Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2009


Разное

Мифология школьных психологов

Новые открытия Степана Юнгова

Нашим читателям хорошо известна фигура великого ученого, разносторонне развитой личности и подлинного субъекта — Степана Карловича Юнгова. За год, прошедший с последней публикации о его достижениях, этот скромный труженик науки совершил целый ряд новых открытий, до глубины души потрясших современников.

Среди наиболее значимых научных подвигов Степана Юнгова за указанный период следует прежде всего назвать открытие, сделанное им на стыке психологии, антропологии и этнографии, о том, что школьные психологи относятся к особой ветви Homo Sapiens и по всем признакам могут считаться отдельным народом, обладающим своей собственной культурой и этническими особенностями. Более того, Юнгов сумел обнаружить достоверные источники о наличии у школьных психологов интереснейшей и оригинальной мифологии, включающей как космогонические мифы, так и мифы о происхождении рода школьных психологов. В своей шестисотстраничной монографии Степан Юнгов приводит описания найденных мифов. Приведем некоторые примеры из этой работы.

Чрезвычайно любопытным представляется миф о создании мира, бытующий у школьных психологов. Вначале была Тьма и был Хаос. И в этом Хаосе носился Дух. И понял однажды Дух, что он — Директор. И захотел Директор создать мир. Взял он кусочки Хаоса, смешал их с глиной, добавил водички и из полученного раствора сотворил школу. И решил он, что это хорошо. Понравилось ему быть Директором школы, но чего-то не хватало. Тогда догадался он, что в школе должны быть ученики. Из остатков раствора сотворил он первых учеников, вдохнул в них жизнь и запустил в школу. Сначала решил Директор, что станет теперь еще лучше, но очень сильно ошибся: с появлением учеников в его замечательной школе снова начал захватывать власть Хаос. И ничего не мог поделать с учениками Директор, и ангелы его, работавшие учителями, тоже пришли в отчаяние, а некоторые из них даже упали в его глазах и стали падшими ангелами. И тогда Директор отломил кусочек души своей и сделал из него существо, способное глубоко мыслить и тонко чувствовать. Назвал он это существо Психологом и поручил ему справиться с Хаосом в школе. Взялся Психолог за дело. Не сразу, но стало у него получаться. Потянулись к нему ученики, и учителя-ангелы снова расправили крылья и вспомнили о своем ангельском происхождении. С тех пор Директор очень ценит Психолога, потому что знает: без него мир и школа могут снова погрузиться в Хаос.

Однако не все мифы так красивы и поэтичны. В некоторых из них появление первых психологов связано с совершенно иными событиями.

Так в одном из мифов повествуется о двух братьях, Психе и Олухе, вскормленных волчицей. Именно эти братья заложили фундамент науки о человеческой душе и построили первую в мире школу. Будучи сами неграмотными, детей они ничему научить не могли, но не мыслили себя вне образования. Потому уроки не вели, а осуществляли там сопровождение учебного процесса — то есть бродили по помещениям школы и следили за учителями. Авторитет братьев был очень высок: и педагоги, и дети их панически боялись, особенно ввиду того факта, что Псих отличался взрывным темпераментом и эмоциональной несдержанностью, а Олух был непробиваемо глуп и непонятлив. В дальнейшем те маловразумительные функции, которые выполняли в школе Псих и Олух, были переданы их потомкам, а название соответствующей должности объединило в себе имена братьев.

Впрочем, в мифах можно найти и другие версии относительно появления народа психологов. Есть, например, миф о мировом яйце, из которого вылупился первый психолог по имени Эмпат. Он сразу стал внимательно слушать всех, кто рассказывал ему о своих проблемах, кивать, щелкать языком, одобрительно мычать. Говорить он так и не научился и за это заслужил особую любовь населения. По другой мифологической версии, сначала было слово, затем была куколка, а из куколки вышла бабочка, звавшаяся Психеей. Бабочка стала тотемом для народа школьных психологов и символом той легкости, с которой психологи вылетают из образовательных учреждений.

Заслуживает пристального внимания пантеон психологических богов. Он очень разнороден. Интересно, что в этом пантеоне два верховных божества. Светлый бог Лев Культурный Историк считается ответственным за высшие миры и высшие психические функции. Противостоящим ему верховным божеством является Зигмунд Аналитик, которого еще называют Дымовержцем, поскольку часто изображался с клубами дыма, идущими изо рта. Он повелевает глубинными мирами и отвечает за вытеснение. Психологи с одинаковым рвением поклоняются обоим богам, потому что считают важными как вершинные, так и глубинные миры. Среди других популярных богов пантеона можно назвать Карла Коллективно-бессознательного и Карла Гуманного, Жана Генетического, Джона-Операцию, Абрахама Пирамидного. Любопытно, что в этом пантеоне почти нет женских божеств. Правда, среди российских психологов получил распространение культ богини, которую зовут Блюма-Незаконченное Действие.

Таким образом, новый фундаментальный труд Юнгова, посвященный мифологии школьных психологов, открывает поистине новую страницу в психологической науке.

Зел. ЛОЖКИН-И-ВИЛКИН