|
ОСТРОВПсихологическая игра для 4-го класса«Остров» — очень удобная игровая оболочка, которую можно наполнить самым разнообразным содержанием: знакомство детей в новой группе (классе), сплочение группы, развитие познавательных способностей, эмоций, подведение итогов длительной групповой работы и т.д. Эта игра интересна как детям разных возрастных групп, так и взрослым. Цели игры: • сплочение классного коллектива; • обучение совместной деятельности и принятию совместных решений; • развитие умения распознавать и выражать чувства при помощи невербальных средств общения; • развитие логического мышления; • формирование умения планировать деятельность, выделять наиболее важные задачи; • совершенствование коммуникативных навыков. Оборудование: проигрыватель, грамзапись мюзикла «Сокровища капитана Флинта», магнитофон, аудиокассета «Магия волн», карточки с названиями спасенных предметов, карточки с вопросами для обсуждения, изображения островитян, выражающих разные чувства (гнев, страх, радость, удивление, любопытство, огорчение), большой лист бумаги, карандаши или фломастеры, магнитная доска. ХОД ИГРЫ I. Включение в игровую ситуацию Звучит грамзапись начала мюзикла «Сокровища капитана Флинта». Дети представляют себя матросами парусного корабля, который отправляется в плавание. II. Разминка 1. Психолог. Готовим корабль к отплытию. Загружаем в трюм последние ящики и тюки. Поднимите свой ящик. Он очень тяжелый. Вы можете поднять его и установить на другие такие же ящики. Поднимаем ящик высоко над головой, устанавливаем. Мышцы напряжены. Уф! Ящик на месте, можно отдохнуть. Роняем руки вниз, расслабляемся (2—3 раза). А теперь вместе поднимем на самый верх большой тюк. Движения должны быть слаженными, не как у Лебедя, Рака и Щуки. Молодцы! Теперь можно расслабиться. 2. Психолог. Наш корабль отправляется в плавание по океану. Упражнение «Кораблик» (включается кассета «Магия волн»).
3. «Кто что делает?» Психолог. Вы бывалые моряки, уже привыкли к морской качке и почти не замечаете ее. Каждый занят своим делом. Участники по очереди изображают без слов, что они делают на корабле, и отгадывают, кто что делает. Например: матрос драит палубу, поднимает паруса, рулевой стоит у штурвала, кок готовит еду, капитан отдает распоряжения и пр. III. Основное содержание занятия 1. «После кораблекрушения» Психолог. Начался шторм, и наш корабль разбился у берегов неизвестного острова. К счастью, все остались в живых и вам даже удалось спасти кое-что из груза и оснастки корабля. В этой части океана корабли проходят очень редко. Возможно, вам придется прожить на острове несколько месяцев или даже лет. Вам нужно разобрать спасенные вещи и продукты и подумать, что и как вы сможете использовать. Хочу сказать, что вам повезло: на острове очень плодородная почва, есть источник пресной воды, климат здесь достаточно теплый, но по ночам бывает прохладно. Дети получают карточки с названиями спасенных предметов: нитки, котел, мешок пшеницы, кочан капусты, жареные семечки, топор, нож, кусок сырого мяса, спички в непромокаемом пакете, лопата, обрывки парусов, моток веревки, клетка с курами, несколько сырых картофелин, обломки мачт, ящик спелых помидоров, мешок пшена. После обсуждения дети рассказывают, что и как будут использовать: какие продукты съедят в первую очередь, какие оставят впрок, что посадят или посеют, как воспользуются спасенными материалами и инструментами. 2. «Важные вопросы» Психолог. Теперь вам придется решить несколько важных вопросов, касающихся вашей жизни на острове. Вопросы на карточках: • Как проводить досуг? • Как обеспечить условия быта? • Какие постройки нужно возвести? • Что можно сделать для спасения с острова? • Как защититься от диких животных? • Как обеспечить питание? Дети ранжируют вопросы по степени значимости (на магнитной доске) и обсуждают их в намеченной последовательности. 3. «Кто за что отвечает?» Психолог. Теперь вам нужно распределить обязанности и решить, кто что будет делать для воплощения ваших решений в жизнь. Участники распределяют обязанности и назначают ответственных за каждое конкретное дело. 4. «Встреча с островитянами» Психолог. Составив план действий, вы отправились обследовать остров и обнаружили, что он вовсе не необитаемый. В глубине острова живет небольшое племя. Увидев чужестранцев, так не похожих на них, местные жители испытывают разные чувства: кто-то удивлен, кто-то разгневан вашим появлением… Определите, кто из туземцев какое чувство испытывает по отношению к вам. (Рисунки.) По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает именно такое чувство? Как вы думаете, чем вызвано такое чувство? (Ответы участников.) Островитяне не знают никаких иностранных языков. Постарайтесь без слов, только с помощью жестов, мимики и пантомимы, объяснить им, как вы сюда попали, и убедить их, что вы не желаете им зла и что у вас самые добрые намерения. 5. «Жизнь на острове» Психолог. Прошло некоторое время вашей жизни на острове, и вам многое удалось сделать. Нарисуйте, каким стал остров после ваших преобразований. Что где находится? Какие постройки у вас есть и для чего они служат? Какие работы продолжаются? Как вам удается сосуществовать с местными жителями: вы влились в их племя или стали просто соседями? Когда будете рисовать, не забудьте, какие обязанности на кого из вас были возложены, чтобы каждый смог показать на рисунке, что сделал именно он. Участники на большом листе бумаги совместно изображают свой остров на каком-то этапе своей жизни на нем, а затем рассказывают и отвечают на вопросы ведущего. 6. Сигнал «SOS» Психолог. Внезапно вы услышали гул мотора. Над островом показался небольшой самолет. Это ваш шанс подать сигнал бедствия. Как вы это сделаете? Если дети предлагают зажечь сигнальные костры, ведущий говорит, что пока они будут собирать дрова, самолет улетит. Если костры были сложены заранее и они отмечены на рисунке, ведущий говорит, что ночью был сильный дождь и дрова промокли. Если дети предлагают прыгать и кричать, ведущий говорит, что летчик может подумать, что это островитяне танцуют свой танец. Выход — составить сигнал «SOS» из своих тел: стоя, взявшись за руки, или лежа. Участвовать должны все. Психолог. На самолете заметили ваш сигнал. Вы спасены. IV. Рефлексия игры • Понравилась ли игра? • Какие моменты игры вас особенно заинтересовали, если такие моменты были? • Что вызвало у вас неприятие? Почему? • Устраивает ли вас роль, отведенная вам товарищами? Какую роль вы хотели бы получить? Почему именно эту? • Легко ли вам было понять чувства других людей? Выразить свои собственные? В конце игры звучит заключительная песня из мюзикла «Сокровища капитана Флинта»: «Самое великое сокровище — это дружба». ЛИТЕРАТУРА Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс: Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. — М.: Генезис, 1998. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2001. Рогов Е.И. Психология познания. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001. Марина УКОЛОВА,
|