Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2009


Книга в газете

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ КРИМИНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ПОДРОСТКОВ

 

Богатый прил. — Управляющий собственностью ленивых,
некомпетентных, расточительных, завистливых и неудачливых.
Такое представление преобладает в преступном мире,
где отношения людей находят наилогичнейшее воплощение
и искреннейшее выражение.
Для среднего класса слово это
означает «хороший», а также «мудрый».
Амброз Бирс. Словарь Сатаны

В процессе обсуждения проблемы нами будут использоваться несколько базовых понятий, требующих четкого определения. Эти определения будут даваться в тексте по мере необходимости. На данном этапе мы рассмотрим содержание следующих понятий: «криминальная установка» и «криминальная карьера».

Согласно «Краткому психологическому словарю» под общей редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, установка есть «…готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при появлении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту». Следовательно, криминальная установка подростка есть его реальная или воображаемая (ошибочно приписываемая самому себе) готовность к действиям, не всегда соответствующим нормам общественной морали и законодательству, то есть готовность и к криминальным действиям тоже.

Целью совершения данных действий является реализация ожиданий и потребностей подростка, часто неадекватных и завышенных, которые, с его точки зрения, слишком трудно или почти не реализуемы иным путем, кроме криминального.

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, карьера есть «1. Род занятий, деятельности. Артистическая к. 2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». Следовательно, криминальная карьера есть, во-первых, род постоянной противозаконной деятельности (например, карьера в сфере нелегальной торговли оружием); во-вторых, путь к успеху, видному положению в обществе профессиональных преступников, на поприще службы у авторитетных лиц криминального мира, а также само достижение такого положения.

Одной из основных причин, по которой некоторые подростки приобретают криминальные установки, являются базовые мировоззренческие заблуждения, определяющие отношение к жизни, стиль поведения, планы на будущее. Их необходимо выявлять на первом же этапе коррекционной работы с целью последующего разоблачения, опровержения и изменения.

Существуют два основных фактора, способствующие возникновению криминально ориентированных заблуждений и установок. Первый: естественные психологические особенности подросткового и юношеского возраста, как-то: ощущение собственной силы, потребность в свободе и самостоятельности, в уважении и признании в среде сверстников и значимых взрослых, стремление к переосмыслению себя и своего места в обществе, к познанию и преобразованию окружающего мира, к активной деятельности, к борьбе, романтике, героизму. Второй фактор: особенности воздействия современной информационной среды, в первую очередь криминально ориентированных подростковых групп и СМИ.

Что касается первого фактора, то сам по себе он нейтрален, поскольку является слепым стихийно-инстинктивным потенциалом, требующим реализации. Результаты же реализации зависят от направленности сознательной деятельности подростка. В данном случае мы подразумеваем под этим творческий процесс, ориентированный на построение системы собственных взглядов на мир, психологических установок, планов на будущее и пр. К сожалению, современные особенности информационной среды, а точнее — той ее части, которая наиболее доступна подростку, не только не препятствуют, но чаще способствуют возникновению криминальных заблуждений и установок. В результате регулярного просмотра рекламы, воспевающей утрированно потребительский образ жизни, криминальных репортажей, фильмов, телесериалов, прослушивания песен, стилизованных под уличный, тюремный, ресторанный фольклор, у подростков часто возникает утрированно романтическое, криминально ориентированное мировосприятие.

Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда образ жизни подростка, сфера его личных интересов, изучаемые в школе предметы не дают достаточного количества альтернативной информации. Той, наличие которой в сознании само по себе заставляет сомневаться в правильности уже сложившейся картины мира — криминально акцентированной и односторонней. Именно недостаток объективной информации о криминальном мире призвана устранить следующая часть данного пособия.