Данный документ был принят на
IV Всероссийском съезде психологов
образования «Психология и современное
российское образование», прошедшем в Москве в
декабре 2008 года.
Редакция |
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы психологического обеспечения
образования
в Российской Федерации на период
до 2012 года
Концепция развития системы психологического
обеспечения образования в Российской Федерации
на период до 2012 года определяет основные цели,
задачи, направления и принципы развития
психологической службы образования во
взаимодействии с психологическими вузами и
факультетами, научными организациями и
учреждениями, общественными и
государственно-общественными объединениями,
объединениями юридических лиц, осуществляющими
деятельность в области психологии образования.
I. Понятие, цели, задачи, направления
деятельности
системы психологического обеспечения
образования
Система психологического обеспечения
образования представляет собой неразрывное
единство:
— психологической службы образования,
организаций и учреждений, а также их
подразделений, осуществляющих научные
исследования и практическую деятельность в
сфере психологии образования, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
психологических кадров для системы образования;
— российских научных школ в области психологии
образования, педагогической, возрастной
психологии, психологии личности, социальной
психологии и др.;
— программ, проектов, различных видов
профессиональной деятельности психологов,
реализуемых в системе образования и
способствующих достижению образовательных
целей и решению образовательных задач.
Цели психологического обеспечения
образования — повышение эффективности
образовательной деятельности средствами
психологической науки и практики.
Деятельность по психологическому обеспечению
системы российского образования
регламентируется международными актами в
области защиты прав детей и молодежи, Законом
Российской Федерации «Об образовании»,
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями соответствующих
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования, настоящей Концепцией.
Деятельность по психологическому обеспечению
образования включает решение следующих задач:
— осуществление фундаментальных и прикладных
исследований в области психологии образования,
других направлений психологической науки,
востребованных для решения задач образования;
разработка, валидизация, стандартизация
психологических методик, технологий,
инструментария для диагностической,
коррекционной, развивающей, профилактической,
просветительской деятельности
педагога-психолога, психолога образовательного
учреждения;
— подготовка, переподготовка и повышение
квалификации психологических кадров для системы
образования, а также подготовка научных кадров
высшей квалификации в области психологии
образования;
— повышение уровня психологической культуры и
психологической компетентности всех участников
образовательного процесса;
— психологическое проектирование, экспертиза
и мониторинг условий и результатов
образовательной деятельности;
— прогнозирование и профилактика социальных
рисков в системе образования;
— оказание качественной многопрофильной
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи обучающимся, воспитанникам;
— оказание качественной консультативной
помощи педагогам и родителям (законным
представителям) по вопросам обучения, воспитания
и развития обучающихся, воспитанников.
Организационную структуру системы
психологического обеспечения образования
составляют:
1. Психологическая служба образования (далее
— Служба), обеспечивающая решение задач: по
оказанию комплексной многопрофильной
психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи всем
участникам образовательного процесса в
соответствии с целями и задачами системы
образования, по повышению уровня
психологической культуры и психологической
компетентности всех участников
образовательного процесса, по психологическому
проектированию, экспертизе и мониторингу
условий и результатов образовательной
деятельности.
Служба объединяет:
— подразделения и/или специалистов
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, осуществляющих деятельность по
решению вышеназванных задач в области
психологического обеспечения образования;
— общественные советы по психологии
образования при органах управления образованием
федерального, регионального и муниципального
уровней;
— образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центры);
— методические объединения
педагогов-психологов;
— психологические службы, службы
психолого-медико-социально-правовой помощи
детям, семьям и педагогам, педагогов-психологов,
психологов образовательных учреждений всех
типов и видов на всех образовательных уровнях;
— психолого-педагогические и
медико-социальные консультации (комиссии);
— психолого-педагогические и
медико-социальные консилиумы образовательных
учреждений;
— психологические центры различных типов и
видов в системе образования.
2. Организации и учреждения, а также их
подразделения, осуществляющие фундаментальные и
прикладные научные исследования, подготовку
научных кадров высшей квалификации в области
психологии образования (аспирантура и
докторантура).
3. Образовательные учреждения, осуществляющие
профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение квалификации психологических кадров,
в том числе для психологической службы
образования.
4. Организации и учреждения всех типов, видов,
организационно-правовых форм, а также их
подразделения, осуществляющие практическую
деятельность в сфере психологии образования.
II. Состояние системы психологического
обеспечения образования
и основные направления ее развития
Исследования Мирового банка, проведенные в 35
странах мира, показали, что успешное развитие
общего и профессионального образования тесно
связано с созданием национальных систем
психологического обеспечения образования.
Мировой опыт доказывает высокую эффективность
психологического обеспечения образования для
повышения общего качества жизни населения.
Современная система психологического
обеспечения образования в Российской Федерации
начала формироваться в конце 80-х годов прошлого
столетия. Деятельность первых школьных
психологов в то время была разрозненной, не имела
четкой регламентации. Ее научное и методическое
обеспечение находилось в стадии становления.
Социально-экономические преобразования,
происходившие в России в 1990-е годы, и возникшая в
связи с этим необходимость создания службы по
оказанию психологической помощи населению дали
толчок развитию службы практической психологии
в системе образования.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об
утверждении типового положения об
образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи», приказ
Минобразования России от 22 октября 1999 г.
№ 636 «Об утверждении Положения о службе
практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации» и др. заложили
основы правового и организационно-методического
обеспечения развития Службы практической
психологии в системе образования России.
Была сформулирована основная задача Службы —
«содействие администрации и педагогическим
коллективам образовательных учреждений всех
типов в создании социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальности обучающихся,
воспитанников и обеспечивающей психологические
условия для охраны здоровья и развития личности
обучающихся, воспитанников, их родителей
(законных представителей), педагогических
работников и других участников образовательного
процесса»1.
К настоящему времени в ряде субъектов
Российской Федерации приняты региональные
положения о службе практической психологии
образования, определены региональная модель и
организационно-функциональная структура,
утверждены нормативные правовые документы,
регламентирующие деятельность
педагога-психолога в образовательных
учреждениях, созданы координационные и
научно-методические советы Службы.
В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе,
Красноярском, Краснодарском, Пермском,
Хабаровском краях, Калининградской, Курганской,
Новгородской, Новосибирской, Оренбургской,
Орловской, Ростовской, Самарской, Смоленской,
Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и
многих других созданы уникальные
организационно-функциональные модели Службы,
как в условиях города, так и сельской местности, с
учетом этнонациональных и
социально-экономических особенностей региона.
В Республике Алтай, Липецкой области, в Москве и
других регионах разработаны нормативные
документы, регламентирующие деятельность
специалистов службы практической психологии
образования: порядок аттестации
педагогов-психологов; порядок лицензирования,
аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма
нагрузки на одного психолога (500 обучающихся,
воспитанников в городских учреждениях
образования и 120 — в сельских); рекомендации об
использовании рабочего времени
педагога-психолога; Примерное положение о
методическом объединении педагогов-психологов;
Положение об оформлении кабинета
педагога-психолога; примерный перечень
диагностических методик и др. Однако в
большинстве регионов документы,
регламентирующие деятельность
педагогов-психологов и других специалистов
службы, а также порядок их взаимодействия,
отсутствуют.
К настоящему времени в России в основном
завершен этап формирования единой системы
психологического обеспечения образования.
Психологическая служба образования является
основным элементом, реализующим на практике:
— оказание комплексной многопрофильной
психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи всем
участникам образовательного процесса;
— повышение уровня психологической культуры и
психологической компетентности всех участников
образовательного процесса;
— психологическое проектирование, экспертизу
и мониторинг условий и результатов
образовательной деятельности.
Вместе с тем уровень и качество организации
такой работы, ее нормативное правовое
регулирование требуют совершенствования с
учетом современной ситуации.
Перспективы развития Службы сегодня
определяются новыми социальными требованиями к
системе образования, сформулированными в рамках
Приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации.
Введение предшкольного образования, единого
государственного экзамена, предпрофильного и
профильного обучения, информатизация
образования предопределяют особую роль этой
Службы в оценке результатов и прогнозировании
последствий экспериментов и инноваций в системе
образования России.
Важное место в системе образования России
занимают образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Начиная с 1998 года ППМС-центры создавались с
целью оказания специализированной
психолого-педагогической помощи различным
контингентам детей зачастую в приспособленных
помещениях, в условиях, не отвечающих всем
требованиям организации образовательного,
воспитательного и реабилитационного процессов.
Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно
оказывающих комплексную многопрофильную помощь
более чем 2 млн детей и подростков в возрасте от 3
до 18 лет, их родителям (законным представителям).
Как показывает практика, с каждым годом
возрастает роль образовательных учреждений
данного типа в организации
коррекционно-развивающей среды,
психопрофилактической работы с обучающимися,
воспитанниками в других образовательных
учреждениях различных типов и видов, а также
психолого-педагогического сопровождения
личностного, социального и профессионального
самоопределения молодежи.
В ряде субъектов Российской Федерации
(Архангельской, Белгородской, Курганской,
Московской, Орловской, Псковской, Ростовской,
Тюменской и Ярославской областях, городах
Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае,
республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть
ППМС-центров успешно развивается. Уникальное
инновационное образовательное учреждение для
девиантных подростков — Центр
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции — создан и на протяжении 16 лет успешно
функционирует в г. Хабаровске (руководитель
Петрынин А.Г.). На создание единого
коррекционного пространства в системе
образования Калининградской области направлена
деятельность Центра диагностики и
консультирования детей и подростков
(руководитель Стаховская В.П.).
Согласно Типовому положению одним из основных
направлений деятельности образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, является организация образовательной
деятельности по общеобразовательным программам
(основным и дополнительным).
В содержании деятельности ППМС-центров
комплексная психолого-педагогическая и
медико-социально-правовая помощь обучающимся,
воспитанникам, их родителям (законным
представителям) является основной и в
значительной мере преобладает над
общеобразовательными программами. Как правило,
численность педагогов, реализующих
общеобразовательные программы в этих
учреждениях, меньше численности других
специалистов: педагогов-психологов,
логопедов-дефектологов, социальных педагогов,
медицинских работников и др. Очевидно, что
рекомендуемое модельной методикой2 соотношение фонда
оплаты труда педагогического персонала,
непосредственно осуществляющего учебный
процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к
которому относятся педагоги-психологи,
психологи, социальные педагоги и др., — 70 % к
30 % — в отношении ППМС-центров должно
быть пересмотрено; при разработке мер
стимулирующего характера для
учителей-предметников ППМС-центров необходимо
учитывать специфику их работы с различными
категориями обучающихся (дети с проблемами в
обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным
поведением и др.).
Актуальное состояние психологической службы
образования, других структурных подразделений
системы психологического обеспечения
образования обуславливает необходимость
разработки Концепции развития системы
психологического обеспечения образования в
Российской Федерации на период до 2012 года.
III. Цели, задачи и основные направления
развития
системы психологического обеспечения
образования
Основной целью развития системы
психологического обеспечения образования в
современных условиях является максимальное
раскрытие и эффективное использование в
практике образования потенциала всех
составляющих этой системы: психологической
службы образования, психологических факультетов
и вузов, научных, образовательных организаций и
учреждений, общественных и
общественно-государственных объединений.
Для достижения указанной цели необходимо
решить следующие задачи:
— создание целостной системы психологического
обеспечения образования на всех уровнях (от
дошкольного до высшего профессионального
образования), включающей
социально-психологическое проектирование,
экспертизу и мониторинг условий и результатов
образовательной деятельности, в том числе в
части влияния образовательной среды на здоровье,
развитие и психологическую безопасность
обучающихся, воспитанников;
— совершенствование нормативной правовой базы
системы психологического обеспечения
образования;
— совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
психологов для системы образования с учетом
современных требований;
— сохранение и развитие сети образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (ППМС-центров), психологических служб
образовательных учреждений всех типов и видов,
укрепление их материально-технической базы,
развитие кадрового потенциала;
— обеспечение качества психологической помощи
всем участникам образовательного процесса на
основе разработки и внедрения критериев
общественно-государственной оценки
психологической практики в системе образования
(аттестации, экспертизы и т.д.) и нормативных
правовых основ ее применения;
— усиление профилактической направленности в
деятельности психологической службы
образования как основы ее экономической
эффективности, обеспечивающей снижение затрат
на преодоление асоциальных явлений и их
негативных последствий в детской и молодежной
среде.
Решение этих и других задач позволит повысить
эффективное использование научных, кадровых,
финансовых и материальных ресурсов системы
психологического обеспечения образования.
Основными принципами развития системы
психологического обеспечения образования
являются:
— сохранение приоритета гуманистических
ценностей;
— преемственность целей, задач, направлений
деятельности;
— профилактическая направленность
деятельности;
— комплексный подход;
— ориентированность на повышение качества и
обеспечение доступности психологической помощи
для всех контингентов обучающихся,
воспитанников.
Приоритетные направления психологического
обеспечения образования как система
мероприятий, направленных на решение актуальных
задач образования средствами и методами
психологии, включают:
— расширение и развитие сети образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (ППМС-центров) на основе
совершенствования нормативной правовой базы их
деятельности в условиях перехода на нормативное
подушевое финансирование;
— интеграцию структурных подразделений
психологической службы, организаций, учреждений,
общественных объединений, осуществляющих
профессиональную деятельность в сфере
психологии образования, в целостную
многоуровневую систему психологического
обеспечения образования;
— создание и развитие психологических служб и
служб комплексной многопрофильной
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи в образовательных учреждениях всех типов
и видов на всех уровнях образования;
— социально-психологическое проектирование,
мониторинг и экспертиза условий и результатов
образовательной деятельности;
— совершенствование программ
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических
работников в части повышения уровня их
психологической культуры и психологической
компетентности;
— пропаганда введения образовательными
учреждениями предмета «Психология» в
образовательный цикл;
— разработка и внедрение психологических
программ и проектов, направленных на
профилактику асоциальных явлений (наркомании,
социального сиротства, насилия в семье и др.),
трудностей в адаптации, обучении и воспитании,
нарушений в поведении, задержек и отклонений в
развитии обучающихся, воспитанников.
IV. Основные этапы развития системы
психологического обеспечения образования
На первом этапе — 2009—2010 гг. —
психологическая служба образования и другие
структуры в сфере психологии образования должны
быть включены в единую систему психологического
обеспечения образования на основе
программно-целевого подхода.
На этом этапе необходимо осуществить:
1) анализ, обобщение и систематизацию опыта
работы психологической службы образования и
других структур в сфере психологии образования
по основным направлениям психологического
обеспечения образования;
2) разработку научно-методических и
организационно-управленческих основ
совершенствования деятельности по
психологическому обеспечению образования, в том
числе — ведомственной аналитической программы
развития психологического обеспечения
образования в Российской Федерации;
3) совершенствование нормативной правовой базы,
регламентирующей деятельность организаций,
учреждений, специалистов по психологическому
обеспечению образования;
4) развитие нормативной правовой,
научно-методической, материально-технической
базы образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центров),
обеспечение специалистов психологических служб,
педагогов-психологов, психологов
образовательных учреждений всех типов и видов
сертифицированным профессиональным
психологическим инструментарием,
профессиональной психологической литературой,
периодическими изданиями, Интернетом;
5) развитие кадрового потенциала
психологической службы образования, включая:
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
специалистов психологической службы
образования;
внедрение системы постдипломного
сопровождения молодых специалистов-психологов;
организацию и проведение региональных и
всероссийских конкурсов профессионального
мастерства педагогов-психологов образования;
6) повышение уровня психологической культуры и
психологической компетентности всех участников
образовательного процесса.
На втором этапе — 2011—2012 гг. — на основе
детального анализа регионального опыта по
развитию психологической службы образования в
субъектах Российской Федерации предстоит
реализовать меры по развитию системы
психологического обеспечения образования,
разработанные и прошедшие апробацию на первом
этапе.
1 Пункт 5
Положения о службе практической психологии в
системе Министерства образования Российской
Федерации, утвержденного приказом
Минобразования России от 22 октября 1999 г.
№ 636.
2 Модельная
методика формирования системы оплаты труда и
стимулирования работников государственных
образовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих
программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 13
сентября 2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке и
направлении модельных методик»).
Спонсор публикации статьи московский интернет-магазин "Фристайл". "Фристайл" - это недорогая мебель для Вашего офиса и дома от лучших производителей, а также эксклюзивные офисные комплекты класса "Люкс". В интернет-магазине Вы можете заказать диваны для офиса, кресла, стулья, мебель для переговорных комнат и многое другое. Компания предлагает обширный выбор офисной продукции на любой вкус. Ознакомиться с полным каталогом мебели, узнать цены и заказать доставку в Москве Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.fristail.su/.