и хлопоты тоже. Давайте вспомним, как это было.

Активатор «Письма»

Ведущий. Я предлагаю вам написать свои приветствия, с которыми вы обращались к детям, коллегам и комиссии во время аттестации детского сада. Не ограничивайтесь стандартными фразами, включайте фантазию.

Участникам раздаются три листа с названиями «Дети», «Коллеги», «Комиссия», на которых они пишут свои обращения.

После заполнения всех листов участниками зачитываются получившиеся обращения.

Упражнение «Воздушный шар»

Дни во время аттестации детского сада были насыщенными и трудными: менялось время показов, отменялись и переносились на другие дни недели открытые мероприятия. В связи с этим возникало дополнительное напряжение.

Психолог раздает участникам воздушные шары.

Ведущий. Я предлагаю вам сейчас надувать шарик и вкладывать в него все сложности тех дней: переживания, напряженные моменты, а может, какие-то давние проблемы, которые тяготят вас. Вдувайте их в шарик.

Участники выполняют задание.

А теперь подойдем к окну и будем выпускать из шарика воздух маленькими порциями, поскольку проблемы за один раз не решаются, да и впускали трудности мы постепенно.

Педагоги сдувают шары.

Сейчас, когда всё позади, возможно, хочется что-то исправить, сделать по-другому. Если и были какие-то неприятности, то сейчас уже ничего не исправишь, осталось их только отпустить.

Хорошо, что вы позволили себе избавиться от переживаний. Теперь внутри появилось свободное место. В природе ничто пустым не бывает. Чтобы на этом месте не возникли новые трудности, давайте займем его чем-то хорошим.

Упражнение «Я — подарок для человечества»

Участникам по очереди предлагается продолжить фразу: «Я — подарок для человечества, потому что...»

Обсуждение

• Какие чувства вы испытываете?

• Трудно ли было хвалить себя?

Упражнение «Звезды»

Ведущий. Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Так давайте зажжем свои звезды.

Участникам раздаются ручки и «звезды», на которых им предлагается написать пожелания коллективу детского сада для дальнейшей эффективной работы. Это должны быть общие фразы, а не личные. Например: «Желаю детскому саду творческого педагогического коллектива. Желаю умных детей и понимающих родителей». После озвучивания всех пожеланий они прикрепляются на «голубое небо» как символ чистоты и высоты, которых достигает детский сад.

Ведущий. Эти звезды наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день, победами и достижениями.

Упражнение «Установка!»

Ведущий. В заключение нашей встречи я буду вам говорить фразы, а вы отвечайте на них дружным «Да».

• Трудности позади?

• Мы всё смогли?

• Нам всё по плечу?

• Работаем в детском саду?

• Работа наша — класс?

• Команда — высший класс?

Вот такими громкими возгласами «Да!» мы закончим нашу встречу.

Желаю дальнейших творческих успехов!

На занятиях мы рекомендуем раздать педагогам памятки по темам: «Как выйти из стресса», «Приемы саморегуляции» и др.

Для аттестационной комиссии приготовьте милый сюрприз в виде релаксации под музыку или арт-терапевтический практикум.