Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2009


Разное

Тренинг на все времена

В последние годы в России появилось огромное количество книг, посвященных психологическому тренингу. Нашим читателям хорошо известно, что многие из этих книг удивительным образом похожи между собой и содержат описание одних и тех же тренинговых упражнений.

Но есть и среди российских психологов авторы самобытные, яркие, неординарные. Именно к таким относится знаменитый тренер и автор бестселлеров о групповой работе Иннокентий Тренерский. Многочисленные книги этого специалиста резко выделяются на фоне психологического ширпотреба нестандартными размерами, яркими обложками и наличием на последних его фамилии. Самого автора отличает не только высочайший профессионализм, но и потрясающая личная скромность, о чем он любит регулярно напоминать.

Сегодня мы публикуем выдержки из новой работы Иннокентия Тренерского «Групповая работа как способ самореализации ведущего».

ВВЕДЕНИЕ

Однажды один человек задал другому вопрос, а тот не ответил.

Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках, а в некоторых — в особенности. Самый яркий пример такой науки — психология.

В данной книге вы встретитесь с новыми понятиями — «группология» и «группование», а также их производными. Несмотря на кажущееся сходство названных понятий оно действительно существует. Группология — новая научная дисциплина, родственная групповедению и группознанию, но, в отличие от них, содержащая в названии букву «л». Объектом группологии выступают основные проявления группизма, а предметом — основные особенности этих проявлений. Теоретическая группология пока еще недостаточно развита, в том числе в силу недостаточного развития ее отца-основателя (скромного автора данной работы), тогда как прикладная и практическая группология давно и успешно реализуются в групповой работе, проводимой в психологических тренингах.

Группованием же именуют особую область заработка посредством так называемых психологических дрянингов, в ходе чего в основном и проявляется группизм, доступный объективному и субъективному наблюдению и исследованию. Многие стороны группологии отражены в научных и иных публикациях автора, для которых в настоящее время строится дополнительный отдел Ленинской библиотеки на базе площадей освобождающегося здания аэропорта Шереметьево-2.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной не только для автора, очередной раз удовлетворившего свои эгоистические потребности, но и для кого-нибудь еще.

С уважением к себе
И. Тренерский

 


Часть 1.
Ведущий тренинговой группы как основа основ группологии

Глава 1.1. Краткая история развития ведущего тренинговой группы

Зачался. Родился. Учился. Выучился. Ну-ну.

Глава 1.2. Группование как метод практической группологии

1. Соотношение понятий «ведущий тренинговой группы» с некоторыми другими, равнозначимыми.

На предыдущих страницах вы неоднократно встречали словосочетание «ведущий трениновой группы», а в других книгах — слова «Толстой», «Эйнштейн», «Фрейд». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Действительно, сходство настоящего ведущего трениновой группы с упомянутыми лицами очевидно. Так, с Эйнштейном его сближает знание цифр, с Толстым — знание букв, а с Фрейдом — знание слова «Фрейд».

Вместе с тем есть некоторые различия.

Так, по сравнению с Эйнштейном ведущий тренинговой группы обычно несколько лучше говорит по-русски, по сравнению с Толстым несравненно больше пишет и, в отличие от Фрейда, работает не с одним человеком, а с группой, что собственно и делает его тем, кем он является.

2. Специфические черты ведущего тренинговой группы. Настоящая опись любезно предоставлена представителем организации, старающейся себя не афишировать.

 

№ п/п Наименование черты
или части тела
Количество
(согласно инвентарной ведомости)
Характе-
ристика
1 Руки 2 загребущие
2 Ноги 2 разные
3 Туловище 1 Выделяется п. 4
4 Живот 1 Заметный
5 Подбородок 1 (пока что) Обычно прячет под бородой
6 Лицо Кол-во точно не установлено Милое
7 Голова 1 Не дает покоя п. 2
8 Рост 1 Средний
9 Интеллект 1 Не определим
10 Талант Много Растет
11 Продуктивность Очень много Нарастает

3. Психологические особенности ведущего как группового субъекта.

Цели — отдаленные и неосмысленные, за исключением обогащения и мировой славы

Нормы — манипуляция, многословие, принцип Я.

Часть 2.
Психологические игры и упражнения для тренинга

Баранья голова, надувная кукла, шестерка. Участники группы по очереди называют так ведущего. Порядок значения не имеет. Игра направлена на получение удовольствия участниками группы.

Коллективный счет слов-паразитов в речи ведущего. Участники по очереди называют известные им числа натурального ряда. Побеждает тот, кто знает число, большее 250.

«Пойми меня». Участники, разбившись на пары, стараются при помощи мимики и жестов передать друг другу фразу: «Фрустрационная толерантность развивается у субъекта как способность противостоять фрустрации — такому психическому состоянию человека, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи». Продолжительность игры — не более 12 часов. Цель — развитие фрустрационной толерантности.

«Черное и белое». Каждому участнику игры дается взятка и пара шаров — черный и белый. Задача каждого — найти урну (или ведущего) и бросить в нее (в него) один из двух шаров. Вместе с тем, поскольку игра групповая, каждый участник должен постараться угадать, какой шар выберет большинство, и бросить именно такой. Результаты оцениваются следующим образом:

Шар участника Шары, выбранные большинством Оценка участника
белый черные Вы (участник)  — выдающийся ученый, они — идиоты. Но это, увы, неважно, хотя денег жаль
черный белые Ты очень нехороший человек. Но это, слава богу, неважно, хотя денег жаль
черный черные Все остальное неважно, хотя денег жаль
белый белые Денег тем более жаль

По результатам игры и по усмотрению ведущего участникам раздаются улыбки и подзатыльники.

Доверяющее падение

1-й вариант. Участник группы встает на подоконник и падает на руки других участников группы, которые в последний момент по команде ведущего разбегаются в разные стороны. Ведущий предлагает желающим повторить упражнение. Если таковые находятся, это интерпретируется как показатель высокого внутригруппового доверия.

2-й вариант. Ведущий сообщает участникам группы, что доверяет им, и публично совершает моральное падение.

Интеллектуальная угадайка

Участники игры разбиваются на группы, по одному человеку в каждой, и стараются угадать, в каком из предложенных вариантов правильно названы труды И. Тренерского.

Варианты:

• Труд «Создал человека».

• Х.К. Андерсен. Сказки и истории. (Буквы «Х» и «К» в слове «Андерсен». В соавторстве. Личный вклад — 50%).

• Записи в сберегательной книге. Личный вклад неизвестен.

• «Избранные знаки препинания» (М.: Наука. 250 п.л.).

• Большая советская энциклопедия (на правах рукописи).

• «Война и мир» (под псевд., личный вклад 0%).

• «Групповая работа как способ самореализации ведущего».

Ассоциации. Участникам предлагаются новые варианты известной игры: «Какое же я животное?» и «Какая я скотина!», позволяющие конкретизировать метафорический строй внутригрупповых коммуникаций.

Дискуссия. Участники делятся на внешний (наблюдатели) и внутренний (дискутанты) круги. Ведущий дает тему для обсуждения: «что плохо в современной власти и почему нет ничего хорошего». Наблюдающие ведут протоколы и расписываются как свидетели.

Рекламный ролик. Ведущий обращается к участникам группы: «Вам хорошо известно, что такое реклама. День и ночь СМИ рекламируют всякую чушь. Вам предлагается… прорекламировать конкретного человека — вашего любимого ведущего. Как обычно, за право дать рекламу надо платить. Деньги сдавайте ведущему».

Стул откровений. Вначале ведущий объясняет, в каком смысле используется слово «стул» и какой смысл обретает при этом слово «откровение». Ведущий должен почувствовать момент, когда группа «созревает» для принятия этого упражнения и способна на глубокое проживание такого опыта. Согласившегося предупреждают, что он не должен сдерживаться, и тогда другие ответят ему тем же.

День рождения. Ведущий произносит текст в сопровождении негромкой лирической музыки («Марш энтузиастов», «Мурка», «Семь сорок» и т.п.): «Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у самого дорогого для вас, самого авторитетного, самого умного, красивого, любимого вами человека — вашего ведущего — день рождения. В такой день принято дарить подарки. Внимательно посмотрите на этого человека. Что он ценит больше всего на свете? О чем мечтает? Если угадаете, деньги и спиртное кладите на стол».

Вопросы для обсуждения и групповой рефлексии:

1. Согласны ли вы, что два рубля больше, чем один? Объясните, почему.

2. Полагаете ли вы, что другие участники — хорошие люди? Если да, объясните, как такая чушь пришла вам в голову.

3. Сколько букв в слове «ведущий»? Обоснуйте ваш ответ.

4. Допустим, вы выпрыгиваете из самолета в самый центр Сахары. Что вы возьмете с собой:

• Красную Шапочку

• Хрустальную туфельку

• Синюю бороду

• Спящую красавицу

• Карту Шатурского района Московской области

• Книгу И. Тренерского

• Две книги И.Тренерского

• Еще одну книгу И.Тренерского

Ответ можно не давать. Все понятно. Вы правы.

5. На досуге поразмышляйте о сценариях следующих игр:

• Ваша первая встреча с недружественной цивилизацией.

• Ваша первая встреча с дружественной цивилизацией.

• Ваша первая встреча с цивилизацией.

Заключение,
незримо присутствующее в любой книге по психологическому тренингу

Милый читатель!

Если ты дочитал до этого места, то потратил время зря и полный дурак. А если не дочитал, то ты умница, но об этом не узнаешь, потому что до этих слов не дочитал, дурачина ты этакий.

И. ТРЕНЕРСКИЙ,
от души завидующий тем,
кто имеет возможность
не дочитывать до конца его произведений