Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Методическая копилка

Евгения КОРОЛЕВА,
студентка МГППУ

УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ИСТОРИЯ»

Цели: упражнение «Моя история» позволяет выявить личностные особенности ребенка, его эмоциональные переживания, особенности взаимоотношений с окружающим миром; определить семейную ситуацию, в которой ребенок находится; помогает разобраться в тревожащих его вопросах, которые ребенок не может затронуть в обычной жизни.

Ребенку дается определенный каркас некой истории, без конкретного начала и конца. В этой истории есть главный герой, которому предоставляется возможность исполнить его самое заветное желание. Затем ведущий (психолог) предлагает ребенку построить на данном каркасе собственную историю — рассказать о жизни героя: его семье, друзьях, учебе и пр.; о самом герое: его личностных особенностях, характере, любимых занятиях. И конечно же, обязательно следует как можно более красочно описать самое заветное желание героя.

По ходу рассказа ведущий задает ребенку дополнительные вопросы с целью более точно раскрыть личность героя истории и мотивы его поступков.

Каркас истории, использующийся при проведении упражнения, зависит от детей, то есть пол героя, его возраст и минимальные характеристики должны быть такими же, как у ребенка, с которым проводится работа. Главная задача состоит в том, чтобы дать понять участникам, что герой этой истории является таким же ребенком, как и они, что он обладает всеми качествами, присущими им, и что его жизненная ситуация схожа с ситуацией самих детей.

Это упражнение можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Пример

Ведущий. Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о самом обычном ребенке. Обычном, да не совсем обычном, ведь все мы в чем-то особенные и не такие, как все. Ну а пока я буду рассказывать, попробуйте как можно лучше представить себе героя моей сказки. Вообразите себе, что вы его очень хорошо знаете, не хуже, чем самих себя, и у вас нет друг от друга никаких секретов.

В одном самом обычном городе жил-был ребенок (для девочек — девочка, для мальчиков — мальчик). Ему было 10 лет (возраст указывается в зависимости от возраста детей, участвующих в этом упражнении, поэтому желательно, чтобы все дети были одного возраста) и он учился в школе (по возможности, историю необходимо расширить: назвать город, класс, время года; добавить как можно больше общих деталей, которые не помешают ребенку ассоциировать себя с главным героем истории). Однажды Волшебная фея пришла к нему в гости и сказала, что за то, что он сделал, теперь он заслуживает исполнения самого заветного своего желания. Наш герой обрадовался возможности осуществить свою мечту и задумался, чего именно он хочет больше всего на свете…

А теперь, ребята, попробуйте представить себе этого ребенка. Опишите его, какой он — добрый или злой, веселый или грустный, много ли у него друзей? Представьте, какая у него семья и хорошо ли он учится в школе. А самое главное, что такого он совершил, чтобы Волшебная фея решила исполнить его самое заветное желание? И конечно же, какое именно желание он загадал?

Детям дается время на то, чтобы они смогли написать свои истории. При желании они также могут нарисовать своего героя или какой-то момент из его жизни.

Когда работа закончена, каждый участник рассказывает свою историю, другие ребята могут задавать вопросы.

Ведущий должен внимательно относиться ко всем деталям рассказов и записывать основные моменты: ситуация в семье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, личные особенности героя, заветное желание. Особое внимание стоит обратить на тот поступок, которым герой, по мнению детей, заслужил исполнение желания.

При обсуждении историй ведущий должен поддерживать позитивную атмосферу в группе и учить детей смотреть на спорные моменты с разных точек зрения. Сказать, например, что нет плохих личностных качеств, ведь любое качество может быть использовано и в благих целях.

Пример дополнительных вопросов ведущего

— Скажи, пожалуйста, что больше любит твой герой: гулять с друзьями после школы или приходить домой и проводить время с родителями? Почему?

— Много ли у твоего героя друзей?

— В своем классе он общается со всеми одноклассниками одинаково или предпочитает дружить только с несколькими ребятами?

— Нравится ли твоему герою в школе? Почему да? Почему нет?

— Какие уроки герой твоей истории любит больше всего?

— Расскажи, какие игры являются самыми любимыми для героя твоей истории?

— Почему твой герой совершил именно такой поступок? Как ты думаешь, из-за чего Волшебная фея решила, что такой поступок заслуживает исполнения самого заветного желания?

— Почему именно такое желание загадал герой твоей истории?

— Какие еще желания твой герой осуществил бы, если бы Волшебная фея согласилась их исполнить?

Квалифицированный специалист с помощью этого упражнения сможет определить, с какими детьми необходимо провести более глубокую работу.

Интерпретация

Это упражнение, прежде всего, направлено на выявление особенностей личности детей и их взаимоотношений с окружающим миром. Придумывая историю ребенка, по заданным параметрам похожего на них, дети будут вкладывать в своих героев качества, присущие им самим. Они метафорически опишут свои жизненные ситуации, особенности своих взаимоотношений с родителями и сверстниками, ситуации в семье и школе.

Через поступок, которым герой заслужил исполнение желания, расскажут о, на их взгляд, своем самом лучшем качестве, сильной стороне своей личности. Дети получат возможность рассказать о своих проблемах через придуманного персонажа, смогут поднять тревожащие их темы и получить обратную связь от сверстников.

Данное упражнение я предлагаю проводить с детьми в возрасте 9–11 лет (можно старше), так как детям младшего возраста в большей степени требуются игровые упражнения, а в 3–5-м классах ребятам уже проще усидеть на одном месте и написать или нарисовать свои собственные истории.

Вообще это упражнение подходит для людей любого возраста.

Суть его всегда будет оставаться прежней, а каркас истории будет изменяться в зависимости от тренинговой группы.