ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 3 (23)
Татьяна ВДОВЕНКОВА,
педагог-психолог
Осенне-зимники
О положении в группе ребенка,
родившегося в сентябре–декабре
Проблемы
шестилеток изучаются и часто освещаются в
печати. Придя в качестве педагога-психолога
работать в детский сад, я обратила внимание на
одну из таких проблем. Трудности ребенка, не
усваивающего программу в силу того, что он еще не
дорос до нее, начинаются гораздо раньше и носят
системный характер (коллеги-психологи
подтверждают это).
Проведя в детском саду
психолого-педагогическую диагностику и
паспортизацию детей, мы с воспитателями выделили
категорию малышей с ярко выраженными
психологическими проблемами (конфликтность,
агрессивность, тревожность, страхи, отставание
от сверстников в развитии и др.). Я обнаружила, что
половина из них родились в том же году, что и
остальные дети группы, но в сентябре—декабре.
Общеизвестно, что чем младше дети, тем ощутимее
разница в развитии ровесников, если один из них
старше даже на месяц-другой.
В детский сад ребенка приводят в два года (а
порой и раньше). При этом в группе оказываются
дети, родившиеся в январе (им на момент
поступления может быть два года восемь месяцев),
и дети, которым два года только исполнится в
сентябре—декабре. Таким образом, разница в
возрасте получается почти год.
Как себя чувствует ребенок в группе, где
большинство детей превосходят его в силе,
ловкости, сообразительности? Как скажется
ощущение дискомфорта, связанного с
неуспешностью во многих видах деятельности, на
формировании его личности? А на состоянии
здоровья? Известно, что ребенок, поступивший в
детский сад, не всегда готов к такого рода
испытаниям и нередко переживает стресс.
Необходимо учитывать, что в настоящее время
дошкольные детские учреждения выполняют
серьезные образовательные программы,
рассчитанные на средний (а может, и выше) уровень
развития, соответствующий определенному
возрасту. Если же ребенок не дорос до этого
возраста, если к тому же у него слабое здоровье
(что, к сожалению, не редкость) или
неблагополучная семья, которая ему не помогает (и
это, к сожалению, случается), он оказывается в
неблагоприятных условиях, не адекватных его
уровню развития.
Надо сказать, что и среди конфликтных детей
также немало октябрьско-декабрьских, которые
младше остальных в группе. Так они реагируют на
испытываемый ими дискомфорт.
Реакция
администрации детского учреждения на
обозначаемую проблему — нежелание ее видеть
либо неудовольствие. Ведь государству ребенок в
детском саду обходится дороже, чем школьник, и
задача заведующей — побыстрее передать его
школе.
Беда еще и в том, что родители в силу своей
молодости, неопытности не видят проблемы. Порой
именно их амбициозность является причиной того,
что ребенок оказывается в невыгодной для себя
ситуации. Иногда материальное положение семьи
вынуждает родителей отдавать ребенка в детский
сад до того, как ему исполнится два года, и,
соответственно, в школу с шести лет.
Большого труда стоит помочь им поставить себя
на место их собственного ребенка, почувствовать
его переживания. Многие современные мамы и папы,
будучи сами единственным ребенком в семье, не
склонны к эмпатии. Если же это все-таки удается и
ребенок оказывается в среде, более подходящей
для него, многие проблемы снимаются, особенно
если это делается своевременно.
Конечно, есть люди (в том числе и маленькие,
вероятно, тоже), которых трудности только
закаляют. Но много ли таких среди современных
детей с их «букетом» врожденных заболеваний?
Считаю, что необходимо очень осторожно, в
качестве исключения, зачислять детей, родившихся
в сентябре—декабре, в группы, где они будут
самыми младшими. Пусть лучше они получат шанс
стать успешнее других в силу их старшинства в
группе.