|
|
Дайте детям свободу
Что мешает стать уравновешенным человекомПервого августа 1966 года, в тот самый день, когда психиатр Стюарт Браун вступил в должность доцента Медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне, 25-летний Чарльз Уитмен взобрался на вершину башни Университета Техаса в Остине и застрелил 46 человек. Уитмен, студент инженерного факультета и бывший снайпер военно-морских сил США, был последним человеком, в котором кто-либо мог заподозрить будущего серийного убийцу. После того как Браун был назначен консультирующим психиатром штата для расследования этого инцидента и после того как он в ходе небольшого исследования опросил 26 техасских заключенных, отбывающих срок за убийство, он обнаружил, что большинство убийц, включая Уитмена, объединяли два обстоятельства: в детстве с ними жестоко обращались в семье и, будучи детьми, они никогда не играли. Браун не знал, какой из факторов был важнее. Но с тех пор на протяжении 42 лет он провел опрос шести тысяч человек об их детстве и, исходя из этих данных, предположил, что нехватка свободной игры, игры в воображаемом пространстве мешает детям, повзрослев, стать счастливыми и уравновешенными людьми. «Свободная игра», как называют ее ученые, необходима для успешной социализации, борьбы со стрессом и развития когнитивных навыков, таких, как решение проблем. Исследования животных подтверждают важность игры и ее эволюционную значимость. В конечном счете игра обеспечивает навыками, необходимыми для выживания и воспроизводства. Большинство психологов согласны с тем, что в игре формируются важнейшие качества, сохраняющиеся и на протяжении взрослой жизни. Но они не всегда соглашаются, когда речь заходит о степени ущерба, который наносит детям нехватка игры. В основном это происходит потому, что в прошлом лишь немногие дети были лишены возможности вдоволь попрыгать и поиграть. Но сегодня игра сдает свои позиции и уже не является главным занятием детства. Согласно статье, опубликованной в 2005 году в журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, время, отводимое свободной игре, с 1981 по 1997 годы сократилось на четверть. Обеспокоенные тем, чтобы их дети пошли учиться в «правильный» колледж, родители жертвуют игрой ради специальных занятий. Начиная с детского сада свободное время заполняется уроками музыки, спортивными секциями, не оставляя детям времени на то, чтобы вволю побегать и пошуметь без всякой цели. Лишь немногие исследователи поддерживают убежденность Брауна в том, что лишение игры в детстве нарушает нормальное социальное, эмоциональное и когнитивное развитие — как у людей, так и у животных. Он, а также другие психологи обеспокоены тем, что, ограничивая свободную игру детей, мы в результате получим поколение тревожных, несчастливых, плохо приспособленных к жизни в социуме взрослых. «Последствия жизни без достаточного места в ней для игры будут серьезными», — считает Браун. Но начать никогда не поздно: игра и взрослым помогает поддерживать ощущение целостного умственного и физического благополучия. Беспокойство по поводу «отмирания» игры начало возникать еще в 1961 году, когда в Дании была основана Международная ассоциация игры (IPA) с целью защиты, сохранения и продвижения игры как одного из фундаментальных прав каждого ребенка. Но идея приобрела большую популярность лишь немногим более десяти лет назад, когда и другие некоммерческие организации, такие как Национальный институт игры в Кармел Вэлли в Калифорнии, основанный Стюартом Брауном, Альянс во имя детства и Ассоциация изучения игры, — начали продвигать по всему миру идею ценности игры и опасностей, которые несет ее отсутствие. Свобода тоже считаетсяНо дети же играют в футбол, в «эрудит» и на трубе играют. Почему же тогда эксперты обеспокоены тем, что эти игры, да и другие, более структурированные занятия съедают время, предназначенное для игры? Несомненно, игры с правилами бывают интересными и познавательными, они могут развивать навыки общения и группового взаимодействия, — говорит Энтони Пеллегрини, психолог образования из Университета Миннесоты. Но, объясняет Пеллегрини, у таких игр есть заранее заданные правила, которым необходимо следовать. Свободная игра не имеет таких правил и предполагает множество творческих ходов. Этот творческий аспект является ключевым, так как он стимулирует развитие мозга в большей степени, чем следование заданным правилам. В свободной игре дети пользуются воображением и пробуют новые варианты, примеряют на себя новые роли. Ребенок инициирует и создает свободную игру. Она может включать фантазирование (игра в доктора, в принцессу, в дочки-матери), игровые потасовки, когда дети (преимущественно мальчики), играя, борются и мутузят друг друга, периодически меняясь ролями, и, таким образом, никто не побеждает и не проигрывает. Свободная игра детей напоминает игры животных, из чего можно заключить, что у игры есть важные эволюционные корни. Гордон М. Буркхард в книге Происхождение игры у животных (The Genesis of Animal Play) на основе 18-летних наблюдений за животными делает некоторые выводы о том, что такое игра. Во-первых, она должна быть повторяющейся; если животное лишь раз подтолкнуло предмет — это еще не игра. Во-вторых, игра должна быть добровольной и инициированной в спокойном, расслабленном состоянии. Животные и дети не играют, если получают недостаточно пищи или находятся в стрессовой обстановке. И наконец, наиболее важной особенностью игры является то, что она не выполняет никакой очевидной наблюдателю функции. В отсутствии четкой цели и состоит ее главный смысл. Время для личного контактаКак эти, казалось бы, бессмысленные занятия могут помогать детям? Возможно, наиболее важная роль игры — в том, чтобы помочь развить навыки социального общения. «Вы не можете стать социально компетентным, только слушая наставления учителя, как надо себя вести, — говорит Пеллегрини. — Эти навыки можно получить только во взаимодействии со сверстниками, на опыте узнавая, что допустимо, а что недопустимо». Дети учатся тому, что такое «честно», играя по очереди. Нельзя все время быть королевой фей, иначе вскоре будет не с кем играть. «Дети хотят, чтобы игра продолжалась, и ради этого готовы приложить дополнительные усилия и принять желания других», — объясняет он. Детям нравится играть, и они не сдаются, сталкиваясь с фрустрацией своих желаний, что редко происходит, например, при решении задачи по математике. И это помогает им развивать настойчивость и умение договариваться. Поддержание дружеских отношений требует коммуникативных умений — вероятно, самого важного социального навыка. Игра со сверстниками в этом отношении незаменима. Исследования показывают, что дети используют более сложный язык, играя с другими детьми, чем играя с взрослыми. Воображая что-то в игре, они говорят о том, чего нет, что физически не присутствует, поэтому они вынуждены использовать более сложный язык, чтобы донести до сверстника свое видение ситуации, объясняет Пеллегрини. Например, нельзя просто спросить: «Ванильное или шоколадное?» — подавая другу воображаемый стаканчик. Необходимо предоставить контекстный ключ: «Какое мороженое вы хотели бы? Ванильное или шоколадное?» Если игра помогает детям в их социализации, то недостаток игры должен вести к обратному: препятствовать социализации, и исследования подтверждают этот факт. Согласно исследованию, опубликованному в 1997 году научно-педагогической организацией High/Scope в г. Ипсиланти, штат Мичиган, если дети посещали дошкольные учреждения, ориентированные на игру, а не на специальные учебные занятия под руководством учителя, то они вырастали более социально приспособленными к взрослой жизни. Будучи взрослыми, увольнялись с работы менее 7 процентов из тех, кто посещал детский сад с игровым уклоном, и более четверти из тех, кто занимался под прямым руководством учителя. В одном из исследований делается вывод о том, что игра стимулирует развитие нейронов в «высших» отделах мозга, которые вовлечены в регулирование эмоционального реагирования и социального научения. Ученые считают, что во время игровой борьбы происходит высвобождение нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) — белка, стимулирующего рост новых нейронов в этих отделах. Исследователи позволили 13 контрольным крысам свободно играть между собой на протяжении трех с половиной дней. Другие 14 особей в течение этого периода содержались в изоляции. При исследовании мозга этих крыс ученые обнаружили, что у тех крыс, которые могли играть, содержание BDNF значительно превышало уровень BDNF тех крыс, которые не играли. «Я думаю, игра — это главный механизм, при помощи которого высшие отделы мозга включаются во взаимодействие», — говорит Жак Панксепп, нейробиолог из Вашингтонского государственного университета и один из соавторов исследования. Снятие напряженияИсследования также подтверждают мысль о том, что игра крайне важна для эмоционального здоровья, возможно, потому, что она помогает детям справиться с тревогой и напряжением. В исследовании, опубликованном в 1984 году в Journal of Child Psychology and Psychiantry,ученые оценивали уровень тревожности 74 трех- и четырехлетних детей во время их первого посещения детского сада. Индикаторами тревожности были плач и просьбы родителям остаться, а также потливость ладоней. Основываясь на своих наблюдениях, исследователи условно поделили детей на тревожных и нетревожных. Затем они разделили детей на группы в произвольном порядке и половину детей отвели в комнату, где было много игрушек и где они играли либо поодиночке, либо со сверстниками в течение 15 минут. Другая половина получила задание сесть за небольшие столики по одному либо со сверстниками и слушать историю, которую рассказывал им учитель. После этого был вновь оценен уровень тревожности. Дети, которые изначально были отмечены как «тревожные», реагировали на разные условия по-разному. Уровень тревожности у тех, кто провел время играя, снизился более чем в два раза по сравнению с теми, кто слушал рассказ. «Нетревожные» дети никаких существенных изменений поведения не продемонстрировали. Интересно, что дети, игравшие отдельно от сверстников, успокоились в большей степени, чем те, кто играл с другими детьми. Исследователи полагают, что игра воображения скорее включается, когда ребенок находится наедине с собой; дети строят фантазии, которые помогают им справляться со сложными ситуациями. Исследования животных также подтверждают идею о том, что игра способствует снятию напряжения. С этим явлением связано понятие социального буферинга в нейробиологии. В исследовании, опубликованном в 2008 году, Стивен Сивый, нейробиолог из Геттисбергского колледжа, помещал крыс по одной в камеру, где также находился кошачий ошейник; это вызывало явное беспокойство крыс. Впоследствии камера была вычищена таким образом, чтобы полностью исчез кошачий запах, и крысы вновь помещались в камеру, на этот раз без кошачьего ошейника. Попав в камеру, крысы вновь проявляли беспокойство, возможно, из-за установившейся связи между этим местом и запахом кошки. Но если затем Сивый и его коллеги помещали в камеру крысу, которой не предъявляли кошачий ошейник и у которой не было в связи с этим тревоги, то обе крысы начинали играть, бегая друг за другом и затевая борьбу. Вскоре после этого первая крыса успокаивалась, что позволило предположить, что игра помогла крысе справиться с тревогой. Игра подобна калейдоскопуСнятие тревоги, формирование социальных навыков — это очевидные преимущества, которые дает игра. Но в исследованиях выявилась еще одна сфера влияния игры, на первый взгляд противоречащая здравому смыслу: игра, очевидно, помогает детям стать умнее. В классическом исследовании (опубликовано в журнале Developmental Psychology в 1973 году) ученые поделили 90 детей дошкольного возраста на три группы. Одной группе предложили поиграть четырьмя простыми предметами, среди которых были: бумажные полотенца, отвертка, деревянная доска и канцелярские скрепки. Вторая группа получила задание изобразить экспериментатора, используя эти четыре предмета обычным способом. Детям в третьей группе было предложено, сидя за столом, нарисовать все что угодно, при этом предметы им не демонстрировались. На каждый сценарий отводилось по 10 минут. Сразу после этого исследователи попросили детей высказать идеи по поводу того, как каждый из предметов может быть использован. Дети, которые играли с предметами, предложили в среднем в три раза больше нестандартных, творческих способов использования предметов, чем дети во второй и третьей группах. Это позволило предположить, что игра благоприятствует развитию творческого мышления. Шутливая борьба развивает также навыки решения проблем. Согласно статье, опубликованной Пеллегрини в 1989 году, чем чаще мальчики из начальной школы участвовали в потасовках, тем лучшими были их результаты по тесту решения социальных проблем. В этом тесте исследователи предлагали испытуемым пять картинок, изображающих ребенка, пытающегося отнять игрушку у сверстника, и пять картинок, изображающих ребенка, пытающегося избежать нотации матери. Затем испытуемых попросили придумать как можно больше вариантов решения каждой из социальных задач. При оценке результатов исследователи исходили из количества предлагаемых стратегий поведения. Те дети, которые регулярно участвовали в игровых драках, продемонстрировали самые высокие результаты. Тем не менее Пеллегрини задается вопросом: сколько причинно-следственных связей можно обнаружить в этих исследованиях? «Что же на самом деле делает игра для детей? Играет ли она ведущую роль в приобретении новых знаний и навыков и, таким образом, предшествует формированию этих навыков? Или она является лишь полигоном для отработки и консолидации тех навыков, которые уже находятся в процессе развития?» Хотя пока никто не может ответить на этот вопрос, «в любом случае, на определенном этапе она всегда идет на пользу», — заключает он. Вероятно, игра также способствует развитию речи, согласно исследованию, опубликованному в 2007 году в журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. Исследователи из Вашингтонского университета раздали наборы кубиков детям от 18 месяцев до двух с половиной лет, растущим в семьях со средним и низким доходом. Родители этих детей, а также детей, которые не получили кубиков, должны были отмечать, как часто дети играли. По прошествии шести месяцев дети, игравшие с кубиками, показали значительно более высокие результаты по тестам речевого развития, чем дети, не получившие кубиков. Однако исследователи не уверены, является ли речевой прогресс результатом игры в кубики как таковой, или просто, играя, дети тратили меньше времени на непродуктивные виды деятельности, такие как просмотр телевизора. Почему же игра помогает детям достигать высоких результатов? Исследователи, изучающие животных, убеждены, что игра является своего рода подготовкой к встрече с неизвестным. «Игра подобна калейдоскопу», — говорит биолог-эволюционист из Университета Колорадо в Боулдере Марк Бекофф. Она непредсказуема и предполагает элементы творчества. В конечном счете, утверждает он, игра способствует развитию гибкости и нестандартности поведения и позволит в будущем быть на шаг впереди других в неожиданных ситуациях или в нестандартной обстановке. Некоторые детские психологи, такие как Дэвид Элкинд, специалист по детскому развитию из Университета им. Тафтса, соглашаются: «Игра для детей — это способ познания окружающего мира; а отсутствие игры — это недостаток познавательного опыта». Дайте детям свободуЕсли игра настолько необходима, что же в таком случае происходит с детьми, которые «не доигрывают»? Никто не знает, но многие психологи обеспокоены. Игра — это в некоторой степени риск, и животные, не развившие бдительность и зоркость, рискуют стать добычей хищников. Игра развивалась и эволюционировала вместе с животными, поскольку она давала преимущества в выживании. «Если бы игра не была столь важна, она бы не развилась в столь сложные формы», — говорит Бекофф. Разумеется, многие родители сегодня думают, что действуют во благо своих детей, когда заменяют игру более полезными, с их точки зрения, занятиями. Зачастую родители опасаются отпускать своего ребенка играть на улице без присмотра, они вздрагивают при мысли о возможных ссадинах и переломах, которые не являются редкостью в мальчишеских шумных играх с погонями и потасовками, говорит Сержио М. Пеллис, нейробиолог-бихевиорист из канадского Университета Летбриджа. И хотя защищать ребенка — природный инстинкт, подобная гиперопека «всего лишь отсрочит уплату по счетам, когда те же самые дети, не получившие необходимых навыков, столкнутся с необходимостью выживать в сложном, непредсказуемом мире». Ребенок, прошедший в детстве хорошую «школу игры», с большей вероятностью вырастет человеком, способным справляться с непредсказуемыми ситуациями в социуме. Необходимо, чтобы родители позволили своим детям оставаться детьми, и не только потому, что быть ребенком — это весело, но и потому, что, отказывая детям в удовольствии быть свободными, мы мешаем им стать любознательными, творческими людьми, предупреждает Дэвид Элкинд. «Игра должна вернуть утраченные позиции; необходимо сделать ее не врагом упорного труда, а его союзником». Любопытство, воображение, творчество подобны мышцам: если ими не пользоваться, они отмирают. Мелинда Уэннер,
|