|
||
Возрастно-психологический подход
|
Г.В. Бурменская,
|
Книга, заявленная как учебное пособие, с полным правом может так называться с точки зрения и своего содержания, и формы представления материала. Однако необходимо сделать два существенных дополнения.
Во-первых, это капитальное издание (том без малого в 500 страниц) принципиально отличается от большинства учебников, которые нужны только для того, чтобы сдать соответствующий экзамен. Он выступает учебником для всех без исключения психологов образования — как будущих, то есть нынешних студентов, так и уже состоявшихся, за плечами которых опыт не только профессиональных находок, но и ошибок и даже разочарований. И начинающие, и опытные специалисты нуждаются в постоянном пополнении профессиональных знаний, источником которых могут быть издания, аналогичные данному.
Во-вторых, данное пособие удачным образом сочетает в себе черты добротного учебного издания и основательного практического руководства — чтобы заметить это, достаточно заглянуть в оглавление. Можно даже уточнить: здесь говорится не только о том, что и как нужно делать, но прежде всего — зачем это следует делать. Таким образом, учебник задает достаточно высокий уровень требований к практической работе психолога.
Если в качестве основной задачи возрастно-психологического консультирования признать «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса», то станет понятно, что теоретическая основа такого подхода — возрастная психология. Именно поэтому в книге приводятся общие сведения о закономерностях психического развития ребенка, обосновывается необходимость типологического подхода; при этом особое внимание уделено концепции психологического возраста, предложенной Л.С. Выготским.
Дальнейшее изложение направлено на ознакомление с типичными проблемами детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Большое место в книге отведено вопросам психологического обследования, которое заканчивается составлением заключения и последующей коррекционной работой. При этом авторы специально останавливаются на теоретических основаниях соответствующих диагностических и коррекционных технологий. Наконец, целая глава посвящена описанию конкретных методик диагностики семейных отношений.
Знакомство с учебником — необходимое, но все-таки еще недостаточное условие для начала собственной работы с детьми и их родителями. В этой связи хочется обратить особое внимание на раздел о тренинге личностного роста с подростками. Эта авторская методика (автор — А.Г. Лидерс) предполагает как профессиональную, так и личностную готовность психолога к подобным весьма ответственным мероприятиям.