Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Газета в газете

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 3 (23)

Оксана КОЛЕСНИКОВА,
педагог-психолог МДОУ № 31
комбинированного вида «Аленький цветочек»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Правила для школы

Занятие является частью программы по возрастному самоопределению, направленной на переживание ребенком старшего дошкольного возраста кризиса 7 лет, центральным личностным новообразованием которого является «внутренняя позиция школьника».

Основной используемый прием — организация общения как средства, способствующего построению взаимоотношений с другими людьми.

Одним из условий эффективности проведения занятия является особая позиция психолога. Ведущий встроен в коммуникацию, что обеспечивает активное социально-психологическое взаимодействие и служит моделью для детей при установлении обратной связи.

Цели: формирование представлений детей о необходимости правил в различных взаимоотношениях, обучение навыкам конструктивного общения, формирование рефлексивной позиции по отношению к другому.

Задачи:

1. Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях, осознание и принятие правил поведения в школе.

2. Формировать интерес и уважение к личности другого человека, навыки сотрудничества, рефлексивную позицию за счет ориентации на партнера по общению.

3. Познакомить с системой приемов, позволяющих сдерживать эмоции.

4. Развивать критичность, умение определять задачу.

Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, набор картинок с изображением правил поведения в школе и детском саду, портфель, детская сумочка, клеящие карандаши, наборы деталей одежды, демонстрационные картины с изображением одежды, бумага, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в кабинет, встают в круг.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте начнем наше занятие с того, что поприветствуем всех, кто здесь есть. И сделаем мы это сегодня не совсем обычным способом. Я принесла вам микрофон. Каждый из вас сможет что-то сказать в него, а остальные его спокойно выслушают.

Приветствие «Волшебный микрофон»

Цель: включение детей в процесс занятия, развитие чувства близости с другими детьми, переживание чувства принятия группой.

Каждый из детей по очереди говорит в микрофон приветствие для группы («Доброе утро! Здравствуйте, я рад (а) вас видеть» и пр.), а также сообщает, какое настроение у него сегодня.

Основная часть

Дети садятся на стульчики в круг.

Ведущий. Ребята, сегодня утром мне на мобильный телефон пришло голосовое письмо. Послушайте его, пожалуйста.

Психолог включает диктофонную запись: «Уважаемая Оксана Николаевна! Вам звонит учительница из школы. Мне очень нужна помощь ребят из группы «Ивушка». Я приготовила для них задания и хотела бы, чтобы ребята их выполнили. Попросите их об этом, пожалуйста! С уважением, Оксана Юрьевна».

Ведущий. Вот такое письмо. Только мне непонятно, почему о помощи попросили именно вас? У нас в детском саду восемь групп, много ребят, а просьба адресована именно группе «Ивушка», вы же слышали? Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что мы — будущие первоклассники, мы старше всех в детском саду.

Ведущий. А ведь и правда, вы самые старшие, да к тому же осенью пойдете в первый класс. А как вы думаете, ребята, в школе нужно соблюдать правила?

(Ответы детей.)

А в детском саду у нас есть правила?

(Ответы детей.)

Как вы считаете, в школе и в детском саду правила одинаковые или разные?

(Ответы детей.)

Ведущий. Конечно, есть одинаковые правила, а есть совершенно разные. Давайте мы сейчас попробуем определить, какие правила нам пригодятся в школе, а какие мы оставим в детском саду (правила см. в приложении). А может быть, будут такие правила, которые необходимы и в школе, и в детском саду? Вот задание от учительницы. Она приготовила вам карточки с изображением правил. Мы с вами сейчас будем раскладывать эти карточки: школьные — класть в портфель, а детсадовские — в игрушечную сумочку.

(Каждый из детей получает карточку с правилом. Задача ребенка: определить, для чего нужно это правило — для школы или для детского сада.)

Скажите, ребята, а если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?

(Ответы детей. Если дети затрудняются с ответами, необходимо разобрать ситуацию на примере одного из правил. Например, что будет, если исчезнет правило «Драки запрещены», и т.д.)

Совершенно верно, правила очень нам нужны и в детском саду, и в школе. Ребята, но в жизни часто возникают ситуации, когда нам хочется нарушить правила (ситуации см. в приложении). Например, нужно идти на занятие, а нам хочется поиграть. Бывает так? А еще когда хочется нарушить правила?

(Ответы детей.)

Что же тогда происходит, когда нам не хочется соблюдать правила?

(Мы начинаем сердиться, кричать, просить, требовать.)

И что с нами случается? Какими мы становимся? Приятно тогда на нас смотреть? Что было бы, если бы все вели себя таким образом?

(Ответы детей.)

Для того чтобы справиться с таким поведением, необходимо учиться быть сдержанными. Кто знает, что значит сдерживаться?

(Ответы детей.)

Быть сдержанным, уметь успокаиваться нелегко, но этому можно научиться. Для этого существуют разные приемы. Я сейчас прочитаю вам ситуации, в которых оказались такие же, как вы, мальчики и девочки. Вы послушайте и попробуйте определить, как ребята сдерживались, что им помогало.

(Психолог зачитывает ситуации и обсуждает их с детьми.)

Давайте еще раз повторим и попробуем применить приемы, помогающие сдерживаться.

(Психолог побуждает детей еще раз «проиграть» способы снятия раздражения.)

Здорово, вы молодцы! Мы с вами хорошо поработали и можем немного отдохнуть. Скажите, а что в школе придумано для того, чтобы можно было отдохнуть?

Конечно, перемены.

(Звучит фонограмма звонка.)

Я объявляю конкурс на самое лучшее изображение радости. Представьте что-нибудь, что приносит вам удовольствие и радость.

(Дети встают со стульчиков и выходят в центр комнаты. Все выполняют задание — изображают радость.)

А теперь пусть каждый скажет, чья радость ему больше всего понравилась. И мы ему поаплодируем.

Замечательно. Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на две равные команды.

(Дети самостоятельно распределяются на две команды. На столах лежат наборы деталей одежды: платьев и комбинезонов. Для каждой команды свои.)

Представьте, что вы — портные в ателье. Закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам, чтобы мы сшили детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то платье будет без рукава, а комбинезон может остаться без штанины. Когда вы будете готовы соединить все детали одежды, скажите об этом мне, я дам вам клей и бумагу, на которую вы эти детали наклеите.

(В каждом наборе не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть. Это заранее не сообщается. Когда группы говорят психологу о том, что деталей недостаточно, он предлагает им поискать какой-нибудь выход, подводя к мысли обратиться за помощью к соседней группе. Психолог напоминает, как по правилам необходимо формулировать и выражать просьбу.)

Молодцы! Теперь приступайте к наклеиванию деталей, и мы все посмотрим, что получилось.

(Дети наклеивают детали.)

Замечательно! Ребята, у нас с вами готово еще одно правило, которое вам очень пригодится в школе.

Психолог показывает картинку правила и помогает его сформулировать: «Если не получается выполнить задание, нужно обратиться за помощью».

Дети встают в круг.

Ведущий. Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?

Рефлексия прошедшего занятия

Конкретизация основных моментов. Проговаривание достижений каждого ребенка.

Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Сейчас, пожалуйста, возьмитесь за руки.

Давайте поблагодарим друг друга за занятие, вместе скажем: «Спасибо всем!»

Правила

• На уроках веди себя спокойно.

• Драки запрещены.

• Играют на перемене.

• На уроке нельзя вскакивать с места.

• Учителя нужно слушать.

• После обеда нужно спать.

• Выполняй домашнее задание.

• Игрушки нужно убирать на место.

• Поднимай руку, когда нужно что-то спросить.

Ситуации

• Миша очень разозлился из-за того, что мама не разрешила ему играть в компьютер. Ну что же делать с этой злостью?! Миша сжал кулаки и начал бормотать себе под нос: «Почему так несправедливо?!» Потом он с силой разжал кулаки, как будто что-то выбросил. И ему вдруг стало легче. Злость стала уходить. Почему?

• Мама не купила Васе игрушку в магазине. Он стал так громко кричать, что с соседних деревьев улетели воробьи. Мама взяла его за руку: «Не расстраивайся! Завтра захватим с собой деньги и купим!» Вася начал плакать, а мама сказала: «Васенька, сосчитай до десяти  — полегче станет». Вася послушался. Через несколько секунд он почувствовал облегчение. Почему это произошло?

• Когда брат снова начал кричать, Петьке ничего не оставалось, как стоять и слушать. Сначала он спокойно слушал, но потом ему надоело, и он начал сердиться. Вдруг он представил себе брата гномиком, который стоит у него на ладошке и пищит. Петьке стало совсем весело, он успокоился и продолжал слушать крик брата. Почему Петька успокоился?

ЛИТЕРАТУРА

Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993.

Путешествие в страну понимания. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения // Школьный психолог. — 2007. — № 16.