Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2009


Из первых рук

Легко ли обучаться через Интернет?

В наш век стремительного развития информационных технологий возникают новые возможности не только для общения, взаимодействия, поиска информации, но и для развития новых форм обучения. Об этом я решила побеседовать с деканом факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета Б.Б.АЙСМОНТАСОМ

Бронюс Броневич, как влияют современные информационные технологии на процесс образования?

Я бы сказал, что с развитием информационных технологий меняется и сама доктрина образования. Мы начали понимать необходимость постоянного повышения уровня своего образования, и здесь большая роль принадлежит современным технологиям. Наиболее перспективным, на наш взгляд, являются дистанционные формы обучения. За рубежом эти возможности оценили раньше, поэтому нам приходится не только перенимать их опыт, но и творчески переосмысливать и развивать его.

Расскажите о возможностях дистанционных технологий обучения

Все возможности дистанционного обучения нам еще предстоит осознать. Эта форма, например, позволяет сохранять квалифицированные кадры в отдаленных регионах. (Не секрет, что молодые люди, которые приезжают учиться в большие города, как правило, там и остаются.) Дистанционные технологии позволяют человеку постоянно совершенствоваться. В ведущих зарубежных фирмах уже давно существует система повышения квалификации сотрудника прямо на рабочем месте.

Но главное — технологии дистанционного обучения являются реальной возможностью получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. А на основе дистанционных технологий можно выстраивать индивидуальные программы обучения с учетом физических возможностей человека и даже проходить психологическую реабилитацию.

Другая возможность дистанционного обучения — обсуждение с преподавателем вопросов в режиме on-line. Эта модель обучения, на мой взгляд, очень перспективна и через какое-то время будет широко распространена. Как показывает опыт, оптимальным является сочетание разных форм обучения. Живое общение с преподавателем никто не заменит, но оно должно быть содержательным, развивающим. Сочетая достоинства очной и дистанционной форм мы совершенно по-другому можем строить учебный процесс.

Преподаватель начинает выступать скорее в роли наставника, тьютора, а не единственного источника знания. Он учит студента учиться, работать с информацией, оптимально строить свою познавательную деятельность. Преподаватель должен работать с мотивацией учащихся, инициировать их мышление и создавать условия для удовлетворения их познавательных потребностей. Дистанционные технологии как раз и позволяют решить эту задачу.

А почему эта форма обучения не получила широкого распространения?

Для перехода на дистанционные технологии необходима большая подготовительная работа: надо разрабатывать электронные учебники, видеокурсы лекций, создавать так называемый «электронный деканат», который позволит студентам иметь «личный кабинет», выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого.

Однако, кроме всего прочего, здесь необходима и система контроля, ее отсутствие может привести к негативным последствиям. С одной стороны, существует опасность, что некоторые коммерческие вузы, минуя подготовительный этап и не проводя никакой работы, могут под видом дистанционной подготовки студентов начать продажу дипломов. Ведь для этого не требуется практически никаких затрат.

С другой стороны, при заочной сдаче зачетов или экзаменов студенты часто не утруждают себя самостоятельной работой, а просто копируют предоставленные в их распоряжение учебные материалы и отправляют в вуз. У нас были случаи, когда квалифицированный специалист, сидя за компьютером, сдавал экзамены вместо студента.

Сейчас московские студенты сдают экзамены только очно. На Западе этих проблем не существует, а у нас требуется жесткий контроль, поэтому мы очень тщательно проверяем работы тех, кому разрешено сдавать экзамены или зачеты через электронный деканат.

Надо сказать, что дистанционное обучение является более сложным, чем очное. И далеко не все могут «потянуть» это. На мой взгляд, учиться дистанционно должны молодые люди, которые по тем или иным причинам не могут ходить на занятия. А когда к нам приходит поступать восемнадцатилетняя девушка, то мы настоятельно рекомендуем ей не делать этого.

Почему?

Молодые люди должны учиться очно! К сожалению, они часто еще недостаточно зрелы в личностном плане, не могут оценить собственные силы и время. Данные технологии рассчитаны на людей с высокой мотивацией к обучению, а среди выпускников школ таких не так уж и много. По этой причине уже после первого семестра мы вынуждены отчислять 30–40% первокурсников. Израильский открытый университет, например, выпускает только 10% от всех студентов, поступивших на первый курс. И эта статистика характерна для многих стран.

Чтобы учиться дистанционно, надо быть к этому психологически готовым. Ведь такое обучение существенно меняет не только само представление об обучении, но и образ жизни человека. Он должен переструктурировать собственное время, отказаться от каких-то приятных занятий для того, чтобы учиться.

Конечно, в школе ученик привыкает работать под контролем, у него входит в привычку выполнять задание только тогда, когда от него это требуется. У нас никто не требует и не указывает, что делать. Каждый организует и контролирует себя сам. Человек, который четыре или пять лет обучается в таком режиме, сможет и в дальнейшем хорошо организовывать свою деятельность.

Создается впечатление, что организация дистанционного обучения похожа на наладку сложного механизма, где должна быть продумана каждая мелочь.

Да, здесь требуется принципиально иной уровень методического обеспечения. Я в этом смысле всегда завидовал руководителям «очных» факультетов. Мы на подготовительном этапе должны создать электронные учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений в интерактивной форме для самопроверки. Для этого требуется большой объем информационно-справочных материалов, интернет-ресурсов, визуальных ресурсов, объединенных в сложную структуру с системой гиперссылок.

Кроме того, необходимо подготовить видеокурсы лекций ведущих преподавателей. И не просто съемку «говорящей головы», а особым образом смонтированный видеоряд, где лекционный материал сопровождается титрами, иллюстрациями, справочным материалом.

В учебный план подготовки психолога входит и обязательное знакомство с инструментарием и методиками диагностического, консультационного, профилактического характера. Студентов надо учить решать практические задачи, и это решение должно быть научно обоснованным и эффективным. В видеопособиях представлены съемки сеансов диагностики: знакомство с методикой и описание ее применения. Дополнительно даются комментарии специалистов: как представить клиенту диагностический материал, как проводить обработку результатов. Туда же входят и комментарии по поводу конкретного сеанса диагностики, описание обработки результатов на основании полученных данных. Кроме того, в пособиях представлены все необходимые стимульные материалы, бланки, ключи, интерпретация, аналитические таблицы.

Всегда лучше один раз увидеть, чем несколько раз об этом прочитать.

Кто может поступить на ваш факультет?

Мы стараемся принимать тех, кому действительно сложно учиться очно. Например, к нам приходит мама с маленьким ребенком или человек, который уезжает жить за рубеж, но планирует вернуться в Россию или хочет закончить обучение на русском языке. У нас есть филиалы в Литве и Израиле, где уже прошли первые выпуски студентов. Мы готовы открывать свои представительства во всех регионах России, но для этого нам нужна гарантия качества. Мы должны быть очень честными, прежде всего перед самими собой.

Мы неохотно принимаем студентов других факультетов нашего вуза, поскольку часто те, кто не справляется с очным обучением, считают, что дистанционно им будет учиться гораздо проще. В таких случаях мы отказываемся принимать человека на обучение.

Ну и конечно же, мы принимаем инвалидов. Дистанционные технологии стоит развивать даже только ради того, чтобы с их помощью эффективно обучать людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди ребят-инвалидов очень много увлеченных, интересных студентов. Мы стараемся больше общаться с ними, посещаем их дома, знакомимся с тем, как они живут, какие у них условия для обучения. Начиная с прошлого года мы с сотрудниками факультета стали специально для них устраивать праздники. Отмечали Новый год, праздник весны. То есть стараемся делать все возможное, чтобы они ощущали себя настоящими студентами, чтобы университет стал для них родным местом. Местом, где они могут встречаться, получать качественное образование, поддержку и помощь. И большинство из этих ребят оправдывают наши надежды.

Сейчас мы совместно с западными коллегами начали разрабатывать специальные курсы «Здоровье и поисковая активность», «Стресс, поведение и здоровье». Показываем, как через поисковую активность поддерживать себя, как через учебно-познавательную деятельность развиваться и укреплять свое здоровье. По этим проблемам мы создаем видеокурсы, организуем оn-line консультации для того, чтобы наши студенты знакомились с зарубежными преподавателями, могли задавать им вопросы.

Рассматривается ли возможность дистанционного повышения квалификации психологов?

Да, и это одно из перспективных направлений. Причем это относится не только к психологам, но и к педагогам, желающим получить психологические знания. Это удобно и потому, что не связано с отрывом от производства, с финансовыми затратами, оплатой дороги, размещением в гостинице. Сейчас мы разрабатываем ряд электронных учебников и уже готовы вводить дистанционную программу повышения квалификации.

Здесь мы предусматриваем несколько вариантов взаимодействия. Первый — когда каждый желающий может записаться на определенную программу повышения квалификации, и второй — когда заказчиком выступают институты повышения квалификации, которые сами формируют программы и группы учащихся. Мы можем по договоренности с ними читать интернет-лекции, проводить интернет-консультации и транслировать их на всю страну. Я уже говорил, что у нас отработана система, когда каждый желающий может через Интернет подключаться к лекциям и даже задавать вопросы преподавателю. Это очень удобная форма.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА