Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2009


Гильдия

Игровой навигатор педагога-психолога

Игры — неотъемлемая часть сценария жизни каждого человека. И если мы говорим о профессиональных сценариях и ролях, то несомненный интерес будут представлять профессиональные игры. Они помогают педагогу-психологу сохранить психическое равновесие, поддержать душевное здоровье. В ситуации, когда на протяжении всей своей профессиональной жизни ты постоянно задаешь себе вопросы «Так кто же я?» и «Зачем мне все это надо?», без игр легко можно впасть в отчаянье.

Профессиональные игры действуют как адаптеры. Они позволяют сохранить и укрепить профессиональную Персону. Но при этом часто возникает ролевой конфликт, который психологи называют «Кто я, человек или психолог?» («Я мать или психолог?» и др.).

Кроме того, игры позволяют получить так называемый выигрыш. Как писал Э. Берн, «существенная особенность игры — это ее кульминация. Предварительные ходы делаются для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш». В профессиональных играх выигрышем становится личностная целостность, профессиональная уверенность, снижение тревожности.

Попробуем рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессиональные игры педагога-психолога.

Нажми на кнопку — получишь результат,
и твоя мечта осуществится…

«Жертва» — наиболее известная и популярная игра, помогающая выживать в условиях учреждения образования, особенно при многочисленных проверках. Символами роли являются: фигура человека с распростертыми объятиями (стилизованный под человека символ Психеи), открытая книга, «затычка в бочку», «палочка-выручалочка» и др. В школе делает всё, что скажет администрация, районный отдел образования и все те, кто как-то пытается направить его в какое-либо русло. Сам точно не знает, куда двигаться, но хаотичность работы объясняет нарушением единства требований руководства.

Страдает от обилия документации, которую сам и создает под напором разных источников. Также страдает от маленькой зарплаты за его большую работу. Часто жалуется на непонимание со стороны учителей, начальства, коллег и родителей. Иногда убежденно жертвует собой под девизом «Ну кто-то же должен!». Профессией и работой чаще всего не удовлетворен. Перебегает с одного жертвенного алтаря на другой. Прячется в кабинете в надежде на то, что его не найдут, часто уходит на больничный (с такой-то нагрузкой…). Администрация школы его иногда жалеет и премирует, организуя душевную радость и подтверждение тому, что страдает не зря.

Цель игры — оправдание. Доказать всем и в первую очередь себе, как много я делаю для окружающих (как много я значу).

Вознаграждение — помогает избежать осознания собственных недостатков; оправдывает обиду и агрессию.

Наиболее известные фразы: «Я в школе живу», «Они без меня как без рук», «Я себя посвятила…», «О методическом дне даже и не мечтаю», «А что делать, мы же зависим от руководства», «Я устала», «Хочу в отпуск».

«Бог или, как минимум, его посланник» — игра избранных психологов, которые предпочли тернистый путь просвещения и спасения заблудших душ. Символами роли часто являются бабочки, вселенная, звезды и, конечно же, сама нетленная душа, она же Психея.

В школе старается занять высокие позиции, причисляет себя к администрации. Говорит афоризмами, знает, где, что, как и зачем. Просвещает всех, кого догнал. Вообще родительские и прочие университеты — это его фишка. «Проповеди» бывают длинными, нудными и часто непонятными. Может увлекаться духовным развитием всех и вся, даже организует встречи с представителями церкви. Администрация относится к такому психологу с осторожностью: хотя основных задач учреждения образования не решает, зато богоугодным делом занимается. Учителя страдают от его выступлений на педсоветах (зевают, отключаются, демонстрируют девиантное поведение). Посланники, в свою очередь, часто обличают «неверных», призывая к ответственности или отлучая от «церкви». Родители не понимают, чего от них хотят, но уважают («человек-то умный, добра хочет и с богом в душе»).

Цель игры — повышение самооценки. Стремление занять более высокие социальные позиции.

Вознаграждение — через спасение других получить любовь и признание.

Наиболее известные фразы: «Я вам помогу», «Верьте…», «Откройте свою душу», «Необходим духовный рост», «Они не понимают, что творят», «Хотите, я расскажу, что необходимо сделать?», «Самое главное — душа!».

«Судья» — игра тех, кто думает, что знает. Важно провести подробную диагностику, оценить степень тяжести, констатировать, найти виновных и привлечь их к ответственности. Символы роли — заключения, аргументы и факты, аналитические документы, подтверждающие тяжесть вины (тяжесть содеянного), диаграммы и проценты.

Для судьи самое главное — диагностика, то есть эквивалент виновности. Обследованию подвергаются родители, учителя, социальное окружение и, конечно, виновные — дети. Реже в роли виновных выступают учителя, и тогда психолог готовит «дело» для совета профилактики, чтобы вынести-таки приговор. Администрацию школы пугают попытки провести «расследование» с точки зрения эмоционально-психологического климата коллектива или уровня эмоционального выгорания педагогов. А еще не дай бог — мотивации достижения педагогов. Тут такой «судебный процесс» грозит, что не только в районе, по всему городу может быть резонанс. Судья не остановится ни перед чем, чтобы обличить «преступников».

Обычно результаты расследования, простите, обследования зачитываются перед всем классом, вывешиваются на доску объявлений, выкладываются в Интернет. А что скрывать «преступления»? Кто-то же должен ответить! Судью боятся, редко пишут правду в анкетах, а чаще пишут заявление о том, чтобы он не трогал ребенка в школе. Судья, конечно подозревает такую семью в самом страшном, а иначе чего им бояться?

Цель игры — уверенность в себе. Анализируя поведение других, можно понять и принять себя.

Вознаграждение — через осуждение других реабилитация собственных недостатков.

Наиболее известные фразы: «Конечно, он же истероидно-демонстративный тип…», «Это же шизогенная мать!», «Если бы мы общались не на эмоционально-поведенческом, а на когнитивном уровне, коллектив был бы сплоченнее», «Учитывая ваши индивидуальные особенности…», «А что вы хотели с его интеллектом?».

«Психотерапевт», он же «Доктор» — игра с надеждой на инсайт, если не у себя, так хоть у кого-нибудь. Символом роли является членство в хоть какой-нибудь ассоциации, подтверждающей твой ролевой статус и определяющей правила игры (желательно с удостоверением), наличие супервизора, угла для консультаций, графика приема, всякие прибамбасы психотерапевтической направленности.

Что он делает в школе, непонятно даже ему. Фишка — какое-нибудь психотерапевтическое направление, которое он с огромным энтузиазмом пристраивает под поставленные школой задачи. Охватить помощью может немногих и поэтому переживает. Консультирует учителей, родителей, детей, всех кто ни придет. Пытается вести психотерапевтические группы с учителями, подводя их то ли к инсайту, то ли к инсульту. Главное, чтобы плакали. Если случилось — значит, он профи.

Постоянно совершенствуется в бесчисленных тренингах, интенсивах и пр. Профилактике и диагностике предпочитает коррекцию. Планы работы наполнены тренингами, консультациями, выездными коллективными встречами. Убежден, что каждому необходимо иметь личного психотерапевта (не менее 30 часов в год). Если администрация до «инсайта» доведена, то его терпят и везде отпускают. Если нет, он — отдельно, школа — отдельно. На педсоветах учителя рады его приходу: упражнения на релаксацию, притчи, рисуночки — все это позволяет отвлечься и расслабиться.

Цель игры — обретение целостности через переживание психологических травм других людей.

Вознаграждение — освобождение от комплексов.

Наиболее известные фразы: «Позвольте своему бессознательному выйти», «С чем у вас это ассоциируется?», «Давайте сформулируем позитивные установки», «Это у вас психосоматические проблемы», «Вам необходима семейная психотерапия (семейное консультирование)».

«Иной» (йог, инопланетянин, просветленный и др.) — игра про то, что я не такой, как все. Символы роли — свеча, различные религиозные и эзотерические атрибуты, «безграничность», рюкзак путешественника, коврик для просветления себя и других.

В школе — редкий экземпляр. Надолго не задерживается. С трудом находит общий язык с родителями и педагогами, зато легко — с подростками. Для тинейджеров становится лучшим другом и может оказать им реальную психологическую помощь («просветить»). Просит звать себя по имени. Возраста и пола не имеет. В профессиональной практике использует не только базовую научную школу, но и то, что «пришло из космоса». Учит подростков правильно дышать, стоять, есть, чистить карму. Ходит с ними в походы с костром и гитарой. Пишет стихи и песни. С администрацией в контакт практически не вступает, смотрит сквозь (в космос). В кабинете практически не бывает, несмотря на расписание. Сидеть за столом — не его удел. Участвует в различных акциях, флеш-мобах и пр. На педсовет не зовут, так как, с одной стороны, зачем, а с другой — имеет недостойный вид с точки зрения одежды. Вырастая, либо уходит из профессии, либо осваивает роль психотерапевта.

Цель игры — обретение эго-идентичности. Через поиск образов Я-других отвечает на вопрос: «Кто Я?»

Вознаграждение — снижение тревоги и страхов.

Наиболее известные фразы: «Я человек мира», «Мы постоянно меняемся, сегодня ты один, а завтра другой», «Нельзя сидеть на одном месте», «Я здесь задыхаюсь».

«Мать» («Отец») — от посланника отличается приземленностью и реализмом оказываемой помощи. Пригревает, подкармливает, подстилает, убирает, отмывает, усыновляет. Символами роли являются: горячий чай (а лучше кофе), печенье (а может, и горячий обед), мягкие игрушки, теплый плед, социальный пакет.

Особенно часто встречаются в школах, богатых детьми из кризисных семей, или в школах-интернатах. Нежные, теплые, улыбчивые. Часто обнимают всех, кто хочет и не хочет, такой обычай. Особой диагностики, профилактики или коррекции не проводят. Лечат теплом. Где-то подкормят, где-то погладят. Дети их любят за то, что можно на какое-то время избавиться от голода. Многие прикипают и бегут по коридору, чтобы Мать потрогать, понюхать, посмотреть в глаза. Кабинет на каждой перемене полон детей. Из администрации, педагогов и родителей теплом одариваются те, кто за детей. Кто против — с теми война. Психологи-Матери часто содействуют процессу лишения прав, временному изъятию из семьи. Иногда усыновляют или берут под опеку своих бывших учеников. На педсовет не ходят, если только за кого-то побороться.

Цель игры — обретение любви. Через благодарность других получаешь поглаживания.

Вознаграждение — чувство безопасности.

Наиболее известные фразы: «Чай будешь?», «Ты не голодный?», «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе есть что надеть?», «У кого ты сегодня ночуешь?», «Тебе комфортно?».

«Умница» («Умник») — в эту игру играют чаще всего те, кто имеет базовое психологическое образование, лучше, если университет. Готовятся к аспирантуре или уже учатся там. Школа — временное прибежище, экспериментальная база. Символы роли — красный диплом, компьютер, огромное количество умных книг, очки, непонятные слова.

В школу попадают после учебного заведения и готовятся «в науку». Ко всему подходят с научной точки зрения. Диагностические материалы обрабатывают программами математической статистики, рисуя графики и вычисляя корреляцию. Описывая и представляя результаты заинтересованным лицам, изъясняются на совершенно непонятном языке. Если слышат просьбу перевести, возмущаются и пытаются поднять общий интеллектуальный уровень педколлектива. Общешкольными задачами не интересуются, опираясь в первую очередь на свой научный интерес. Много пишут статей в научные журналы, ездят по конференциям, требуя оплаты командировочных. Родители к ним не приходят и на собраниях «вянут» в связи с отсутствием переводчика. Администрация сначала гордится наличием такого специалиста, а затем ждет, когда он наконец уйдет в свою науку. Иногда оставляют на пол-ставки как «научного консультанта». Дети при такой игре как-то вообще выпадают из поля зрения.

Цель игры — подтверждение интеллектуальной полноценности.

Вознаграждение — обретение уверенности.

«Красавица» («Красавчик») — это игра про то, что «если не умные, так красивые». Для такого психолога главное — «чтобы костюмчик сидел».

Символы роли: элегантность, гламур, нарощенный маникюр, всяческие украшения, прическа и пр.

Является украшением школы. С таким психологом не стыдно ни на выставке, ни на проверке. Всегда в передних рядах очаровывает противника. Особенно хорошие отношения с противоположным полом в педколлективе, среди учеников и родителей. Не важно, что мало чего умеет и делает, главное — что она (он) есть. Сопровождает директора на совещания или встречи, принимает в школе гостей, ведет школьные мероприятия. Пожилые учителя часто не любят, молодые завидуют. Иногда является источником внутришкольных конфликтов.

Хорошо, когда в школе есть несколько ставок психологов. Тогда один для работы, другой для экстерьера. Все-таки с людьми работает и выглядеть должен хорошо. Красавица может истерить, устраивать скандалы и разборки, в общем, нуждаться в психологической помощи. В школе долго не задерживается. Либо удачно выходит замуж, либо педагоги «выживают» на другую работу.

Цель игры — подтверждение физической полноценности.

Вознаграждение — помогает избежать осознания собственных недостатков.

Предлагаю вам продолжить список, ведь играя с играми, мы учимся снимать маски.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь