|
ЗАКЛЮЧЕНИЕСамоочевидное прил. — Не являясь пособием по психотерапии, данная работа, помимо достоинств, может иметь и ряд недостатков, свойственных большинству психотерапевтических пособий. В первую очередь это относится к тому факту, что успешность работы, проведенной по определенной методике, во многом зависит как от самих методов и приемов, так и от особенностей личности консультанта, создающего и подбирающего эти методы «под себя». Взятые другим консультантом и примененные чисто автоматически, те же методы и приемы могут оказаться малоэффективными, поскольку личностные особенности другого консультанта — его темперамент, стиль поведения и мышления — будут совершенно иными, нежели у первого. Учитывая все вышесказанное, мы в своей работе постарались не только максимально четко и объективно представить суть предлагаемых методов и приемов, но и передать психологическую атмосферу, возникающую в процессе коррекционной работы, а также продемонстрировать ее внутреннюю логику. Мы надеемся, что, поняв ее, подобрав приемы, соответствующие собственным личностным особенностям и, может быть, придумав собственные, педагог, школьный психолог, родитель сможет резко повысить как эффективность коррекционной работы с трудным подростком, так и качество повседневного общения с ним. Возможно, для кого-то это окажется нелегкой задачей, поскольку отход от традиционной авторитарной модели работы с трудным подростком и переход к равноправному дискуссионному общению потребует от консультанта не только определенной смелости, педагогического чутья и такта, фантазии, импровизации, актерского таланта, но и познавательной активности, саморазвития, готовности к восприятию нового. Все это необходимо потому, что подростку, особенно ищущему, интересующемуся (и зачастую именно из-за этого норовящему свернуть на «кривой путь»), неинтересно работать со взрослым человеком, остановившимся в своем личностном развитии и тем самым в каком-то смысле переставшим быть для него личностью. Современная гуманистическая психология и педагогика уже давно пришли к выводу, что только личность может воспитывать личность. В процессе нашей работы с трудными подростками, пускай не всегда успешной и удачной, мы не раз убеждались в справедливости этого тезиса. |