|
|||||||||||||||||||||||
|
Ирина ДЕВИНА,
|
Рис. 1 |
За каждой установкой стоит огромное количество убеждений, формировавшихся в течение жизни. В установках отражается карта мира родителей, самооценка, набор комплексов и страхов человека. Благополучное детство, родительская любовь формируют позитивный взгляд на мир и установку «Я хороший, и ты хороший». Ребенок, лишенный родительского внимания и любви, вероятнее всего, будет воспринимать мир как агрессивную среду, и в его мировоззренческом багаже будут установки «Я плохой» или «Ты плохой».
Установки — это иллюзии, искажающие представление об окружающем мире. Окружающий нас мир пластичен, рефлексивен и является отражением наших убеждений, превращаясь для одного человека в рай, а для другого в ад. «Для тех, кому все кажется, все кажущееся ЕСТЬ», — заметил поэт У. Блейк. Для одного реальны подозрения, для другого — обиды, для всех — установки.
Установки — это ярлыки, которые мы навешиваем на других людей, на себя, на ситуации, на правительство, на определенную информацию, на весь окружающий мир. Например:
— Это сложно, я этого не пойму, я в этом не разбираюсь — зачем пробовать?
— Этот человек продавец, школьный учитель, музыкант, приехал из деревни — ничего нового я от него не узнаю.
— Она женщина, да еще блондинка, — ничего умного она не скажет.
Буквально на каждую тему у нас сформированы установки о национальности, людях определенных профессий, о деньгах, здоровье, климате, экологии, медицине и так далее. Примечательно, что установки разных людей диаметрально противоположны, и это повод для недоразумений и недовольства, преграда на пути к пониманию друг друга.
5. Рефлексивная реакция на определенные слова и фразы
Оказывается, кроме установок, которые являются барьером в общении, одним из самых сильных фильтров, приводящих к неожиданному изменению поведения собеседника, является сформировавшаяся с детства устойчивая привычка реагировать на определенные фразы и слова. В речи собеседника по необъяснимой причине нас начинают раздражать, выводить из эмоционального равновесия некоторые слова и фразы. Определенные словосочетания действуют на нас как красная тряпка на быка. Эти слова мы назвали «красными флажками».
У каждого из нас были в жизни ситуации, когда в ходе разговора с другим человеком неожиданно, по непонятной причине портилось настроение. Если бы мы имели возможность остановить разговор и «прокрутить» его назад, то обнаружили бы, что причиной переменившегося настроения стало одно слово.
Каждое слово вызывает у нас ассоциации, определенные эмоциональные реакции. Этот процесс носит рефлексивный характер и не осознается человеком. Бессознательная эмоциональная реакция и, как следствие, физиологические изменения в организме наблюдаются всегда, во время восприятия любой речи. Обратите внимание: не только во время восприятия речи другого человека, но и собственной!
Все существующие слова можно поместить на воображаемую оценочную шкалу, имеющую значения «+», «–», с нулевым значением посередине (см. рис. 2).
Рис. 2 |
На нулевой отметке находятся слова, не вызывающие никакой эмоциональной реакции, после восприятия которых сложно представить образ, увидеть картинку. К ним относятся научные термины, числительные, географические названия и т.д.: тангенс, делегирование, Кольский полуостров. Нейтральные слова больше подходят для научных статей, докладов, протоколов, изложения фактов. На этом же нулевом числовом значении располагаются слова, обозначающие привычные бытовые образы, не вызывающие эмоциональной реакции: стул, стол. Нейтральные слова могут перейти в разряд эмоциональных в результате личного опыта человека, если с конкретным предметом или словом, его обозначающим, связана какая-то эмоциональная история. Например, слово трансформатор у большинства людей не вызовет никакой эмоциональной реакции. Но если ваши первые свидания проходили возле трансформаторной будки или тяжелый трансформатор свалился вам на ногу, нейтральное слово превратится в эмоциональное.
Эмоциональную реакцию вызывает не само слово, а образ, который возникает в коре головного мозга, когда слово произносится. Образы рассвета, смеющегося ребенка, красивого пейзажа у подавляющего большинства людей вызывают приятные эмоции. А вот слова кровь, война, рана вызывают в сознании образы, наполненные негативным эмоциональным содержанием. При произнесении некоторых слов эмоции могут быть настолько сильными, что вы сможете увидеть, как меняется выражение лица собеседника и он брезгливо морщится или мило улыбается. Каждый образ, каждое понятие в культуре любого народа обозначено определенным словом, которое берет на себя эмоциональную нагрузку этого слова.
Физиологический процесс эмоционального реагирования на слова схематично можно представить так, как изображено на рис. 3.
Рис. 3 |
Преподаватели, чтобы продемонстрировать роль второй сигнальной системы в жизнедеятельности человека, приводят пример со словом, вызывающим такое же воздействие, как если бы человек воспринимал сам объект: «Представьте себе свежий лимон, лежащий на столе. Представьте, что вы берете нож и разрезаете лимон пополам, из него крупными каплями стекает сок, который вы облизываете». Увеличивающийся объем слюноотделения показывает действие второй сигнальной системы.
Каждое воспринимаемое слово проявляет образы в коре головного мозга человека, а образы вызывают физиологические реакции — спад или подъем настроения, изменение кровяного давления, слюноотделение. Слово, в зависимости от хранящегося в них образа, может развеселить и успокоить, повысить мотивацию или вызвать агрессивность.
Все эти особенности слов знают журналисты, политики, PR-менеджеры. В рекламе, в политической речи, да и просто в газетных заголовках нам преподносят слова, вызывающие эмоциональную реакцию. Даже простые факты телевидение и пресса стремятся преподнести, собрав с читателей и зрителей дань — эмоции. И к сожалению, легче всего человека спровоцировать на проявление негативных эмоций. Потребители этой сомнительной с психологической точки зрения продукции добровольно отдают эмоции и при постоянном потреблении уже нуждаются в них, как наркоман нуждается в дозе.
Но есть слова, которые вызывают негативную реакцию собеседника и портят настроение в подавляющем большинстве случаев. Именно их мы определили как «красные флажки».
«Красные флажки»
В исследовании по изучению «красных флажков», организованном психологическим центром «ТОТ» в период с 1991 по 1995 год, приняли участие более 3 000 респондентов в возрасте от 14 до 70 лет в России, Украине, Узбекистане, Германии.
Выводы, которые были сделаны психологами, удивительны.
1. «Красные флажки» есть у каждого из нас независимо от возраста, пола, национальности, уровня образования или системы воспитания.
2. Каждый человек с детского возраста вырабатывает свои способы психологической защиты на демонстрацию собеседником «красных флажков» (они будут рассмотрены ниже).
3. В собственной речи человек использует именно те слова, которые являются «красными флажками» для него самого.
В блоке «красные флажки» мы выделили 6 групп. Каждая группа — это набор слов и словосочетаний, вызывающих устойчивую негативную реакцию при их восприятии. Эта реакция формируется, как правило, в детстве и закрепляется в результате многократных повторений в течение всей жизни. Это неосознаваемый процесс, переходящий в привычку реагировать на определенные слова и словосочетания. К «красным флажкам» мы отнесли указание, отрицание, оценивание, домыслы, вопросы и угрозы. Все эти группы слов негативно воспринимаются любым человеком, потому что являются выражениями, присущими доминирующему типу поведения. Собеседник, использующий в речи любой из шести типов «красных флажков», всегда демонстрирует родительскую позицию и самоутверждается, сознательно или неосознанно.
А теперь остановимся на каждом «флажке» подробнее.
Указание
Указание — это просьба или требование выполнить определенное действие, с использованием слов в повелительном наклонении: дай, сядь, иди, умойся, принеси. Это приказы, высказанные родительским тоном. Существуют различные формы указаний.
Прямые указания произносятся родителями, начальниками, учителями, руководителями. Прямые указания даются людьми, функциональные обязанности которых включают оценку, контроль, наказание и поощрение, возможность наложить запрет на действия другого человека.
Например:
— Я требую, чтобы вы...
— Идите к доске!
— Вы должны...
— Вы обязаны...
— Немедленно покиньте зал!
— Делайте то, что вам говорят.
— Принесите доклад мне на стол.
Прямые указания, высказанные повелительным тоном, могут быть нейтральными или с явно выраженным недоброжелательным оттенком. Нейтральные выражения несут информацию о действиях, которые рекомендуется совершить подчиненному. В недоброжелательных указаниях присутствует скрытый смысл, содержится компонент унижения личности собеседника по критерию «интеллект» или «нравственность». За указаниями как будто стоят фразы:
— Вы не соблюдаете действующих норм и правил.
— Вы недостаточно трудолюбивы.
— Вы слишком много говорите.
Нейтральные указания | Недоброжелательные указания |
— Принеси — унеси — дай — Зайди — выйди — Слушай — смотри |
— Идите и думайте. — Замолчите. — Выполняйте, что сказано. |
Указания могут иметь вид отрицания или предупреждения. В этом случае указание будет содержать частицу «не»:
— Не заходи.
— Не смотри на меня так.
— Не нужно было этого делать.
Такие указания являются более мягкими, так как частица «не» плохо воспринимается бессознательным. Образ в коре головного мозга в момент произнесения такого указания формируется в соответствии с основным глаголом.
— Не смотри на меня. (Вы видите человека, глядящего на собеседника.)
— Не заходи. (Вы видите образ человека, входящего в комнату.)
Простой тест доказывает, что указания в виде отрицаний всегда воспринимаются более благоприятно. Проверьте это на себе. Какое из выражений воспринимается вами мягче?
1-й вариант | 2-й вариант |
— Не смотри на меня! — Не ходи за мной. — Не кричи. |
— Отвернись от меня! — Стой на месте. — Замолчи. |
Отрицание
Отрицание — любая форма возражения, проявление несогласия с высказанным мнением. Это может быть слово «нет», отрицательное покачивание головой, высказывание противоположного мнения, критика и пр. А. Чехов сказал: «Тот, кто критикует, чувствует себя генералом». Вполне справедливое высказывание, потому что человек, высказывающий несогласие, возражение, неодобрение, вероятнее всего самоутверждается по критерию «интеллект» или «исключительность». Приемом отрицания пользуются не только собеседники в общении, но и одна страна по отношению к другой, вызывая непонимание, раздражение и даже агрессию.
Любому человеку приятно, когда его выслушивают, когда с ним соглашаются. Любое несогласие, в чем бы оно ни выражалось — в прямом отрицании или покачивании головой, не нравится собеседнику. Многие люди, работающие в системе «человек–человек», не избавились от привычки начинать разговор со слова «нет» и… потеряли кредит доверия у собеседника. Каждый из нас бессознательно стремится к общению с человеком, разделяющим наши взгляды и убеждения, а не с тем, кто противостоит им. Любое отрицание в разговоре, даже если мы не заостряем на этом внимание, бессознательно воспринимается как нересурсное явление. Собеседник с ярко выраженным стремлением к отрицанию воспринимается как негативист.
— Нет.
— Не стоило этого делать
— Нет, вы представляете…
— Нет, у нас так принято.
— Это ни к чему не приведет.
— Нет, не думаю.
«Слово «нет» — пощечина собеседнику» — гласит правило практической психологии общения. Со словом «нет» вы столкнетесь в любой аудитории, на любом уровне общения. Люди часто начинают свою фразу со слова «нет», выражают согласие этим словом:
— Нет, это точно…
— Нет, я просто хочу сказать…
— Нет, это правда?
Известный психолог К.Г.Юнг, описывая структуру личности и соотношения подструктур, указал на то, что внутри нашей личности живет огромное количество субличностей: «Внутри нас их целая толпа!» Может быть, эти толпящиеся субличности не могут договориться между собой, но человек часто высказывает противоречивые, взаимоисключающие утверждения, отрицающее согласие.
— Нет, это абсолютно верно.
— Нет, я полностью согласен.
— Нет, вы правы.
Подчас отрицание — это привычка, усвоенная с детства. Например, можно слышать следующие выражения:
— Нет, на самом деле…
— Нет, послушайте…
У отрицания есть еще эффект: если человек начинает свою речь с отрицания, ему легче отказать. Проверьте на себе. В каком случае вам легче сказать «нет»?
— У вас свободно?
— У вас не занято?
Многие читатели считают, что им, напротив, нужно учиться возражать и отрицать, говорить «нет». Возможно. «Нет» действительно полезно говорить в тех случаях, когда мы хотим решительно пресечь нежелательные, оскорбительные или навязчивые предложения. Вопрос об умении отказывать в просьбе красиво и элегантно рассматривается в нашей книге «Психолингвистика, или Тайная сила слов».
Практическая психология очень хорошо отражена в устном народном творчестве. Вот знаменитые анекдоты об отрицании и отказе, из которых становится ясно, что отрицание и отказ — это разные вещи. «Красным флажком» является именно отрицание, но не отказ.
* * *
Лекция по филологии. Старый профессор рассказывает:
— Во всех языках двойное отрицание — это отрицание, а двойное согласие — это согласие. В некоторых языках двойное отрицание означает согласие. Но нет ни одного языка в мире, в котором бы двойное согласие означало бы отрицание.
Голос с последней парты:
— Ну да, конечно!
* * *
Если дипломат говорит «да», то это значит «может быть»; если дипломат говорит «может быть» — это значит «нет»; если он говорит «нет» — значит, он не дипломат.
Оценивание
Под оцениванием мы пониманием оценку собеседником личностных, характерологических качеств человека, его действий, принадлежащих ему предметов и объектов, оценку мыслей, творческих способностей и мировоззрения. Причем раздражение у собеседника может вызывать не только отрицательная, но и положительная оценка.
В рамках данной работы мы не рассматриваем тему акцентуации характера личности. Но следует отметить, что раздражающий характер «оценивания» задевает людей с ярко выраженной шизоидной акцентуацией характера, особенно если это касается их мировоззренческой позиции.
Оценивать другого человека, так же как задавать вопросы и давать указания, может человек с доминирующей позицией в общении, с ярко выраженным стремлением к самоутверждению. Многим из нас не нравятся критика и отрицательная оценка, а к нейтральной и положительной оценке мы относимся лояльно. Люди со сформированными «красными флажками» на оценивание реагируют, видимо, не столько на оценку, сколько на стремление оценивающего сознательно или бессознательно занять доминирующую позицию по отношению к ним в общении.
Негативная оценка | Позитивная и нейтральная оценка |
— Маменькин сынок! — Копуша. — Тормоз. — Это несерьезность какая-то! |
— Вот! Давно бы так! — Молодец! — Вы бравые ребята! — Как вы добры! |
Оценка может иметь вид домысла, предположения, выражать мнение говорящего, его видение ситуации. Это видение может не совпадать с видением собеседника и также вызовет раздражение или агрессию слушателя:
— Как он вас отделал!
— А может быть, это я его отделал!
— Мне кажется, вы заслужили поощрение.
— А я себя ругаю за этот поступок.
— Думаю, вы погорячились.
— А я так не считаю.
Оценка воспринимается мягче, если оценивается не личность, а действие, если дается заключение не о личности, а о ситуации.
Оценка личности | Оценка ситуации |
— Вы несерьезный человек. — Ты что, дурак? — Вы гений! |
— Это несерьезно. — Это дурацкий вопрос. — Это гениальный план! |
Оценивание личности всегда воспринимается партнером как стремление занять доминирующую позицию.
Реакция собеседника на оценивание может быть различной в зависимости от статуса собеседника и правил этикета, принятых в данном кругу. Реакция зависит также от индивидуальных физиологических особенностей человека.
В книге «Плоды подсознания» российский ученый Н.А. Монахов рассматривает врожденные биологические предпосылки конфликтного поведения человека в обществе. Ученый доказывает, что есть люди с выраженным инстинктом подчинения, так же как и с инстинктом доминирования. У человека с развитым инстинктом подчинения оценивание не будет вызывать раздражения, но доминирующий тип личности не потерпит оценивания. Раздражение будет тем выше, чем ниже статус оценивающего.
Как правило, оценку дает человек, стоящий выше по статусу, — родитель, учитель, начальник, следовательно, любая оценка от лица, стоящего на одной ступени или тем более нижестоящего, вызовет негативную эмоциональную реакцию. Прием оценивания активно используется как способ самоутверждения в подростковой среде, являясь «красным флажком» и вызывая негативные эмоции.
Оценка самому себе, своим словам и действиям — прием самопрезентации, который также является «красным флажком», но менее раздражающим собеседника. Возможно, потому, что люди в большей степени центрированы на себе и болезненнее воспринимают все, что связано лично с ними, а не с другим человеком. Пример:
— Ай да я!
— А теперь самое интересное!
— Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!
— А я еще ничего!
Домыслы
Это высказывание мнения о событии, явлении, которое еще не произошло, или о том, что недоступно нашему восприятию, но о чем мы можем догадываться. Это информация о намерениях человека. Домыслы могут касаться внутренних переживаний другого человека, его мечтаний, эмоционального состояния. Это могут быть желания, ощущения, которые человек, возможно, хотел бы скрыть, информация о болезнях, физическом состоянии. К домыслам относятся замечания о скорости протекания психических процессов, уровне развития интеллекта, степени понятливости собеседника — все то, что невозможно увидеть, потрогать, проверить.
— Вы не понимаете…
— Вы никогда...
— Вы всегда...
— Вам не хватает...
— Ваша слабость заключается...
— Вам не хватает...
— Вы говорите...
— Вы хотите меня унизить...
— Вы все делаете, чтобы меня расстроить.
Любые фразы, касающиеся внутренних переживаний человека, его желаний, могут быть ошибочными, потому что являются субъективным восприятием собеседника. Очень часто мы приписываем человеку те качества, которыми он на самом деле не обладает. Мы приписываем другим чувства, которые, как нам кажется, должен испытывать человек в подобной ситуации, которые испытывали в подобной ситуации мы сами.
Домысливая, мы часто показываем человеку, что знаем его мысли, состояние лучше, чем он сам. Например:
— Вы не понимаете, что вы говорите.
На самом деле, откуда нам знать, понимает он или нет то, о чем говорит. Это только наши домыслы.
— Вам не хватает терпения.
С одной стороны, это оценка, а с другой стороны — говорящий снова показывает, что он выше, мудрее, то есть обладает качествами, которых не хватает собеседнику.
Домыслы, в отличие от указаний и других «красных флажков», воспринимаются негативно представителями любой акцентуации характера. Проверьте на себе, как вы отнесетесь к следующим фразам, обращенным к вам:
— Что вы так смутились, покраснели…
— Не надо так нервничать…
— Я вижу, вам не нравится то, что я говорю…
— В ваших глазах я вижу страх.
— Если бы вы могли, вы бы сейчас меня разорвали…
Домыслы входят в число наиболее часто встречающихся «красных флажков», наряду с указаниями и отрицанием.
Угрозы
Это прямые угрозы или намеки на негативные последствия: «Будешь так себя вести — сладкого не получишь». Угрозы могут быть высказаны в виде предупреждений: «Если не наденешь шапку — заболеешь», «Не бегай — упадешь», «Если не сделаешь так, как я говорю, пожалеешь».
Человек, для которого угрозы являются «красным флажком», даже слова, произнесенные шутливым тоном и не предполагающие исполнения, будут вызывать негативные эмоции и ощущение дискомфорта:
— Сейчас ты у меня получишь!
— Я тебя задушу!
— Если не выйдешь, я разнесу дом.
Как уже отмечалось, угрозы чаще всего маскируются под заботу и предупреждение:
— В следующий раз будьте осмотрительнее.
— Смотри, можешь меня потерять.
— На мою милость больше не рассчитывай.
Угроза может быть завуалирована или оправдана вынужденными действиями. Человек не угрожает, а сообщает о том, что он добросовестный сотрудник, что для него служба, установленные правила превыше всего. Говорящий как бы сообщает: «Ты плохой, а я хороший», «Ты вынуждаешь меня делать то, чего я не хочу, а я, несчастный, вынужден это делать»:
— Вы вынуждаете меня идти на крайние меры.
— Я, как честный офицер, должен отразить это в рапорте.
— Если вы... то я вынужден...
Некоторые угрозы могут выглядеть как предложение, выбор без выбора. Это классические фразы, описанные в художественной литературе, и их производные:
— Жизнь или кошелек?
— Мне стрелять или ты сам отдашь?
— Сам пойдешь или мне тебе помочь?
— Вам окна помыть или деньги сами отдадите, чтобы я грязь не размазывал? (Из монолога мойщика стекол на перекрестке в начале 1990-х годов.)
Угрозы могут быть в виде сообщения о действиях, которые еще не были произведены или могут быть совершены при определенных условиях. Эти высказывания-угрозы относятся к прошедшему или будущему времени:
— Скажите спасибо, что я не…
— В следующий раз я не буду с вами церемониться.
— Я мог сделать так, чтобы вы обанкротились.
— Я ведь могу вас в порошок стереть...
Особая категория — это угрозы-упреки. Высказывая упрек, собеседник угрожает нашему имиджу, моральным или интеллектуальным свойствам. Это самый настоящий шантаж.
— Вы же сами говорили нам об этом.
— Вы же сами поступаете так же.
— Неделю назад вы говорили другое.
Когда собеседник ставит нас в ситуацию «выбор без выбора», мы вынуждены либо признать, что забыли о собственных словах, действиях, либо признаться в том, что нарушаем установленные правила. Выбор небольшой: или у нас слабая память, или слабые нравственные принципы.
Формы преподнесения угроз самые разнообразные: вопросы, домыслы, оценивание, отрицание и указания:
— Вы вообразили, что я всегда буду вас покрывать?
— Не хотите признаться, чтобы избежать неприятностей?
— Не смейте этого делать.
— Вы пожалеете об этом.
Вопросы
«Красным флажком», в первую очередь, являются вопросы, обращенные к собеседнику. Именно они заставляют партнера испытывать волнение и неприятные эмоции. Негативная реакция на восприятие вопросов закладывается в детстве, когда ребенок испытывает дискомфорт, не зная ответа. Многих детей ругали в форме вопросов: «Почему ты не сделал?», «Кто испачкал скатерть?», «Ты хочешь, чтобы я тебя наказала?». Впоследствии любой заданный вопрос будет вызывать неприятные эмоции и внутренний дискомфорт.
— Вы уверены, что правы, что не ошиблись?
—Кто это сделал?
— Когдаэто будет сделано?
— Вы хотите сказать, что это вас не касается?
— Вы думаете, что они встречаются?
— Разве это возможно?
— Неужели все так, как вы говорите?
Человек, задающий вопросы, занимает лидирующую позицию в общении. Ведь чаще всего вопросы задают учителя, журналисты, работники правоохранительных органов и представители власти. Вопрос — это «якорь», который сформирован у большинства из нас с детства. Для подавляющего большинства людей вопросы являются «красным флажком». Если вы любите задавать вопросы, значит, вы позиционируете себя как человека, занимающего доминирующую позицию, а ваши функции — это функции учителя, руководителя, начальника.
Даже простой бытовой безобидный вопрос может вызвать раздражение и неприятные ощущения. Например, когда человек слышит вопрос «кто?», его организм испытывает стресс.
— Кто это сделал?
— Кто пойдет к начальнику?
— Кто писал этот отчет?
Как говорят участники эксперимента, когда они слышат вопрос, хочется спрятаться, не попадаться на глаза, возникает ощущение, что они сделали что-то не так. А на вопрос «кто?» хочется ответить: «Не я!»
Если человек слышит вопрос «когда?», у него возникает ощущение, что он не успеет вовремя прийти, выполнить задание, что у него обязательно что-то сорвется.
Восприятие вопроса зависит также от статуса говорящего, от тона, сопутствующих диалогу паралингвистических показателей — жестов и мимики.
Если вы знаете, что лицо, задающее вопрос, стоит на вершине статусной лестницы, то на вопрос «Когда мы встретимся?» вы начинаете искать вариант ответа, который устроил бы спрашивающего. Если этот вопрос задает стоящий ниже вас по статусу, вы подбираете тот вариант, который удобен вам.
Особый вид вопросов — риторические, не требующие ответа и именно по этой причине ставящие в тупик собеседника. Их назначение — вызвать определенные эмоции. Согласитесь, сложно ответить на вопросы:
— Где правда?
— Кому сейчас легко?
— А вы хотели, чтобы было легко?
— Вы умеете только ложку в руке держать?
— Где мне взять терпение?
Лучшим ответом на риторический вопрос считается шутка, прямой ответ на поставленный вопрос, ответ вопросом на вопрос и общая фраза, которая называется в психологии генерализацией.
Пример прямого ответа на риторический вопрос:
— Вы будете моих детей кормить?
— Я буду кормить своих детей, а вы — своих.
Ответ вопросом на вопрос:
— Вы будете моих детей кормить?
— А кто будет моих детей кормить, вы?
Пример генерализации:
— Вы будете моих детей кормить?
— «Не хлебом единым жив человек». Вы, видимо, забыли Библию.
Вопросы сами по себе являются манипулятивным маневром, они заставляют человека оправдываться, переключают внимание на другой объект, чем вызывают агрессию.
У каждого человека свой набор «красных флажков». Он определяется в детстве и зависит от множества различных факторов: карты поведения родителей, прошлого опыта, социального окружения, эмоционального состояния в текущий момент и пр. Посмотрите на приведенную ниже таблицу и постарайтесь ответить на вопрос: какие из описанных фраз могли вызвать у вас раздражение во время беседы?
Предполагаемая реакция собеседника на демонстрацию «красных флажков»
Как отмечалось выше, «красные флажки» есть в арсенале каждого человека. И у каждого есть свой, привычный способ реагирования на них. Какой — зависит от акцентуации характера, воспитания, личного опыта, эмоционального состояния в настоящий момент. Рассмотрим возможные способы реагирования, которые носят рефлексивный характер.
1. Внутренний дискомфорт — это первая реакция, которая появляется в ответ на демонстрацию любого из «красных флажков».
2. Агрессия. Чаще всего в ответ на провоцирующий характер «красных флажков» возникает трудно сдерживаемое раздражение, которое перерастает в агрессивное поведение.
Собеседник старается занять родительскую позицию, самоутвердиться. Это происходит оттого, что любой «флажок» воспринимается собеседником как «укол», который по закону психологического равновесия требует ответа. Агрессия может выражаться в обвинении собеседника, оскорблении.
3. Замешательство. Когда «красные флажки» появляются в речи собеседника неожиданно для нас, то такая реакция, как замешательство, будет самой естественной.
4. Оправдание. Вам может показаться, что оправдание — странная ответная реакция. Но именно она часто появляется в ответ на все шесть видов «флажков». Если рассматривать «красные флажки» как проявление доминирующей позиции собеседника, то оправдание — позиция подчинения. При таком расположении вербальных позиций сохраняется психологическое равновесие, а значит, конфликта между собеседниками не будет. При реакции оправдания наблюдается внутриличностный конфликт и дискомфорт.
5. Отзеркаливание. Люди могут демонстрировать нам наш же способ поведения. Этот способ реагирования работает и в одну и в другую сторону. Если вы хотите вызвать у кого-то чувство вины, то будете использовать тот «красный флажок», который вызывает именно у вас чувство вины.
6. Уход. Мы имеем в виду не физический, а психологический уход из ситуации. Услышав слова, вызывающие внутренний дискомфорт, собеседник может замкнуться, стать безучастным, не эмоциональным, потерять интерес к теме.
Практические задания для работы
с «красными флажками»
Наилучшим временем подготовки человека к общению являются школьные годы. В этом возрасте дети готовы к восприятию теоретических положений, восприимчивы к новому, как правило, легко и прочно усваивают установки, быстро вырабатывают навыки общения.
Каждая российская школа — это особые условия, сложившиеся традиции, стереотипы во взглядах учеников на педагогов и педагогов на учеников. Возможно, предлагаемые упражнения подойдут не всем школам и не всем учащимся. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись, в первую очередь, в расчете на учеников и педагогов, испытывающих трудности в общении.
Предлагаемая работа с «красными флажками» — не только упражнения по преодолению трудностей в общении, но и оттачивание коммуникативного мастерства. Возможно, в вашей школе игровые занятия следует провести сначала с педагогами. Это решит задачи лучшего понимания себя, приведет к осознанию причин внезапно появляющегося раздражения, будет способствовать лучшему понимания поведения учащихся, провоцирующих взрослых теми же самыми «красными флажками». Предлагаемые упражнения и игры следует преподносить с включением теоретических сообщений в соответствии с возрастными и личностными особенностями учащихся.
Предлагаемые игровые задания можно фрагментарно включать в программный поурочный материал, так как они способствуют одной из основных задач школы — развитию свободного владения речью и реализуются согласно учебным программам во всех классах в процессе школьного обучения.
Важно сформировать в ходе занятий правильное отношение к упражнениям — не как к средству, а как к цели, не потерять интерес к самому процессу общения.
Упражнение 1. Игра «Интервью звезды»
Цель: формировать умение контролировать собственную речь, осознанно пользоваться лингвистическими приемами, устранить из речи слова, раздражающие собеседника. Понять, какие слова являются «красными флажками», вызывают раздражение или неприятный осадок.
Инструкция. В группе распределяются роли, выбираются Журналисты, Звезды, Наблюдатели. В последующем учащиеся будут меняться ролями. Участники игры могут представлять в роли Звезды себя, достигшего успеха, или реально существующую мировую знаменитость. При распределении ролей и вхождении в образ приветствуется проявление творчества, привнесение аксессуаров, характерных для конкретной поп-звезды.
Журналисты. Их цель — взять интервью, «разговорить» собеседника, стараясь не употреблять «красных флажков», и научиться сдерживать свои эмоции в ответ на демонстрацию (если демонстрируют) «красных флажков».
Звезды, у которых берут интервью. Они могут быть сами собой, могут капризничать. Их задача — прислушиваться к своему эмоциональному состоянию и отмечать, какие вопросы, фразы, комментарии журналиста нравятся, а какие нет.
Наблюдатели. Задача — следить, чтобы собеседники не употребляли «красных флажков». За каждый используемый флажок участнику беседы начисляется штрафной балл. Наблюдатели отмечают, как реагирует Журналист на реплики Звезды, отмечая, что вызвало у него негативную реакцию, в ответ на какие слова и замечания появилось раздражение. Наблюдатели имеют право остановить игру, если Журналист или Звезда ведут себя грубо и вызывающе.
Ход игры. Журналисты берут интервью у Звезд на заданную тему. Наблюдатели фиксируют все острые моменты, начисляя штрафные баллы за использование «красных флажков». Игра продолжается 10 минут, затем участники меняются ролями.
После повторной смены ролей участники обсуждают ход игры, обращая внимание на слова собеседника, которые вызывали раздражение или, напротив, были приятны.
Итог. Участники должны сделать вывод о том, какие слова вызывают неприятный эмоциональный осадок, каких слов нужно избегать в общении. Победителем становится Журналист, получивший наименьшее количество штрафных баллов.
Упражнение 2. Игра «Красные флажки»
Это долгосрочная игра, развивающая привычку обращать внимание и анализировать собственную речь, делает самооценку участников игры более объективной. Помогает понять ошибки, допускаемые в коммуникации, учит становиться наблюдателем в ходе общения, способствует развитию аналитических навыков.
Описание. Каждому выдается маленький красный флажок.
Участники игры должны во время разговора с любым человеком, в том числе с педагогом, психологом, как только чувствуют негативную эмоциональную реакцию на слова, поднять красный флажок.
Задача игроков: увидев красный флажок, проанализировать, какие слова или форма преподнесения могли вызвать негативную реакцию собеседника, и попытаться исправить положение.
Рекомендуемые фразы для исправления положения:
— Мне показалось, что мои слова о … тебе не понравились.
— Мне кажется, я тебя чем-то обидел.
— Я почувствовал, что после моих слов… ты как будто закрылся.
— Я так неумело высказался, извините…
— Мои слова могли показаться вам…
— Я догадываюсь, какие слова вам не понравились, но я хотел…
Задача педагога: отметить закономерности в демонстрации флажков, тенденцию к снижению появления «флажков», определить группы, в которых затруднено понимание.
Продолжительность игры: от одного дня до одной недели.
Варианты использования: можно играть в «красные флажки» в нескольких классах одновременно и наблюдать закономерности внутри группы и во взаимодействии групп второго уровня друг с другом.
Упражнение 3. «Давайте говорить!»
Огромное количество недоразумений в общении случается из-за того, что люди не умеют слушать друг друга, и из-за того, что молчат о своих чувствах, желаниях в надежде, что другой догадается сам.
Один американский сайт ввел в 2009 году новую оригинальную услугу для тех, кого не устраивает поведение коллег по работе, их привычки или недостатки — будь то неприятный запах одеколона, манера одеваться или занудное бормотание под нос. Если вы не находите в себе сил высказать свои претензии коллеге лично, вы получаете возможность за определенную сумму отослать письмо на адрес раздражающего вас человека анонимно. Отправителю письма такая услуга приносила облегчение, а вот у получателя, кроме раздражения, ничего не вызывала.
Предлагаем игру, которая поможет сформировать привычку говорить о своих ощущениях, желаниях, не становясь при этом занудой и брюзгой.
Инструкция. Перед началом игры следует объяснить участникам, что есть ситуации, когда молчание — не золото. Это случаи, когда обиды, недоразумения, подозрения, ссоры случаются из-за недосказанности. В жизни каждого ученика найдутся примеры, подтверждающие это.
Объясните, что заявлять о своих желаниях, выяснять, если что-то неясно, необходимо. Но делать это нужно тактично и деликатно. Расскажите о трех способах, спросите, пользовались ли ученики каким-то из них. Может быть, они наблюдали, как это делают другие?
Три способа не впасть в обиду и подозрения
1. Раскрываем скрытый смысл сказанного. Если в словах собеседника есть скрытый смысл или вам кажется, что он есть, вы можете выяснить это, напрямую задав вопрос. Это можно сделать с помощью следующих фраз:
— Ты говоришь это, для того чтобы я…
— Вы хотите сказать, что…
— То есть вы думаете, что…
— Если я тебя правильно понял, ты хочешь…
2. Говорим намеками. Если вам не нравится какая-то фраза, можно намекнуть на ее раздражающий оттенок. Совсем не обязательно напрямую заявлять о том, что вы считаете высказывание глупым, несвоевременным, бестактным. Достаточно показать собеседнику, что вы заметили его раздражительность и что вам это не нравится. Ограничьтесь шуткой или фразой приблизительно такого содержания:
— Сегодня что, магнитные бури?
— Я слышала, что у Близнецов сегодня неблагоприятный день. Ты что, Близнец?
3. Говорим прямо. Всегда уместно прямо попросить о том, чего вы хотите. Сделать это тактично и деликатно в определенных ситуациях вам помогут следующие фразы.
Если раздражают вопросы или указания:
— Я плохо воспринимаю разговор в виде вопросов и указаний.
— Извините, но когда я слышу вопросы, я теряюсь, это у меня от уроков математики…
— Извините, не могли бы вы повторить то, что сказали, я теряюсь, когда слышу указания.
Если собеседник раздражает вас настолько сильно, что вы не хотите с ним общаться:
— Извините, не могли бы вы оставить меня одну.
— Извините, но мне нужно побыть одной.
— Простите, но сейчас мне не хотелось бы обсуждать этот вопрос.
— Простите, мы могли бы поговорить об этом в другой раз?
Как правило, намеки и раскрытие манипуляций воспринимаются с полуслова.
Если собеседник не понимает намека, значит, у вас есть два выхода — уйти от общения или продолжить общение, но не обижаться…
Ход игры. Участники разбиваются на несколько групп по 4–5 человек в каждой. Каждая группа придумывает ситуацию и разыгрывает ее. Задача других групп — найти наиболее эффективный способ разрядить ситуацию, не дать ей развиться в ссору или обиду, используя один из предложенных способов.
Упражнение 4.
Игра «Шаг назад — два шага вперед»
Цель: научиться в ходе беседы анализировать собственные слова, соотносить их с чувствами и ощущениями собеседника. Пытаться исправить ситуацию, если собеседник негативно воспринимает сказанное.
Ход игры
1-я часть. Все участники разбиваются на пары, становятся напротив друг друга в центре комнаты. В каждой паре начинается диалог на заданную тему. Если один из участников после произнесенных слов испытывает дискомфорт, он делает шаг назад, отдаляясь от партнера. Задача собеседника — проанализировать, какие слова, какой «красный флажок» заставил партнера сделать шаг назад, и постараться исправить ситуацию. Как только «укол» заглажен позитивной фразой, собеседник делает шаг вперед.
2-я часть. Участники фиксируют интересные психолингвистические находки, способы заглаживания промахов, определяют наиболее эффективные приемы, оценивают, насколько эти находки применимы в других ситуациях, будут ли они столь же эффективными при использовании лицом противоположного пола или в другой ситуации, с людьми другого социального статуса.
Результат игры. Игра прекращается, когда расстояние между собеседниками увеличилось более чем на 10 шагов или через 10 минут после начала. Побеждает пара с минимальной финальной дистанцией. Они объявляются «гениями общения» или «истребителями красных флажков»
Эта игра полезна всем участникам, так как все учатся анализировать сказанное, понимать причину отдаления собеседника, определять «красные флажки» в собственной речи и речи собеседника. Результатом игры должны стать психолингвистические находки, которые помогут учащимся в повседневном общении.
По завершении игры психологу нужно дать рекомендации по применению различных приемов в повседневной жизни, в общении с различными людьми. Приветствуются последующие рассказы учеников о применении найденных эффективных стратегий в обыденной жизни.
Рекомендации: при повторном проведении игры советуем победителей игры поставить в пару с самыми отдалившимися друг от друга игроками.
Практические советы школьным психологам
Использование «красных флажков» всегда вызывает неприятные эмоции у собеседника и не способствует улучшению отношений между людьми. Именно это нужно понять каждому из нас и постараться донести до учеников. Нет законов, предусматривающих наказание за сознательное использование «красных флажков» или ненормативной лексики. Наши советы предназначены для педагогов, психологов, стремящихся к совершенствованию коммуникативных навыков и осознающих факт:
Положительные изменения в мире, гармония и порядок, к которым мы так стремимся, начинаются со слов, которые мы ежедневно произносим. Слова порождают состояние и настроение, настроение порождает отношения, отношения помогают строить мир, в котором мы живем.
Итак, наши советы:
1. Наблюдайте за своей речью. И вы поймете, что вызывает раздражение у вас, что не нравится собеседнику, в каком месте беседы наступает непонимание.
2. Наблюдайте за речью других людей. Человек, пытающийся вызвать у нас определенную реакцию, например унизить, использует тот «красный флажок», который вызывает у него самого ту же реакцию. Это позволит вам услышать и осознать «красные флажки» собеседника.
3. Постарайтесь убрать «красные флажки» из своей речи. Это будет способствовать улучшению взаимоотношений в различных ситуациях общения. «Красные флажки» оказывают влияние и на собеседника, и на говорящего. То есть когда человек дает нам оценку, додумывает что-то за нас, дает указания или угрожает нам, имейте в виду — это тот фактор, который воздействует на него самого, вызывая негативные реакции. Убрав провоцирующий фактор из своей речи, вы будете удивлены, насколько приятнее и спокойнее станет общение с ранее раздражавшими вас людьми.
4. Избегайте использования глаголов в повелительном наклонении. Употребляйте, например, слово «присаживайтесь» вместо «садитесь». Сделать это легко, выполнив совет № 1.
5. Собеседник всегда прав. Примите это как истину, как приняли лозунг «Клиент всегда прав» продавцы и менеджеры супермаркетов. И в ответ на странные или непонятные заявления собеседника скажите себе: «О, как это занятно! Под таким углом зрения я еще на это никогда не смотрел!»
6. Избегайте споров. В них не рождается истина. У каждого человека свое восприятие мира, своя правда.
Даже физический мир, который мы привыкли считать объективно существующим независимо от нашего сознания, невозможно описать с точки зрения одной теории. Ученые-физики до сих пор не пришли к общему мнению и спорят о создании теории единого поля.
7. Пользуйтесь шаблонами фраз. Если общение вызывает у вас затруднения, попробуйте пользоваться шаблонами фраз. Отрепетируйте их произнесение и используйте в ситуациях, так же как вы используете слова приветствия и прощания.
ШАБЛОНЫ ФРАЗ
Искренние фразы
— Вы ведь меня знаете не первый год. (Вы меня знаете, да?)
— Умным людям проще договориться.
— Считаю, мы с вами договорились.
— Даже не знаю, говорить или нет…
— Тебе же приятно будет …
— Да что вы!
— Да ладно!
— Даже так?
— В этом моя слабость.
Фразы, заставляющие оправдываться
— Разве не так было условлено?
— Вы что, имеете к этому отношение?
— Откуда у вас такая информация?
Домыслы и предположения
— Это что, истерика?
— Сейчас вы начнете говорить, какая я плохая…
— Почему вы говорите загадками?
— Вы хотите меня оскорбить.
Угрозы
— Не заставляйте меня прибегать к активным методам; говорить с вами грубо; называть вещи своими именами…
— Зачем вам брать на себя больше, чем вы можете вынести; дополнительную ответственность; больше, чем нужно; чужие грехи…
— Вам что, деньги не нужны; надоело спать спокойно; своих забот мало; не хватает неприятностей; нужны чужие проблемы?..
— Вы что, хотите сорвать выступление; оскорбить меня; казаться смешным?..
— Что вы будете делать, если провалите выступление; окажетесь в дураках; не сделаете этого?..
Фразы, повышающие собственную значимость
Эффект достигается не только за счет использования эмоционально сильных прилагательных рядом с местоимением «Я», но и за счет противопоставления «Я — вам», «Я — ваш» и т.д. Фраза выглядит, как «Я — сильный, вы — нет».
— Мне понятен ваш вопрос (намек, позиция).
— Я утверждаю, что…
— Я, в отличие от многих, вижу разницу между…
— Мои иллюзии по поводу правового государства остались в комсомольской юности, а вы, видимо, до старости сохраните детские болезни.
Согласие через отрицание
— Вы переживали после этого события?
— Не только после, но и до!
— Они не могут не быть!
Фразы — уход от ответа
— Вы пользуетесь?
— Как же, попользуешься!
— Жизнь покажет, посмотрим!
Любой вопрос — это уход от ответа.
Материалы для работы со школьниками
Экспресс-ответы
Почему люди ругаются матом?
От глупости, трусости или никчемности.
В юриспруденции есть понятие «хулиганство», или немотивированное преступление. У хулигана нет цели ограбить, убить, ликвидировать материальную ценность. Хулигану нет никакого дела до своей жертвы, до окна, которое он бьет, или до дерева, которое он ломает. Хулиган совершает преступление, по его собственным словам, либо по глупости, либо по пьянке (что, впрочем, одно и то же), либо из желания быть значимым в глазах окружающих или в своих собственных глазах. Хулиганство — бич России, особенно среди подростков и социально не утвержденных групп. Мат — это вербальное хулиганство, когда человек идет против законов, установленных в обществе. И делает он это по тем же причинам, что и хулиган, — из неспособности выразить себя другим способом.
Сленг — это хорошо или плохо?
Если явление существует, значит, оно выполняет определенные полезные функции. Есть люди, которые сленговые выражения создают, используют, и обязательно найдутся люди, которым это явление не нравится. На самом деле сленг как явление нейтрален. А эмоциональное убеждение по поводу того, «хорошо» это или «плохо», как и в случаях использования атомной энергии, зависит от того, кто употребляет, где, в каком количестве и с какой целью.
Для чего нужен сленг?
Для упрощения общения.
Для быстрого и точного названия, определения нового явления или предмета.
Для самоидентификации, для демонстрации своей принадлежности к определенной профессиональной или неформальной группе.
Для диагностики «своих» и «чужих». Сленг как бы очерчивает границы языкового поля определенной профессии или другой групповой принадлежности. Если человек не использует и не понимает сленга данной группы — он «чужой».
Надеемся, что после знакомства с этим материалом вы научитесь спокойно реагировать на «красные флажки» и научите этому своих учеников. Вы будете защищены от негативной эмоциональной реакции, которую будет пытаться вызвать у вас собеседник, сможете выбрать тип поведения, необходимый в данный момент, и научите этому своих учеников.