Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Газета в газете

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 3 (23)

Татьяна ВДОВЕНКОВА,
педагог-психолог

 

Осенне-зимники

О положении в группе ребенка,
родившегося в сентябре–декабре

Проблемы шестилеток изучаются и часто освещаются в печати. Придя в качестве педагога-психолога работать в детский сад, я обратила внимание на одну из таких проблем. Трудности ребенка, не усваивающего программу в силу того, что он еще не дорос до нее, начинаются гораздо раньше и носят системный характер (коллеги-психологи подтверждают это).

Проведя в детском саду психолого-педагогическую диагностику и паспортизацию детей, мы с воспитателями выделили категорию малышей с ярко выраженными психологическими проблемами (конфликтность, агрессивность, тревожность, страхи, отставание от сверстников в развитии и др.). Я обнаружила, что половина из них родились в том же году, что и остальные дети группы, но в сентябре—декабре. Общеизвестно, что чем младше дети, тем ощутимее разница в развитии ровесников, если один из них старше даже на месяц-другой.

В детский сад ребенка приводят в два года (а порой и раньше). При этом в группе оказываются дети, родившиеся в январе (им на момент поступления может быть два года восемь месяцев), и дети, которым два года только исполнится в сентябре—декабре. Таким образом, разница в возрасте получается почти год.

Как себя чувствует ребенок в группе, где большинство детей превосходят его в силе, ловкости, сообразительности? Как скажется ощущение дискомфорта, связанного с неуспешностью во многих видах деятельности, на формировании его личности? А на состоянии здоровья? Известно, что ребенок, поступивший в детский сад, не всегда готов к такого рода испытаниям и нередко переживает стресс. Необходимо учитывать, что в настоящее время дошкольные детские учреждения выполняют серьезные образовательные программы, рассчитанные на средний (а может, и выше) уровень развития, соответствующий определенному возрасту. Если же ребенок не дорос до этого возраста, если к тому же у него слабое здоровье (что, к сожалению, не редкость) или неблагополучная семья, которая ему не помогает (и это, к сожалению, случается), он оказывается в неблагоприятных условиях, не адекватных его уровню развития.

Надо сказать, что и среди конфликтных детей также немало октябрьско-декабрьских, которые младше остальных в группе. Так они реагируют на испытываемый ими дискомфорт.

Реакция администрации детского учреждения на обозначаемую проблему — нежелание ее видеть либо неудовольствие. Ведь государству ребенок в детском саду обходится дороже, чем школьник, и задача заведующей — побыстрее передать его школе.

Беда еще и в том, что родители в силу своей молодости, неопытности не видят проблемы. Порой именно их амбициозность является причиной того, что ребенок оказывается в невыгодной для себя ситуации. Иногда материальное положение семьи вынуждает родителей отдавать ребенка в детский сад до того, как ему исполнится два года, и, соответственно, в школу с шести лет.

Большого труда стоит помочь им поставить себя на место их собственного ребенка, почувствовать его переживания. Многие современные мамы и папы, будучи сами единственным ребенком в семье, не склонны к эмпатии. Если же это все-таки удается и ребенок оказывается в среде, более подходящей для него, многие проблемы снимаются, особенно если это делается своевременно.

Конечно, есть люди (в том числе и маленькие, вероятно, тоже), которых трудности только закаляют. Но много ли таких среди современных детей с их «букетом» врожденных заболеваний? Считаю, что необходимо очень осторожно, в качестве исключения, зачислять детей, родившихся в сентябре—декабре, в группы, где они будут самыми младшими. Пусть лучше они получат шанс стать успешнее других в силу их старшинства в группе.