Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Читатель на приеме/обратная связь

Куда привезет нас желтый автобус?

Попробуем разобраться

Известно, что многие учителя, поработавшие вне школы, там, где нет присущих учительской профессии постоянных ответственности, напряжения и бесправия, как правило, очень редко возвращаются назад, в школу. Сегодня часто можно видеть переквалифицировавшихся учителей в чиновничьих заводях, в различных ветвях различной власти. Не такой спрос, не такие доходы, не такое будущее...

Но сегодня не об этом. Сегодня речь о желтом автобусе. Существует, как минимум, два диаметрально противоположных мнения о приоритетном направлении в развитии системы образования в нашей стране, — направлении, которое так и принято называть: «Школьный автобус». Первое мнение — официальное. Второе — правильное.

Официальное не основывается на фактах, а зачастую просто выдает желаемое за действительное, захлебывается дифирамбически-панегирической эйфорией, хотя радоваться, в общем-то, нечему. Вдохновители проекта «Школьный, автобус» надеются на то, что рано или поздно болтовня «материализуется», ее количество перейдет в некое качество — люди будут верить не тому, что есть в действительности, а тому, что им внушается, они поверят в успехи, которых не существует...

Попробуем разобраться, что же это за проект — «Школьный автобус», желтый автобус.

Желтый автобус — это преимущественно сельский транспорт, предназначенный для перевозки детей из небольших сел в одно большое, в котором располагается так называемая базовая школа.

Совсем недавно в школы начали поступать автобусы различных марок и различной вместимости — с соответствующей надписью на борту. Но это, как правило, не специальный автотранспорт, а серийный, что создает известные проблемы и неудобства. Не всегда отвечает высоким требованиям и качество таких автобусов, хотя ожидалось как раз обратное — ведь на кону жизнь и здоровье детей.

Появление своего автобуса у школы — очередная «головная боль»: нужен гараж, причем достаточно теплый в зимнее время, нужен соответствующий обслуживающий персонал, не говоря о водителе, и многое другое. И уже сегодня многие сельские школы столкнулись с проблемами, которые легко прогнозировались еще до запуска проекта: у школ нет денег на заправку автобуса бензином, нет денег на запчасти и пр. Здесь виноваты, очевидно, не школы, а администрация района, города и т.п., но разве от понимания этого кому-нибудь легче? Если бы с глав соответствующих администраций спрашивали по-настоящему, строго за недофинансирование проекта «школьный автобус»...

Опасная тенденция

Что же несет с собой проект «Школьный автобус»?

Желтый автобус — это значит закрытие «неперспективных» школ, что приведет к вымиранию сел и деревень. Известно, что за не очень продолжительный постсоветский период в России исчезло с лица земли 16 тысяч сел и деревень.

Желтый автобус — это удар по сельской семье, ибо проект этот действует разлагающе на сельские семьи, девальвирует роль родителей в воспитании своих чад, снимает с родителей ответственность за своих детей. Это очень опасная тенденция. А проявляет она себя так. Представьте себе небольшое село, в котором есть начальная школа, имеются учителя для работы в ней. И малыши могли бы здесь учиться хотя бы в течение двух-трех лет. Ведь у них всего-то по 3 —4 урока в день, так что после окончания школьных занятий они могут пораньше вернуться домой, поесть, поиграть.

Однако родители чуть ли не силком отправляют своих малышей в другую школу на желтом школьном автобусе — отправляют на многие часы прочь, хотя большинство женщин в таких селах в наше время нигде не работают.

А если ребенок уезжает в другую школу на 7 —8 и более часов, то у родителей появляется много времени, свободного от их собственных детей, — делай что хочешь! При этом и за учебу, и за питание, и за поведение их детей будут отвечать совсем другие люди, а с родителей нет практически никакого спроса. Такое вольготное положение просто не может не действовать разлагающе — родители стремятся отдыхать от своих детей все чаще и все дольше... Результат деградации семьи и ее воспитательной роли очевиден — неблагополучие в семьях, безнадзорность детей.

Желтый автобус — нововведение, касающееся прежде всего сельских детей. У них и без этого жизнь не слишком радостная — она несопоставимо беднее во всех смыслах, чем жизнь их городских сверстников. А каково их будущее?

Дети, родившиеся на селе, — как им не повезло в жизни! Какое у них будущее? Ведь на селе есть лишь одна альтернатива — остаться или уехать в город. Остаться — значит сполна испить горькую чашу безработного или влачить нищенское существование без какой-либо надежды изменить что-то в лучшую сторону. Уехать в город — значит попасть туда, где, может быть, и нужны твои руки, да только сам ты не нужен. Выходцы из села выполняют самую неквалифицированную, грязную работу, от которой горожане отказываются, им приходится снимать жилье, отдавая значительную часть своей небольшой зарплаты. Квартирный вопрос становится для них, выходцев из села, неразрешимой проблемой.

Утренний автопроменад

Но вернемся к нашей теме.

Представим себе общероссийскую ситуацию: пусть между маленьким селом, из которого нужно везти детей, и большим селом, где располагается базовая школа, приблизительно 15 км. Это значит, что, с учетом качества российских дорог, путь из малого села до базовой школы длится приблизительно 20 —30 минут. Таким образом, ученикам, в том числе и маленьким, придется вставать утром намного раньше, чтобы вовремя успеть на место сбора к приезду автобуса. Как правило, место отправки далеко не оборудовано соответствующим образом — нет защиты от мороза, ветра, дождя...

Далее детей ждет поездка по нашим сельским дорогам — пыль, кочки и ямки, выхлопные газы в кабине автобуса. Вряд ли такой утренний автопроменад будет способствовать хорошей учебе детей-путешественников. Честно признаться, не всякому взрослому такие поездки придутся по душе, а также будут способствовать повышению производительности труда. Да еще чуть ли не каждое утро...

Любая поездка — это риск, особенно зимой. Вдруг автобус занесет во время гололеда, или он увязнет в снежном заносе, или у него заглохнет мотор; да мало ли что еще может случиться.

Кроме того, уроки у детей из разных классов заканчиваются по-разному: у одних меньше уроков, а у других, напротив, много. Местные ребятишки, у которых занятия закончились, могут тут же пойти домой. А куда податься, так сказать, прибывшим на школьном автобусе? Им всем приходится ждать, иногда в течение нескольких часов — под присмотром педагогов или без — окончания всех уроков во всех классах, потому что только по окончании всех занятий в школе автобус повезет прибывших из малого села учеников назад в это село. И можно только представить себе, насколько удлиняется и становится тяжелей каждый такой рабочий, простите, учебный день для приезжающих на занятия из другого села детей.

А что значит «находиться под присмотром педагогов», да еще в течение нескольких часов чуть ли не ежедневно? Ведь это психологическая нагрузка, давление на психику ребенка. Ведь даже взрослого человека нахождение «под надзором» изнуряет. А каково детям? Притом, как правило, это учащиеся младших классов, поскольку именно у них чаще всего уроки в школе заканчиваются раньше, чем у остальных. А затем — посадка в автобус, перекличка и обратный путь — еще 20 —30 минут по кочкам и ямкам, в шуме и пыли.

Зачастую детям не удается погулять, поиграть на свежем воздухе: они рано уезжают в школу, где находятся фактически весь световой день, который не очень велик осенью и весной, не говоря уж о зиме, а возвращаются из школы тоже поздно, когда уже смеркается. Значит, желтый автобус сокращает время пребывания детей на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии.

В течение дня дети проезжают десятки километров, вынуждены заниматься несколько часов подряд напряженным умственным трудом, не имеют возможности полноценно выспаться... А в течение месяца, года, всего времени учебы в школе — как влияют все эти факторы на детей и на их здоровье? Что получается в итоге, к выпускному классу?

Кто нас услышит?

Еще раз хочется подчеркнуть, что такая нелегкая судьба уготована у нас в стране в основном сельским детям. И похоже, только их право на достойное образование у нас в стране интерпретируется таким образом, что пора уже, кажется, поставить вопрос о защите этого права.

Как только в одной из городских школ произошло обрушение и встал вопрос о школьном автобусе, то есть о том, что учащихся из этой аварийной школы необходимо возить в соседние, возмущению и несогласию с таким решением не было предела. Возмущались прежде всего сами ученики, а также их родители. Все были против таких поездок: помимо неудобств, связанных с самой поездкой и с ожиданием отправки автобуса, такой режим, по мнению взрослых и детей, должен неминуемо отрицательно сказаться на здоровье детей, на их успеваемости и, в конечном счете, на их будущем.

Городские дети и их родители заявили о своих правах, о своем мнении — их услышали. А кто услышит сельских ребят и их родителей? Никто у нас в стране не желает ни слышать сельских жителей, ни знать их мнение. И это касается, разумеется, не только проекта «Школьный автобус».

Итак, к проекту «Школьный автобус» хватает вопросов, на которые хотелось быполучить внятные и исчерпывающие ответы.

Гладко было на бумаге…

Хочу остановиться еще на одной особенности проекта «Школьный автобус», которая не может не шокировать людей, работающих с детьми, — это то, как проект внедряется. Создается впечатление, что внедрение осуществляется директивно, что данный проект, складно сочиненный «на бумаге», не проходил предшествующей его внедрению апробации, которая могла бы выявить его сильные и слабые стороны, что не подводились предварительные итоги, не учитывались последствия, включая и те, которые могут проявить себя в перспективе. А ведь речь идет о будущих гражданах нашей страны — о детях, а значит — о будущем всей страны. Если все же проводились какие-либо исследования, если изыскания теоретиков были подтверждены практической деятельностью, то почему об этом нигде не сказано и не написано? И как долго проверялась теория практикой, если она все-таки проверялась ею? Об этом ничего не известно.

Очень интересными могут быть мнения детских и подростковых психиатров и школьных психологов: может ли отразиться на психике учащихся и как такой режим учебы, который устанавливается проектом «Школьный автобус» (который был в общих чертах описан выше)? И что станет с психикой детей к выпускному классу, если они будут учиться в таких условиях?

Выражая желание узнать мнение этих специалистов касательно проекта «Школьный автобус» и его последствий для учащихся-путешественников, неизменно ловишь себя на мысли: а позволят ли специалистам высказаться открыто и правдиво? Ведь была у нас в Москве когда-то Всероссийская конференция учителей, в работе которой принимали участие лучшие учителя со всей страны, которые что-то обсуждали, что-то принимали... Где теперь все это?

Итак, речь идет об апробации, о практике. Думается, что профессионалы должны здесь сказать свое веское слово — и опытные педагоги, и детские психологи, и все, кто имеет отношение к непосредственной работе с детьми. Может быть, действительно проводились испытания проекта? Может быть, мы просто не в курсе? В таком случае хотелось бы узнать, как и где они проводились и каковы их результаты?

Более того, особенно когда речь идет о детях, любые исследования и проекты должны сопровождаться данными об авторах и вдохновителях — имена, должности. Так сказать, страна должна знать своих героев. Анонимность развращает — нет ни ответственности, ни ответственных. А ведь речь-то идет о судьбах детей.

Может быть, тогда поубавится панегириков и эйфории, а взрослым дядям и тетям, разработавшим и лоббирующим проект «Школьный автобус», хотелось бы посоветовать следующее: испробуйте «достоинства» проекта на себе, любимых, или на своих не менее любимых чадах и посмотрите, что станется с вами через несколько месяцев и лет. Как будет после таких поездок в желтом автобусе работать голова, что станет с их психикой? Только чтобы все было по-честному, как говорится, без отлучек, от звонка до звонка, многие дни и годы! Чтобы и шуму наслушаться, и пыли вперемешку с выхлопными газами наглотаться, и не высыпаться, и маяться в ожидании отправки домой по несколько часов в день. Думается, что эйфория заметно поубавилась бы или даже исчезла вовсе. И тогда крепко задумались бы о судьбе детей, прежде всего сельских, и о самом желтом автобусе — о его целесообразности.

Статья подготовлена при поддержке официального интернет-магазина компании «Reebok». Если Вы решили приобрести качественные и надежные кроссовки, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Reebok.Ru». Перейдя по ссылке: «кроссовки reebok classic купить», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать трендовые кроссовки по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Reebok.Ru.

С уважением,
Василий Алексеевич КЛОКОВ,
село Краснощеково,
Алтайский край