Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Книжный шкаф

Педагогическая психология

Учебное пособие

Под ред. И.Ю. Кулагиной
М.: ТЦ Сфера, 2008

Практическим психологам, занятым в образовании, не обойтись без книг по педагогической психологии, которая, наряду с возрастной психологией, составляет теоретическую базу для решения школьных проблем.

Данное издание не является практическим пособием на все случаи жизни, читатель не найдет в нем ни конкретных рекомендаций, ни советов опытных психологов. Однако знакомство с принципиальными положениями психолого-педагогической науки способствует появлению у практикующего психолога общих представлений об особенностях развития ребенка в условиях школьного обучения.

Издание, о котором идет речь, представляет собой учебник по педагогической психологии и потому рассчитано, прежде всего, на тех, кто только собирается начать собственную практическую (а также научную и преподавательскую) деятельность.

Книга носит универсальный характер в том смысле, что охватывает все аспекты педагогической психологии. Она состоит из нескольких глав, и допустимо выборочное знакомство с какой-то одной из них в зависимости от стоящих перед читателем задач. Это оправдано еще и тем, что учебное пособие написано коллективом авторов и каждая его глава представляет собой относительно самостоятельную часть.

В первой главе речь идет о том, что такое учебная деятельность, какие существуют психолого-педагогические подходы к ее анализу, перечисляются основные проблемы педагогической психологии как самостоятельной области знания. Эта часть может быть названа вводной к курсу педагогической психологии, так как способствует формированию общего представления о данной науке.

Вторая глава целиком посвящена проблемам психологии обучения. Описание существующих в современной школе систем обучения — весьма полезная информация для практикующих психологов, особенно работающих с младшими школьниками. Какой педагогической системе и почему следует отдать предпочтение? В поисках ответа на этот вопрос желательно опираться на понимание психологических оснований систем обучения «по Занкову» или по «Эльконину–Давыдову», а не только на интуицию и опыт — собственный и коллег из соседней школы.

В учебном пособии имеется целая глава по вопросам психологии воспитания, по сути дела представляющая собой краткий курс по возрастной психологии и психологии личности. Завершающим является раздел о психологии учителя, в котором рассказывается, в частности, о способах включения психолога в образовательный процесс. И наконец, в приложении приведены некоторые диагностические методики.

Нет и не может быть универсального пособия по педагогической психологии, но есть книги, которые помогают справиться с трудной задачей профессионального самоопределения. Именно к таковым и относится данное издание.

Марина СТЕПАНОВА