ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе
профессионального мастерства
«Педагог-психолог России — 2009»
Настоящее Положение определяет цели и задачи
Всероссийского конкурса профессионального
мастерства «Педагог-психолог России — 2009» (далее
— Конкурс), порядок его организации, проведения,
подведения итогов и награждения победителей.
I. Общие положения
1.1. Конкурс проводится совместно
Общероссийской общественной организацией
«Федерация психологов образования России», ГОУ
ВПО «Московский городской
психолого-педагогический университет», Центром
практической психологии образования при
поддержке Департамента государственной
политики в сфере воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей
Министерства образования и науки Российской
Федерации.
1.2. Конкурс является практической программой,
ориентированной на повышение профессионального
уровня и наиболее полной реализации творческого
потенциала психологов образования России,
развитие Службы практической психологии
образования, пропаганду психологических знаний
как обязательной составляющей образовательной
деятельности, способствующей повышению
гуманистической направленности, эффективности,
конкурентоспособности российского образования.
II. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях повышения
профессионального уровня и наиболее полной
реализации творческого потенциала психологов
образования России, повышения престижа службы
практической психологии в системе образования
Российской Федерации
2.2. Задачами Конкурса являются:
• создание условий для самореализации
специалистов, раскрытия их творческого
потенциала;
• выявление талантливых педагогов-психологов
системы образования Российской Федерации, их
поддержка и поощрение;
• распространение передового опыта работы
педагогов-психологов образовательных
учреждений всех типов и видов на всех
образовательных уровнях.
III. Учредители Конкурса
3.1. Конкурс учрежден Общероссийской
общественной организацией «Федерация
психологов образования России», ГОУ ВПО
«Московский городской психолого-педагогический
университет», Центром практической психологии
образования при поддержке Департамента
государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и социальной защиты
детей Министерства образования и науки
Российской Федерации.
IV. Организационный комитет Конкурса
4.1. Для организации и проведения Конкурса
создается Организационный комитет Конкурса
(далее — Оргкомитет), в состав которого входят
представители Министерства образования и науки
Российской Федерации, Общероссийской
общественной организации «Федерация психологов
образования России», ГОУ ВПО «Московский
городской психолого-педагогический
университет», Центра практической психологии
образования.
V. Участники Конкурса
5.1. В Конкурсе принимают участие победители
региональных конкурсов профессионального
мастерства.
5.2. Направление на участие в Конкурсе
осуществляется организационными комитетами
региональных конкурсов профессионального
мастерства.
5.3. Участие в Конкурсе является сугубо
добровольным.
5.4. Участники Конкурса обязаны представить
полный комплект Конкурсной документации в
соответствии с п. 8.1. настоящего Положения в
установленные Оргкомитетом сроки.
VI. Жюри Конкурса
6.1. В целях оценки достижений в
профессиональной и общественной деятельности
участников финала и выбора победителей
создается Жюри Конкурса (далее — Жюри).
6.2. Состав Жюри, а также изменения в нем
определяются Оргкомитетом.
6.3. Жюри формируется из нечетного количества
членов с равными правами.
6.5. До начала Конкурса проводится
инструктивно-методическое совещание Жюри, на
котором обсуждаются процедура судейства и все
организационно-технические вопросы.
6.6. За организационно-техническое обеспечение
деятельности Жюри отвечает Оргкомитет Конкурса.
6.7. В состав Жюри входят ведущие ученые и
практики в сфере психологии образования из 7
регионов Российской Федерации (по одному
представителю из каждого федерального округа).
6.8. Права и обязанности членов Жюри
6.8.1. Члены Жюри обязаны:
• соблюдать данное Положение;
• использовать в своей работе критериальный
аппарат, утвержденный Оргкомитетом Конкурса;
• голосовать индивидуально и открыто;
• не пропускать заседания без уважительной
причины;
• не использовать без согласия авторов
представленные на Конкурс материалы и сведения.
6.8.2. Члены Жюри имеют право:
• вносить предложения Оргкомитету о поощрении
участников финала Конкурса специальными
призами.
6.8.3. Председатель Жюри обязан:
• обеспечивать соблюдение настоящего
Положения;
• координировать работу Жюри Конкурса.
6.8.4. Председатель Жюри имеет право:
• проводить открытые обсуждения с членами Жюри
после каждого конкурсного задания;
• делегировать часть своих обязанностей
заместителям.
6.9. Результатом работы члена Жюри является
заполненная и подписанная оценочная ведомость.
Оценочные ведомости выдаются каждому члену Жюри
перед началом работы. После каждого конкурсного
задания оценочные ведомости заверяются подписью
председателя Жюри и передаются в Счетную
комиссию.
6.10. Заполненные членами Жюри оценочные
ведомости архивируются Оргкомитетом и могут
быть подвергнуты анализу после завершения
Конкурса.
VII. Счетная комиссия
7.1. В целях исключения субъективного фактора
при осуществлении технических функций,
связанных с выявлением победителя Конкурса
(жеребьевки участников, подсчета баллов по
результатам выполнения заданий, ранжирования
участников и т.д.), создается Счетная комиссия.
7.2. В начале каждого тура Конкурса Счетная
комиссия проводит жеребьевку для определения
очередности участников при выполнении заданий и
заносит данные в Протокол жеребьевки участников
Конкурса (Приложение 4).
7.3. Каждому участнику по завершении выполнения
задания Конкурса членами Жюри выставляются
оценки. Счетная комиссия суммирует набранные
баллы и оглашает результат.
7.4. По завершении выполнения заданий всеми
участниками Конкурса Счетная комиссия собирает
оценочные ведомости у членов Жюри и составляет
протокол оценки результатов выполнения заданий,
в котором производит ранжирование участников с
учетом количества набранных баллов, а также
отбирает 10 (десять) полуфиналистов Конкурса.
7.5. Процедура работы Жюри и Счетной комиссии
может быть зафиксирована Оргкомитетом Конкурса
на видеопленку, которая архивируется и может
быть использована для разрешения конфликтов и
протестов против нарушения настоящего
Положения.
7.6. В Протоколе оценки заданий каждого тура
Счетная комиссия составляет рейтинг участников,
на основании которого оформляются рейтинговые
бюллетени.
7.7. По окончании первого и второго туров Счетная
комиссия оформляет и вывешивает рейтинговые
бюллетени для информирования всех
заинтересованных сторон.
VIII. Организация Конкурса
8.1. Конкурс проводится с 27 сентября по
3 октября 2009 года в г. Сочи Краснодарского
края.
8.2. Прием и регистрация заявок для участия в
Конкурсе осуществляется Оргкомитетом с
1 апреля по 1 сентября 2009 года по адресу:
127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29,
Федерация психологов образования России (на
конкурс «Педагог-психолог России — 2009»).
Подробная информация по телефону: (495) 629-63-73,
8-916-513-12-71.
IX. Требования по оформлению Конкурсной
документации
9.1. Для регистрации участники Конкурса
представляют в Оргкомитет Конкурсную
документацию на бумажном носителе в следующем
составе:
9.1.1. Представление конкурсанта, заверенное
подписями руководителя органа управления
образованием субъекта Российской Федерации и
председателя оргкомитета регионального
конкурса профессионального мастерства, а также
печатью органа управления образованием субъекта
Российской Федерации (Приложение 1).
9.1.2. Личное заявление конкурсанта на участие в
Конкурсе (Приложение 2).
9.1.3. Анкета участника Конкурса (Приложение 3).
9.1.4. Цветная фотография (21 х 29 на бумажном
носителе и в электронном виде в файле с
расширением .tiff или .jpg объемом не более 0,5 мгб) для
оформления информационно-презентационных
материалов Конкурса и размещения на
Интернет-портале «Российская психология» www.rospsy.ru.
9.1.5. Резюме педагога-психолога для оформления
информационно-презентационных материалов
Конкурса и размещения на Интернет-сайте www.rospsy.ru.
• резюме должно представлять собой изложение
профессиональных достижений, подкрепленных
аргументами и доводами, основная цель резюме —
всесторонне представить опыт работы конкурсанта
в Службе практической психологии образования в
лаконичной форме;
• работа должна быть оформлена с помощью
компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических;
• объем резюме не более 2 тысяч знаков с
пробелами.
9.1.6. Список научных статей и публикаций (если
они есть), оформленный с учетом всех
библиографических требований.
9.1.7. Описание психолого-педагогической
технологии работы Конкурсанта (объем не более
20 тысяч знаков с пробелами).
9.1.8. План-конспект занятия, урока, тренинга и т.п.
(объем не более 10 тысяч знаков с пробелами).
X. Процедура отбора
10.1. Первый тур
10.1.1. Цель: Знакомство с участниками Конкурса,
оценка коммуникативных навыков.
10.1.2. Очередность выступления участников на
первом туре осуществляется открытой
жеребьевкой, проводимой Счетной комиссиеей.
10.1.3. На первом туре Жюри оценивает выполнение
задания «Визитная карточка». Продолжительность
— 5 минут.
Задание выполняется без использования
технических средств (компьютерной презентации,
презентационного видеоролика и т.п.).
10.1.4. По итогам первого тура Счетная комиссия
составляет протокол оценки задания первого тура.
Протокол заверяется подписью председателя
Счетной комиссии.
10.1.5. Полуфиналистами Конкурса признаются 10
участников, набравших наибольшее количество
баллов. Полуфиналисты принимают участие во
втором туре Конкурса.
10.2. Второй тур (полуфинал)
10.2.1. Цель тура: оценить уровень
профессионального мастерства
педагога-психолога.
10.2.2. Очередность выступления участников на
втором туре осуществляется открытой
жеребьевкой, проводимой Счетной комиссией.
10.2.3. На втором туре Конкурса Жюри оценивает
выполнение задания «Защита
психолого-педагогической технологии».
Продолжительность — 15 минут.
10.2.4. На втором туре результаты первого тура не
учитываются.
10.2.5. По итогам второго тура Счетная комиссия
составляет протокол оценки заданий второго тура.
10.2.6. Финалистами Конкурса признаются 3
участника, набравших наибольшее количество
баллов.
10.3. Третий тур (финал)
10.3.1. Цель тура: выявить победителя Конкурса.
10.3.2. Очередность выступления участников на
третьем туре осуществляется открытой
жеребьевкой, проводимой Счетной комиссией.
10.3.3. На третьем туре Конкурса Жюри оценивает
выполнение задания «Открытое занятие». Общая
продолжительность выполнения задания —
35 минут (25 минут — занятие и 10 минут —
самоанализ).
10.3.4. На третьем туре результаты второго тура не
учитываются.
10.3.5. По итогам третьего тура Счетная комиссия
составляет протокол оценки заданий третьего
тура.
10.3.6. Участнику, набравшему максимальное
количество баллов, присуждается I место. Он
признается победителем Конкурса.
В соответствии с количеством набранных баллов
присуждаются II и III места (лауреаты Конкурса).
XI. Награждение победителей
11.1. Победители награждаются специальными
дипломами и памятными подарками.
11.2. Жюри имеет право учредить не более
7 специальных номинаций Конкурса, победители в
которых награждаются специальными дипломами
Конкурса (дипломанты Конкурса).
11.3. Спонсоры по согласованию с Оргкомитетом и
Жюри могут устанавливать собственные призы и
награды победителям и дипломантам Конкурса.
XII. Финансирование Конкурса
12.1. Финансовая база Конкурса складывается из
спонсорских средств, средств органов управления
образованием субъектов Российской Федерации,
направляющих победителей региональных
конкурсов профессионального мастерства для
участия в Конкурсе, других источников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Анкета
АНКЕТА
участника Всероссийского конкурса
профессионального мастерства
«Педагог-психолог России — 2009»
1 |
Фамилия |
|
2 |
Имя |
|
3 |
Отчество |
|
4 |
Дата рождения |
|
5 |
Регион |
|
6 |
Населенный пункт |
|
7 |
Учреждение |
|
8 |
Образование (ВУЗ
и год окончания) |
|
9 |
Специальность по диплому |
|
10 |
Стаж работы
педагогом-психологом |
|
11 |
Квалификационная
категория |
|
12 |
Разряд |
|
13 |
Звание, награды |
|
14 |
Домашний телефон |
|
15 |
Рабочий телефон |
|
16 |
E-mail |
|
Подпись____________________/__________________/
«___»__________2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Задания трех туров
Задание I-го тура «Визитная
карточка»
Оценка: от 2 до 6 баллов.
Время выполнения — 5 минут.
Критерии оценивания:
1. Общая культура (речь, манера поведения,
внешний вид)
2. Содержательность выступления
(профессионализм, личная позиция, неординарность
и творческий подход)
3. Логичность в построении выступления
4. Соблюдение регламента
Задание II-го тура
«Защита психолого-педагогической технологии»
Оценка: от 2 до 6 баллов. Время выполнения — 15
минут.
Критерии оценивания:
1. Общая культура (речь, манера поведения,
внешний вид)
2. Профессиональная компетентность
3. Теоретическая подготовленность в сфере
психологии и педагогики
4. Уровень практического владения
представляемой психолого-педагогической
технологией
5. Целесообразность решения данной задачи
предлагаемым конкурсантом методом
6. Методическая компетентность (адекватность
применяемых методик и технологий поставленной
задаче, целесообразность использования
предлагаемого метода для решения поставленной
задачи)
7. Корректность в использовании
психолого-педагогических методик и технологий
8. Соблюдение этических норм
9. Представленность авторской позиции
10. Соблюдение регламента
Задание III-го тура «Открытое
занятие»
Оценка: от 2 до 6 баллов. Время выполнения — 45
минут.
Критерии оценивания:
1. Общая культура (речь, манера поведения,
внешний вид)
2. Логичность в построении занятия
3. Коммуникативная компетентность (умение
слушать, слышать, устанавливать контакт,
адекватно реагировать, умение общаться с
аудиторией)
4. Общая эрудиция
5. Профессиональная компетентность в сфере
психологии и педагогики
6. Уровень профессионального психологического
мастерства, владение современными
педагогическими и психологическими
технологиями (индивидуальный личностный подход,
разноуровневая дифференциация и др.)
7. Методическая компетентность (соответствие
применяемых форм работы поставленным целям и
задачам, использование способов, методов и
приемов, обеспечивающих эффективность занятия,
создание психологического комфорта)
8. Владение навыками коммуникативного
взаимодействия (присоединение, тактичность,
эмоциональность, принятие, толерантность,
культура речи)
9. Соответствие применяемых форм работы
целеполаганию и их эффективность
10. Использование различных способов мотивации
и поощрения обучающихся во время занятия,
поддержание психологического комфорта.
11. Рациональное использование времени и смена
видов деятельности
12. Степень психолого-педагогического,
эстетического и воспитательного воздействия
13. Достижение поставленной цели
14. Соблюдение регламента