|
||
Развитие личности школьникаРабота со словарем психологических качеств
Сколькими словами вы могли бы охарактеризовать человека — например, самого себя? Чем больше разнообразных определений приходит на ум, тем, вероятно, выше уровень развития вашей личности. Такова основная идея небольшой (120 с.) книги Е.М.Лепешовой. Автору этой книги стоило, наверное, большого труда придумать ей название, которое, с одной стороны, вызывало бы интерес, с другой — адекватно отражало ее содержание. Решить эту задачу удалось, пожалуй, лишь наполовину, ибо речь в книге на самом деле идет не столько о развитии личности школьника, сколько об оригинальной системе упражнений, призванной этому развитию способствовать. По мнению Е.М.Лепешовой, «с возрастом у каждого из нас развивается и дифференцируется представление о человеке — о самом себе, о других людях, а для обозначения этого представления требуется все больше слов…» Соответственно, обогащение лексикона ребенка новыми словами, обозначающими различные свойства и особенности личности (автор предпочитает называть их качествами), призвано выступить инструментом формирования самосознания, а также навыков социальной перцепции. Эта задача представляется весьма важной и актуальной в связи с тем, что словарный запас многих современных детей и подростков удручает своей скудостью. Перечень нескольких сотен подходящих для этих целей слов завершает книгу (точнее — занимает ее вторую половину) и может быть использован при выполнении соответствующих упражнений, лаконичное описание которых на первых 50 страницах книги и составляет ее основное содержание. Разнообразие этих упражнений свидетельствует о высокой креативности автора — тут и незамысловатые детские игры, и почти проективные задачи («Нарисуй качество»), и даже до боли злободневный «Рынок личностных качеств» — самое, пожалуй, любопытное упражнение для подростков (к тому же описанное наиболее детально). Правда, сам словарь качеств, в аннотации пафосно названный уникальным, кажется небезупречным — вряд ли понятия «аутентичность», «рефлексивность», «экстернальность» и т.п. заслуживают включения в детский лексикон, да и «ушлость», «фантазерство», «темпераментность» просто режут слух. Книгу могли бы значительно обогатить соображения автора насчет того, какие стороны (качества) личности выигрывают от предложенных приемов воздействия, а также данные, касающиеся эффективности применения упражнений в группах школьников разного возраста и разного уровня культурного (в частности, речевого) развития. Если перед школьным психологом (а книга издана в серии «Психолог в школе») в первую очередь стоит задача — чем бы таким полезным занять своих подопечных, то книга подарит ему неплохие практические подсказки. Правда, осмысливать, в чем состоит ожидаемая польза, придется, наверное, уже самому. А возможно, и захочется, следуя рекомендации автора, придумать новые вариации на предложенную тему, актуализировав всю свою ушлость и фантазерство. Сергей СТЕПАНОВ |