Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Психолог у доски

Только для деловых людей?

 

А еще я хотела бы, чтобы вы
на занятиях с моим сыном
поработали над проблемой тайм-менеджмента.
Из разговора школьного психолога
с мамой первоклассника

Вот такой нетипичный запрос школьному психологу. Это что — случайность? Дань моде? Необходимость?

Почему он адресован психологу, а не педагогу или классному руководителю? Есть ли в школьной практике место для «тайм-менеджмента», или это только «для деловых людей»?

Тайм-менеджмент часто трактуют как искусство управления временем.Тогда хотелось бы понять — зачем это искусство необходимо ребенку? Что изменится в его жизни, если он овладеет этими навыками? Как на это посмотрят взрослые (родители, педагоги, классные руководители), которые организуют жизнь ребенка на уроках и после школы? Знакомы ли они с техниками тайм-менеджмента? Применяют ли в своей деятельности?

Так много вопросов и так мало ответов. Ответов не из сферы менеджмента, а из школьной практики. Конечно, есть знакомые с детства слова: расписание, режим дня, план работы, дневник — ведь все это не что иное, как разного рода «планировщики». А умение составлять такие планировщики и эффективно по ним действовать — это элементы тайм-менеджмента и… организационных компетентностей! Так что есть в школьной жизни близкое к тайм-менеджменту понятие. Однако нет учебника по этой дисциплине. Нет специалиста, который считал бы своей профессиональной задачей формирование у детей организационных умений и навыков. Не прописано это ни в одном «Тематическом планировании».

Вот так — «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»… Ситуация для психологов знакомая. Значит, не надо волноваться — «запрос» мамы по развитию навыков тайм-менеджмента по адресу. Но не будем торопиться с ответом.

Без сомнения, у психолога есть достаточно ресурсов, чтобы работать с ребенком в этой области. Есть большой опыт по развитию у ребенка таких качеств, как самостоятельность, ответственность, целеполагание, рефлексия, опыт по развитию интеллектуальной и волевой сферы. А все это неразрывно связано с умением организовывать свою деятельность и свое время. Есть профессиональная позиция, связанная с чутким, трепетным отношением к субъективному опыту ребенка, к его внутреннему миру. В данном случае это может стать основой для развивающих упражнений по восприятию времени, по осознанию ценности каждого временного этапа, каждой временной единицы.

Но следует помнить, что управление временем — практическое умение, которое невозможно освоить теоретически. Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage», а то, в свою очередь, от латинского «manus» — «рука». Буквально слово «manage» означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился и в понятии «менеджмент». Так что научиться управлять лошадью и временем можно только на деле!

И для того, чтобы ребенок нашел свой индивидуальный стиль тайм-менеджмента, нужна не просто практика, а повседневная практика. А это возможно при объединении всех взрослых — родителей, педагогов, психологов и классного руководителя. Поэтому решение данной задачи предполагает сотрудничество специалистов школы и родителей, которые согласны пойти на жертвы — отдать часть детского времени в школе и дома на отработку навыков тайм-менеджмента.

«Опять сотрудничество — это же утопия! — скажет коллега-пессимист. — Может, ребенок освоит все самостоятельно? Сколько поколений выросло без тайм-менеджмента! Неужели его нужно обязательно и этому учить?»

Наша позиция в данном случае однозначна — этому надо учить: передавая необходимую информацию, тренируя отдельные приемы, создавать модельные ситуации для освоения тайм-менеджмента, помогая в формировании индивидуального стиля. Это непросто, так как требует определенной интеллектуальной и личностной зрелости самого ребенка. Ведь только тогда можно будет говорить о том, что у ребенка сформирована система приемов, которая позволит ему четко планировать учебное и личное время и добиваться высоких результатов. Но к этому надо идти постепенно, «вплетая» работу по формированию умений тайм-менеджмента в общую канву развивающей работы.

А что может сделать школьный психолог уже сейчас? Как построить развивающую программу по тайм-менеджменту?

Предлагаем включить в программу по школьному тайм-менеджменту четыре блока, каждый их которых имеет свою цель и свой развивающий результат.

Блок «Мотивация»: цель — помочь детям осознать, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.

Блок «Осмысление понятия «время»: цель — познакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.

Блок «Целеполагание и выбор»: цель — создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.

Блок «Принципы и правила планирования»: цель — познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального тайм-стиля.

Данные блоки мобильны, их можно комбинировать, к ним можно возвращаться, углубляя тему и добавляя практические приемы. Обязательным условием является лишь то, что всякий раз, приступая к работе над тем или иным блоком, необходимо уделять внимание мотивации детей, помощи в нахождении и осознании своих смыслов, своих задач.

И для школьного психолога тоже во всем этом есть свой профессиональный смысл, своя задача — «распахать целину школьного тайм-менеджмента»!

И пусть у вас на все хватит времени!

«Сундук свободного времени»

Сценарий занятия для учащихся 4–5-х классов
(из цикла «Школьникам об управлении временем»)

Описанное ниже занятие — начало разговора с учащимися 4–6-х классов о тайм-менеджменте. Основная задача первой встречи — погружение в тему и мотивация учащихся на освоение новых умений. Для решения этой задачи моделируется ситуация для осознания детьми ограниченности временного ресурса и необходимости его рационального использования.

Организационная структура занятия построена в соответствии с приемом «Чтение с остановками» (технология развития критического мышления).

Время проведения занятия: 40–45 минут.

Требования к помещению: наличие зоны для групповой работы, доска или флипчарт.

Материалы

1. Коробочка с крышкой или небольшой сундучок — 3–4 штуки (по одной на каждую группу).

2. Набор мелких предметов, которые уместятся в коробку или сундучок (магниты, мелки, конфеты, ракушки, шишки, ключи, пакетики чая, ластики).

3. Фрагменты разных вариантов планировщиков дел:

• листок с расписанием уроков педагога на неделю;

• список дел на день (купить… позвонить… поздравить…);

• план дня какой-либо конференции со строго указанными временными отрезками и делами;

• небольшой фрагмент из ученического дневника.

4. Стикеры (разноцветные листочки с клейким краем) разных цветов и размеров 3 х 5 см и 5 х 5 см или разноцветные листочки и клей.

5. Плакат № 1 (ватман, см. приложение).

6. Текст притчи (разделенный на части).

7. Плакат № 2 (ватман, см. приложение).

8. Песочные часы на 1, 3, 5 минут.

9. Фломастеры и маркеры.

10. Музыкальный фрагмент «Звуки моря».

11. Магнитофон.

Пространство класса организовано так, чтобы дети сразу могли сесть в три группы по 5–7 человек и ведущий мог бы свободно подходить к каждой группе. при этом должна быть хорошо видна доска. Плакат с изображением контура сундука прикреплен к доске.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Тему нашей встречи мы обсудим с вами позже, пока это тайна для всех нас. А сейчас было бы интересно узнать — сможете ли вы, как Шерлок Холмс, рассказать о человеке, лишь глядя на его вещи? Перед вами небольшие сундучки, в каждом по три предмета. Пожалуйста, возьмите один сундучок для своей группы. Посмотрите, что находится внутри, но не показывайте содержимое другим ребятам.

Ваша задача — дать короткую характеристику человеку, чьи вещи находятся в сундучке (время выполнения задания — не более 5 минут).

Примечание для ведущего. В сундучках находится по два одинаковых предмета, например в каждом сундучке лежат мел и конфета. Третий элемент в каждом наборе свой — это один из планировщиков (например, расписание учителя, список бытовых дел на неделю, расписание занятий студента или ученика).

Получив задание, дети в группах обсуждают набор предметов и составляют характеристику владельца. Далее они выбирают одного человека, который представит результаты обсуждения в группе. После того как представители от групп выступили, ведущий задает следующий вопрос.

Ведущий. Ребята! Мы услышали такие разные характеристики, а знаете ли вы, что два предмета в ваших сундучках были одинаковыми и лишь один предмет отличался? Как вы думаете, чем отличалось содержимое сундучков? (Ответы детей.)

Услышав ответы, ведущий делает акцент на том, что много о человеке можно сказать, если знаешь, какими делами или событиями наполнен его день.

Ведущий. Я хочу вам прочитать одну историю, в которой речь тоже пойдет о сундучке, вернее о сундуке и его содержимом. Знакомясь с этой притчей, мы будем делать небольшие остановки и размышлять.

Сундук
(по мотивам восточной притчи)

Однажды мудрец гулял по берегу моря со своими учениками. И вдруг волна выбросила к их ногам старинный сундук. Ученики ликовали. Сундук был тяжелым, и им так хотелось поскорее посмотреть, что же внутри его. Открыли ученики сундук, а там… пусто.

— Ничего нет, — расстроились они.

Ведущий. Ребята, а вы бы расстроились, если бы нашли старинный сундук, который оказался бы пустым? Почему?

(Блиц-опрос для детей, обобщение ведущего.)

Давайте послушаем, что было дальше.

— Это хорошо, что сундук пуст, — ответил мудрец. — Пришло время поговорить с вами о том, как сделать пустое — полным. Посмотрите вокруг. Как и чем вы наполнили бы этот сундук?

Ведущий. Ребята! Давайте представим себя на берегу моря. Как и чем вы бы наполнили сундук, если бы были рядом с мудрецом и его учениками?

Сейчас каждый из вас получит стикер (ведущий раздает стикеры разной величины — маленькие и большие). Напишите свой ответ на этих листочках и приклейте на плакат внутри нашего сундука.

Ведущий обращает внимание на плакат, где нарисован контур сундука.

Дети пишут ответы на клейких листочках (во время выполнения задания звучит музыкальный фрагмент — звуки моря). По мере выполнения задания дети подходят к плакату и приклеивают свои листочки внутрь сундука.

Сундук на плакате имеет такой размер, на котором не могут уместиться все листочки (для 3–5 стикеров не должно хватить места). Ведущий следит за тем, чтобы стикеры не приклеивались друг на друга. Те листочки, которые не уместились внутри сундука, приклеиваются рядом с изображением.

После того как все написали и приклеили свои ответы, ведущий сам читает ответы и обобщает то, что получилось. После этого задает ребятам следующий вопрос

Ведущий. Ребята! А почему нельзя было приклеить все ваши листочки? (Ответы детей.) Спасибо. Давайте послушаем, что же было дальше.

Я наполнил бы сундук большими камнями, — сказал один.

— А я мелкими камешками, их уместится много, но при этом я сберегу свои силы, — предложил другой.

Третий считал, что в сундук надо насыпать песка, тогда все пространство без остатка будет заполнено.

— Да, — улыбнулся мудрец. — Я видел много разных людей, и каждый из них по-своему наполнял свой сундук, и каждый был уверен, что его сундук полон. Я хочу показать вам, как это делал мой учитель.

Мудрец взял сундук и наполнил его большими камнями.

— Сундук полон? — спросил он учеников.

— Полон, — ответили они.

Затем мудрец насыпал в сундук мелких камней.

— Сундук полон?

— Полон.

А потом все оставшееся пространство мудрец засыпал песком.

И вновь на вопрос мудреца «Сундук полон?» ученики отвечали: «Полон».

— Я благодарен своему учителю, который показал мне этот способ. Ведь сундук так похож на отпущенное нам время.

Ведущий. Ребята, ответьте, пожалуйста, почему мудрец сравнил сундук со временем?

(Дети отвечают, ведущий записывает их ответы на плакате около сундука. Ведущий благодарит детей за ответы, затем продолжает чтение притчи.)

— Как и сундук, время ограничено, и мы заполняем его по-разному. И не всегда у нас есть возможность заполнить его тем, чем мы желаем. Но важно помнить, что крупные камни — это наши большие дела, которые все вокруг видят. Небольшие камни — это время, которое мы посвящаем нашему отдыху, игре, развлечениям. А песок — это мелкие каждодневные дела. Их так много, что не всегда видно другим людям, но они также важны и необходимы для самого человека.

После этих слов мудрец закрыл сундук и прикоснулся к нему рукой.

Когда он открыл его вновь, то к изумлению учеников сундук оказался наполнен слитками золота, драгоценными камнями и золотым песком.

Ведущий. На этом притча заканчивается, а наш разговор продолжается.

Ведущий обращает внимание детей на новый плакат. На этом плакате выделены три колонки. Наверху каждой колонки рисунок: 1) золотые слитки, 2) драгоценные камни, 3) золотой песок.

Ведущий. Как вы думаете, ребята, что в вашей жизни школьника можно назвать «золотыми слитками»? Что это за время? Каким важным делам и занятиям оно посвящено?

(Дети отвечают, ведущий записывает ответы в колонку.)

А что в вашей жизни похоже на драгоценные камни? Помните, мудрец назвал драгоценными камнями время, которое мы посвящаем нашему отдыху, игре, развлечениям (составление списка «драгоценные камни»).

А вот «золотым песком» давайте назовем дела и занятия, которые занимают немного времени, не более пяти минут. Эти дела станут для нас предметом для нового детективного расследования, которое мы проведем в следующий раз.

А сейчас я запишу в графе «золотой песок» лишь одно: дело № 1 — «Упражнение для глаз». Мы с вами будем выполнять его всего три минуты, но, поверьте, эта «песчинка» поможет вам сохранить ваше зрение и даст возможность вашим глазам отдохнуть.

Упражнения для глаз

1. «Часы». Закрыть глаза и представить крупным планом циферблат настенных механических часов без стрелок. Начать водить зрачками по воображаемым диаметрам, соединяющим цифры 12 — 6, 1 — 7, 2 — 8, 3 — 9 и так далее. Пройти два полных круга (1 минута).

2. «Моргалки». Поморгать быстро-быстро в течение 20 секунд.

3. «Рисунок носом». Расслабиться. Закрыть глаза. Представить, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразить, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались).

Теперь нарисовать в воздухе своей ручкой иллюстрацию к этой притче — море, волны, берег, большой сундук, сокровища, камни, слитки, песок, драгоценности, сверкающие на солнце (1 минута).

Ведущий. Три минуты прошли. Наше занятие тоже подходит к концу. Ребята! В начале нашего занятия я не назвала тему — как бы вы могли назвать сегодняшнюю встречу? (Ответы детей.)

Ведущий делает акцент на тех названиях, в которых дети смогли выделить ключевое понятие — «время».

Ведущий. Спасибо за темы. Да, понятие «время» было самым важным в нашем занятии. Наша встреча — лишь начало разговора о времени и его планировании. Ребята, о чем бы вы хотели узнать, что обсудить, о чем поразмышлять? (Ответы детей ведущий записывает на плакат с сундуком). На ряд вопросов мы попробуем найти ответы во время следующих встреч.

Ведущий благодарит детей за работу на занятии, подводит общий итог.

Популярные ответы детей

«Золотые слитки»: уроки в школе, выполнение домашнего задания, занятия в музыкальной школе, занятия в кружке по иностранному языку, факультативы, подготовка и участие в мероприятиях, участие в олимпиадах и конкурсах.

«Драгоценные камни»: игры с друзьями, компьютерные игры, праздники, посещение театра, цирка, просмотр кинофильма или мультфильма, прогулка, посещение бассейна и проч.

Татьяна МЕРКУЛОВА,
психолог ЦПСО «Точка ПСИ»

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Макеты плакатов

Плакат №1
(Обсуждение притчи и рефлексия)

Плакат №2
(Обсуждение видов деятельности)