|
КалугаЗдесь прошел методический совет для педагогов-психологов и социальных педагогов детских домов и школ-интернатов Калужской области «Формирование готовности к самостоятельной жизни у выпускников интернатных учреждений» В работе совета приняли участие педагоги-психологи, социальные педагоги детских домов и школ-интернатов города и разных районов области (Кировский, Дзержинский, Боровский, Мещовский, Ульяновский, Жуковский и др.). Необходимость подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни сейчас начинают осознавать и специалисты, и само общество. Воспитанники детского дома с раннего возраста лишены родительского внимания и переживают все закономерные последствия социального сиротства — прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию, что в дальнейшем может привести к неустроенности, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Поэтому на методическом совете эта проблема рассматривалась комплексно: на социально-психолого-педагогическом уровне. Особое внимание уделялось коррекции и компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации детей для дальнейшей успешной интеграции их в общество. Участники методического совета подчеркивали необходимость помощи подростку в преодолении сложностей взросления, опираясь на тенденции развития этого возраста: стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, новые социальные ожидания, готовность к освоению новых видов деятельности, желание (не всегда осознаваемое) быть нужным и полезным другим людям, обществу. В обсуждениях были затронуты вопросы развития социальных умений и навыков личности подростка. Участники пришли к единому мнению, что для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и другим специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность в современной жизни. Среди них — умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (возможность оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); умение справляться с проблемными ситуациями при дефиците средств; способность действовать нестандартно. Именно на формирование этих навыков следует обращать внимание как на учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности. Ольга АРТЕМОВА,
|