|
||
Хрестоматия по детской психологии:
|
Ред-сост. Г.В. Бурменская
|
Хрестоматии справедливо относятся к разряду учебных изданий, именно поэтому они привлекают внимание преимущественно студентов и преподавателей. Что касается профессиональных психологов, то они либо хорошо знакомы с классическими текстами, либо привыкли обходиться без обращения к первоисточникам. Возможна и компромиссная позиция, предполагающая глубокое изучение не всех фундаментальных трудов, а лишь имеющих непосредственное отношение к содержанию собственной работы.
Что касается данной хрестоматии, то она позволяет широкому кругу практикующих психологов не потеряться среди большого числа советов и рекомендаций и понять, как следует себя вести в ходе общения с детьми, их родителями и педагогами и почему именно так.
Издание имеет четко выраженную структуру, и читателю не составит труда найти те работы, которые представляют для него интерес. Первые два раздела объединяют в себе материалы по теоретическим вопросам детской психологии. Однако даже в этих, на первый взгляд далеких от образовательной практики, исследованиях содержится немало заключений, позволяющих подойти к решению конкретных задач. Например, классик отечественной психологии А.В. Запорожец отмечает определяющее влияние раннего опыта общения с близкими на эмоциональное благополучие не только подростка, но и взрослого человека, который может так и не научиться радоваться или печалиться вместе с другими людьми. На этих страницах, по сути, содержится ответ в том числе и на вопрос о том, может ли няня заменить ребенку маму.
Хочется обратить особое внимание на помещенные в хрестоматии работы по психологии подросткового и юношеского возраста. В школе психологу часто приходится общаться с так называемыми трудными подростками, и очень часто от него ждут невозможного: сделать из непослушного удобного в общении и хорошо успевающего. В этих ситуациях психологи, чувствуя собственную несостоятельность, порой готовы признать себя профессиональными неудачниками и даже отказаться от выбранной профессии. На самом деле подобные чувства свидетельствуют лишь о том, что они недостаточно усвоили азы возрастной психологии. С выходом в свет хрестоматии появляется возможность пополнить свои знания. В книгу, в частности, вошли фрагменты трудов Э. Эриксона и Р. Бернса. В их работах речь идет о формировании чувства идентичности, источником которого выступает опыт общения со взрослыми и сверстниками. Если в младшем возрасте мировосприятие ребенка целиком зависит от мнения близких взрослых, то впоследствии мир ребенка расширяется и для него значимыми становятся оценки других взрослых и сверстников. Если эти оценки не согласуются или, что еще хуже – противоречат друг другу, тогда и возникают хорошо знакомые трудности самоопределения. И в этом случае от психолога требуется прежде всего объяснить ситуацию родителям, а не пытаться исправить ее собственными силами, которых явно недостаточно.