Екатерина ГУСЬКОВА,
педагог-психолог
ГОУ СОШ № 629,
Москва
Ненависть и любовь к себе
Ко
мне на консультацию Семен пришел сам. Глаза полны
слез, рот криво улыбается, бравирует, хочет
казаться веселым.
Я. Как дела?
С. Не подумайте, что хорошо, но жить можно.
Я. Семен, что бы ты хотел получить от наших
занятий, ведь жить-то можно?
С. Жизнь — это ужасно.
Я. Для тебя жизнь — ужасно?
С. Нет.
(Сам показывает головой, что да.)
Это просто на этой неделе… и класс, что-то
непонятное.
Я. Семен, попробуй определить, что для тебя
класс, пользуясь метафорами.
С. Класс — это пельмени в вонючей мусорке.
Я. Это пельмени в вонючей мусорке?
С. Да.
(Ждет, что я это не приму. Взгляд стал
вызывающим — сверху вниз.)
Я. Хорошо. А что для тебя жизнь в этом классе?
С. Жизнь в классе — это цифра «8».
Я. Цифра «8», что это для тебя?
С. Знак бесконечности.
Я. Что для тебя знак бесконечности?
С. Это долгая, разная жизнь, она всякая и
бесконечная.
Я. Правильно ли я поняла, что жизнь в классе
всякая и бесконечная?
С. Да.
Я. Но ведь в классе вы не только учитесь, вы
общаетесь. Что значит «жизнь всякая»?
С. (пишет). Жизнь — это ненависть!
Я. Жизнь — это ненависть?
С. Да, но не только, еще любовь… любовь к
себе.
Я. Правильно ли я поняла, что ты любишь
только себя?
(Задумывается.)
С. Люблю себя, но не только. Ведь жизнь в
классе — это ненависть.
Я. Из всего сказанного о классе ты можешь
выделить самое главное, что наиболее точно
определяет жизнь в классе?
С. Класс — это вонючая мусорка с ненавистью
и любовью к себе.
Я. Давай попробуем сочинить сказочную
историю на эту тему.
(Быстро сочиняет сказку под названием
«Ненависть и любовь к себе».)
Ненависть и любовь к себе
Жил был ковер в кабинете психологии. По нему
ходили люди, и он чувствовал боль. Ковер лежал и
орал: «Сойдите с меня!» Окружающие не слышали его
и, конечно же, не обращали на ковер никакого
внимания. Тогда ковер потрескался. Но и этого
никто не заметил. Ковер свернулся и рассыпался, а
затем вспыхнул и моментально сгорел.
Пришла уборщица, собрала остатки и выбросила
их на клумбу в школьном дворе. Клумба тоже
вспыхнула и взорвалась, а вместе с ней школа,
дома, улицы, да и весь мир. Наступил апокалипсис.
(Перечитал сказку вслух.)
Я. Перед тобой краски, карандаши,
фломастеры, пластилин, цветная бумага, клей.
Что-то хочется сделать?
С. Да. Я хочу нарисовать иллюстрацию к
сказке. Можно я буду рисовать фломастерами?
Я. Конечно.
(Быстро рисует иллюстрацию в виде комикса.)
Я. Кто этот человек?
С. Это уборщица. Она всегда всех оскорбляет,
кричит. Она взорвет школу и себя. Ее не будет.
Я. Ты нарисовал три звонка. Что это?
С. Это эвакуация.
Я. Но ведь взрыв будет моментальный, вряд ли
успеют дать три звонка. Погибнет школа, уборщица,
а вместе с ней дома, все дома, и твой дом тоже.
Погибнут те, кого ты любишь, мама, бабушка, твои
друзья, ты сам.
С. Нет, я так не хочу. Никто не виноват. (Зачеркивает
уборщицу.) Пусть ее не будет.
Я. Ты хочешь сделать так, чтобы ее не было?
С. (берет бумагу и закрывает уборщицу, а
затем взрыв). Вот так школа останется.
Я. Что-нибудь изменилось, когда уборщицы не
стало?
(С. дорисовывает цветы, солнце.)
Я. А где сейчас ты?
С. Я в школе учусь. И дома меня ждут. (Красит
надпись в синий цвет, рисует облако.)
Я. Что это?
С. Это облако. Скоро пойдет снег, будет
весело, хорошо, а на клумбе, куда выбросили
остатки ковра, расцветут цветы.
(Смотрит на рисунок. Взгляд довольный,
успокоенный.)
Я. Ты сейчас тревожен?
С. Почему? Нет.
Я. Что ты сейчас чувствуешь?
С. Мне стало спокойно.
Я. Чего-то еще хотелось бы?
С. Да. На себя посмотреть.
Я. Хочешь? Давай попробуем. Ты можешь
выполнять это упражнение с закрытыми глазами, а
можешь с открытыми. Лучше его выполнять с
закрытыми глазами, но можно и с открытыми. Можно
оставить глаза открытыми, но лучше закрой их.
Закрой их.
(Семен выбрал работу с закрытыми глазами.)
Послушай звуки улицы, звуки школы. Вслушайся в
них. Услышь звуки класса. Послушай свои звуки. Это
звуки внутри себя: биение твоего сердца, твое
дыхание, твои звуки.
Постарайся увидеть лесную поляну. Ели стоят в
снежном серебре. На небе выглянуло солнце. «Мороз
и солнце — день чудесный…» С неба падает снег.
Мягкий, пушистый, он искрится на солнце. Если ты
увидел лесную поляну, кивни. По протоптанной
тропинке идет мальчик. Ему весело и приятно
чувствовать морозец на щеках, видеть, как
снежинки садятся на его варежки, слышать скрип
под ногами. Мальчик проходит на середину поляны,
оглядывается и вдруг замечает огромное зеркало в
серебряной раме. Он подходит ближе и заглядывает
в зеркало. Из зеркала на него смотрит веселый
розовощекий мальчишка. Глаза его светятся от
счастья. Мальчик рад зиме, снегу, жизни. Вглядись
в него повнимательнее. У мальчика твои глаза,
твоя самая любимая одежда. Присмотрись к нему.
Мальчик улыбается тебе. Ты вглядываешься еще
внимательнее, этот мальчик — ты. Красивый,
здоровый, бодрый, веселый, с живыми глазами. Он
радуется зиме, снегу, жизни. Если ты смог увидеть
себя, кивни. Помаши ему рукой, запомни его таким,
поговори с ним. Расскажи ему, как ты живешь, что у
тебя получается, какие у тебя успехи. Поговори с
ним о том, о чем тебе хочется…
(1—3 минуты молчания со стороны психолога.
Идет разговор с самим собой.)
Если ты поговорил с ним, кивни. Попрощайтесь.
Оставь ему на память какой-нибудь подарок. Это
может быть пуговица, заколка, игрушка, ручка, все,
что тебе хотелось бы подарить на память. Если
тебе удалось это сделать, кивни.
Зеркало исчезло с поляны. Ты вновь идешь по
тропинке назад из леса. Все дальше и дальше
уходишь ты от леса. Ты начинаешь слышать свои
звуки: биение сердца, дыхание, бульканье в животе
или что-то еще. Ты прислушиваешься к звукам
класса, школы. Слышишь звуки улицы.
Медленно открываешь глаза. Потягиваешься.
Как ты себя чувствуешь?
С. Здорово.
Я. Тебе удалось увидеть себя со стороны?
С. Да. Я подарил ему подковку от ботинка для
степа.
Я. Теперь, если будет трудно, ты сможешь
обратиться к нему за советом или за поддержкой.
С. Спасибо. Мне очень хорошо.
Я. Хорошо, а что ты сейчас чувствуешь?
С. Мне стало спокойнее.
Комментарии
Работа проводилась с пятиклассником в ноябре, в
период адаптации.
В данной консультативной беседе
использовались: прием составления сказки самим
клиентом, арт-терапевтическое воздействие при
помощи создания иллюстрации к сказке, работа со
страхами, тревогой — замена травмирующей
ситуации на позитивную; работа с медитативной
сказкой с целью принятия себя, создания и
закрепления позитивной ситуации, нахождения
жизненного ресурса.
Далее последовали еще три консультативных
занятия. Работа с клиентом продолжается как
индивидуально, так и в группе, которую он собрал
сам.