Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2009


Читатель на приеме/обратная связь

Психолог в образовательном учреждении:
права и обязанности

Беспокойство психологов за свою судьбу, усилившееся при постоянных изменениях в системе образования, привело к тому, что многие специалисты все чаще стали обращаться в редакцию «Школьного психолога» со своими вопросами и сомнениями. Часть вопросов мы официальным путем направили для рассмотрения в Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России и получили на них официальный ответ. Надеемся, что сотрудничество с Департаментом станет постоянным и наши читатели смогут получать ответы на все интересующие их вопросы.

 


Разъясните, пожалуйста, может ли педагог-психолог заниматься обследованием детей при приеме их в начальную школу?

О.Г. Зимина,
педагог-психолог МОУ СОШ,
 г. Владимир


Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», пп. 45, 46 Типового положения об образовательном учреждении в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007  г. № 459).

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

В связи с тем, что в ряде регионов имели место нарушения при приеме детей в первый класс, в органы управления образованием было направлено письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс», в котором было указано на то, что конкурсный отбор при приеме ребенка в первый класс запрещается. Собеседование педагога с ребенком возможно только после его зачисления в общеобразовательное учреждение с целью планирования индивидуальной учебной работы с каждым учащимся.

Для получения консультации по вопросу готовности ребенка к школе родители (законные представители) имеют право обратиться к педагогу-психологу школы или специалистам регионального (муниципального) ППМС-центра, деятельность которых регламентируется Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636), а также локальными актами образовательного учреждения.

Согласно пункту 10 указанного положения психологическая диагностика проводится специалистами с целью углубленного психолого-педагогического изучения обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

При этом согласно статье 54 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 64 защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

Вместе с тем, согласно п. 2.9.4. СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

В соответствии с примерным положением о психолого-медико-педагогической консультации, утвержденным приказом Гособразования СССР от 15 июля 1991 г. № 340, в состав ПМПК входят, наряду с другими специалистами, «консультанты-врачи по психиатрии».

Согласно статье 1 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» обследование психического здоровья граждан рассматривается как психиатрическая помощь. Оказание психиатрической помощи в соответствии со статьей 4 осуществляется при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.


Какие права и льготы имеет психолог, работающий в психолого-медико-педагогической комиссии?

Галина Семенова,
педагог-психолог
муниципального специального (коррекционного)
образовательного учреждения VIII вида


Действие постановления Министерства труда и социальных вопросов СССР от 15 августа 1991 г. № 41 «Об условиях оплаты труда и ежегодном отпуске работников психолого-медико-педагогических консультаций» распространяется на консультации, которые в соответствии с Примерным положением о психолого-медико-педагогической консультации (приказ Гособразования СССР от 15 июля 1991 г. № 340) являются юридическими лицами.

В случае, когда ПМПК является структурным подразделением образовательного учреждения, в том числе образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на ее работников распространяется действие Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 55), иных нормативных правовых актов, регламентирующих продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений», приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).

В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения; установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности ПМПК прорабатывается Департаментом совместно с заинтересованными структурами.


Нас интересует порядок лицензирования деятельности центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Имеет ли право наше учреждение на реализацию в своей работе программ общего (начального, основного, среднего, полного) образования, дополнительного образования?

И.Н. Григорьва,
Т.Ю. Пархоменко,
А.П. Полетаева,

г. Тверь


Образовательная, реабилитационная, оздоровительная и финансово-хозяйственная деятельность учреждения, которое по результатам государственной аттестации аккредитовано как центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, регулируется «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (далее ППМС-центр), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867.

Согласно Типовому положению ППМС-центры, в том числе ЦППРК, создаются для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализуют программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 442 утверждено «Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений», согласно которому право на ведение образовательной деятельности и получение льгот возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В соответствии с «Положением о лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796, право реализации программ общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования детей, начального профессионального образования возникает у учреждения с момента их лицензирования в установленном порядке.

За более подробным разъяснением по поставленным вопросам вы можете обратиться в Аккредитационную коллегию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, которая уполномочена рассматривать и вносить предложения по лицензионным нормативам и требованиям, критериям аттестации, показателям и критериям государственной аккредитации образовательных учреждений.


Существуют ли официальные требования к комплектации сенсорных комнат для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми в образовательном учреждении?

И.Д. Приходько,
методист


В комплект поставки оборудования, используемого в практике коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, входят 6 блоков: оборудование мягкого комплекса (сухой бассейн, модуль «Сосиска-балансир», кресло-куб, напольные мягкие покрытия, модуль «Бочка», напольные мягкие покрытия, модуль «Гантеля», батут, туннель), музыкальное и световое оборудование (музыкальный центр, набор музыки для релаксации на CD, набор аудиокассет, музыкальное кресло-подушка, звукоактивированный проектор светоэффектов, акриловые зеркальные панели, проектор направленного света — зеркальный шар, ковер «Млечный путь», проектор «Солар», светящаяся сеть, тактильно-световая пузырьковая колонна), оборудование для развития сенсорики (висячая конструкция «Мелодичный звон», Жар-птица, мягкие мячики-ежики, мячи-гиганты, липкие мячики, hip-hop (мячи с ручками), ароматизированные мячики, сенсорные кольца, аромаустановка-распылитель с набором ароматических масел, вибромассажное устройство, фибролампа, интерактивная светооптическая панель «Фонтан», светооптическая тактильная панель), оборудование для развития двигательной активности (диск «Грация», многофункциональный тренажерный комплекс «СВИНГ», тренажер «Беговая дорожка», тренажер «Бегущая по волнам», велотренажер, тренажер рейдер SB-3501 (гребля), тренажер SB-85211 (станок), тренажер «Министеппер» PASO, тренажер «MULTY GUM» (дверной), конструктор «Фантазер», конструктор «Пифагор», набор из мягких кубов, набор инструментов для музыкальных занятий (флейта, ксилофон, бубенчики, маракасы), набор «Супермаркет», набор «Парикмахерская», набор «Умелые руки», набор «Мастерская», набор «Маленький врач», креативный набор «Гончар», набор «Чудесный мешочек», мяч с буквами на веревочке, обучающий центр чтения и математики), развивающие игры и вспомогательные средства индивидуальной реабилитации (оборудование БОС-коррекции, мяч с трубочкой).

Указанная комплектация сенсорных комнат может быть рекомендована для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности педагогов–психологов образовательных учреждений.


Нигде не могу найти нормативные документы для педагогов-психологов: сколько часов приходится на ставку, на какое количество учащихся приходится один психолог. Это все нужно в связи с новой системой оплаты труда.

С уважением,
Екатерина Овчинникова


Официальными документами для педагогов-психологов являются:

1) Закон РФ «Об образовании». В частности, статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»:

К компетенции образовательного учреждения относятся:

— подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

— установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

— установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

(п. 10 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

— разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов.

2) Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003  г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 № 363):

— продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю — педагогам-психологам.

3) Приказ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации»:

Параграф III. Организация деятельности службы:

п. 7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, администрация образовательного учреждения вправе установить педагогу-психологу 36-часовую рабочую неделю, определив ее содержательное наполнение в рамках правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, основываясь на том, что педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает первичную помощь участникам образовательного процесса.

Норматива, ограничивающего количество обучающихся, воспитанников на одного специалиста, не существует. Этот вопрос регулируется в рамках согласования и утверждения администрацией образовательного учреждения плана работы педагога-психолога на конкретный временной промежуток (четверть, месяц, неделя).