|
||
Личность и ее формирование
|
Л.И. Божович
|
В конце 1990-х годов на страницах «Школьного психолога» (№ 8, 11/1999) увидели свет отрывки из записных книжек Л.И.Божович. В той небольшой публикации речь шла о проблемах, которые волновали автора в последние годы жизни, в частности — о многоплановости личности. На примере Раскольникова из «Преступления и наказания» автором была показана сложная система противоречивых мотивационных тенденций и зависимость поступков от того, какие именно тенденции берут верх в данный конкретный момент над остальными. Более того, сами поступки перестраивают существовавшие ранее соотношения между мотивационными тенденциями.
Эти простые на первый взгляд положения заставляют задуматься о механизмах и движущих силах нашего поведения, с тем чтобы не только анализировать прошлые поступки, но и предвидеть те, которые могут быть совершены в будущем. Вряд ли стоит напоминать практикующим психологам о значимости подобных сведений в ежедневной школьной работе. Так называемые личностные, нравственные проблемы всегда были и до сих пор остаются краеугольным камнем образовательной практики.
Не исключено, что тогда, десять лет назад, у кого-то возникло желание вернуться к фундаментальным работам Л.И.Божович по психологии детской личности в надежде отыскать в них основания для собственной практической работы с подростками (совсем необязательно трудными). Сегодня благодаря усилиям сотрудников лаборатории изучения научных основ детской практической психологии Психологического института РАО настало время исполнения желаний.
Несколько слов об авторе. Л.И. Божович (1908—1981), ученица Л.С.Выготского, принимала участие в работе его семинара, под его руководством выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания (дипломная работа), что оказало решающее влияние на оформление собственной профессиональной позиции. В историю науки Божович вошла как автор оригинальной концепции личности, исследователь мотивационной сферы человека.
В данную книгу, вышедшую в хорошо известной читателю серии «Мастера психологии», включены классическая монография «Личность и ее формирование в детском возрасте», которая и дала название всей «Питерской» книге, а также ряд статей по вопросам развития личности ребенка в разные периоды его жизни.
Открывает издание вступительная статья В.Э.Чудновского. Автор долгие годы работал вместе с Божович, поэтому в этих материалах представлены не только научная биография ученого, но и личные воспоминания о той творческой атмосфере, которая царила вокруг Божович. Содержание статьи нашло точное отражение в названии: «Л.И.Божович: человек, личность, ученый». По словам Чудновского, Божович не только в научных исследованиях отстаивала свое понимание личности, но и сама была Личностью в подлинном смысле этого слова, ее главным качеством выступала порядочность высшей пробы.
Отношение к вводным статьям у читателя разное: одни их игнорируют, другие только их и читают, полагая, что для усвоения содержания книги этого достаточно. Обе позиции уязвимы для критики и подчас только препятствуют получению адекватного представления о содержании книги. В данном случае вступительное слово Чудновского в значительной степени поможет за отдельными работами увидеть стройную психологическую концепцию Божович,
Издание, о котором идет речь, состоит из двух частей. В первую часть вошел главный труд Божович — монография, посвященная развитию личности в детском возрасте. Как минимум, две главные идеи отличают научный взгляд Божович на формирование личности: во-первых, рассмотрение личности человека как такого образования, которое обеспечивает целостность его психической жизни; во-вторых, утверждение о наличии внутренней логики развития личности.
Автор вводит ставшее хрестоматийным понятие «внутренней позиции», которая не только определяет отношение ребенка к внешним воздействиям, но и становится фактором, обеспечивающим переход на новый этап личностного развития. Выполненные Божович исследования позволяют получить целостное представление о развитии личности ребенка начиная с младенчества и заканчивая старшим школьным возрастом.
Во вторую часть включены отдельные выступления Божович, которые также представляют немалый интерес. Сказанное можно проиллюстрироватьъ примерами.
Что такое личность? По мнению Божович, человек становится личностью, когда он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии с целями и задачами, когда он способен управлять и самим собой. В этой связи единицей исследования личности является поступок, который сопровождается борьбой мотивов и принятием решений. Божович предлагает проанализировать поступки человека и на этом основании построить гипотетическую модель личности. Разве это не подсказка практикующему психологу, который порой ограничивается проведением коллективных опросов и заполнением бланков анкет в надежде получить достоверные сведения о личности своих подопечных? Причем полученные психологом данные нужны не столько самим психологам, сколько педагогам. Не случайно Божович рассматривает психологию в качестве научной основы педагогики.
Что такое воспитание? Это не система специальных мер воздействия, а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка. Когда можно говорить об успешности продвижения в ходе воспитательного процесса? Когда у детей появляется устойчивое стремление действовать в соответствии с требованиями воспитания в любых условиях.
Следует специально сказать о работе Божович, посвященной анализу культурно-исторической концепции Выготского. Это — доклад, подготовленный к конференции памяти Выготского, проходившей в 1981 году, к сожалению уже после смерти Божович. Показателем продуктивности именно такого прочтения Выготского служит эффективность собственной концепции личности. Автор убедительно показывает, что личность развивается не только в процессе присвоения опыта, но и в ходе его созидания: наши поступки формируют нашу личность. Достойная иллюстрация этого положения — собственная научная позиция, становление которой происходило не благодаря, а вопреки внешним обстоятельствам.