Мэри
АЙНСВОРТ
(1913–1999)
Российским психологам хорошо
известно имя Джона Боулби, прославившегося
своими исследованиями феномена привязанности в
раннем возрасте. Однако слава Боулби — яркий
пример так называемого эффекта Матфея(см.:
«Школьный психолог», №7/2007), который состоит в
том, что при совместной работе (в частности,
научной) мужчин и женщин лавры в случае успеха
достаются мужчине, тогда как роль женщины
недооценивается либо вовсе игнорируется.
Боулби действительно написаны блестящие
научные труды по психологии детства. Однако
обобщаются в этих трудах результаты его
наблюдений за детьми, проведенных в тесном
сотрудничестве с Мэри Айнсворт, которой его
теория была впоследствии значительно уточнена и
развита. В галерее мэтров мировой психологии
этой женщине принадлежит не менее достойное
место, чем ее именитому коллеге.
До идеала недотянула
Мэри Айнсворт (урожденная Салтер) родилась в
декабре 1913 г. в городе Глендейл, штат Огайо. Трем
своим дочерям (Мэри была старшей) родители
прочили стандартную судьбу девочек из среднего
класса: хорошее образование — не ради карьеры,
скорей для расширения кругозора, потом удачное
замужество и спокойная жизнь в приятных заботах
о семье. Этот идеал по примеру собственной матери
удалось воплотить лишь младшим сестрам, Мэри
только наполовину — в том, что касалось
образования.
Когда девочке исполнилось пять, семья
перебралась в Торонто, где и прошли ее детство и
юность. В пятнадцатилетнем возрасте Мэри с
большим интересом прочитала книгу Уильяма
Макдугалла «Характер и поведение». Это породило
увлечение психологией, которое и побудило ее
поступить на психологическое отделение
Университета Торонто, где в ту пору, помимо нее,
обучались всего четверо студентов.
Пройдя все ступени образования — бакалавр (1935),
магистр (1936), доктор (1939), — Мэри в годы войны
поступила на военную службу и, подобно многим
коллегам, участвовала в программе отбора
призывников. Демобилизовавшись в 1945 г. в чине
майора, она некоторое время преподавала в
университете. В 1950 г. вышла замуж за психолога
Леонарда Айнсворта (ничем особенным себя
впоследствии не прославившего). Этот брак
остался бездетным, что не помешало ей стать
выдающимся исследователем детского развития.
После развода в 1960 г. Мэри переживала серьезную
депрессию, побудившую ее пройти курс
психоанализа, почти не сказавшийся, впрочем, на
ее профессиональных интересах.
Феномен привязанности
Интересы Мэри Айнсворт окончательно сложились
в годы работы в Лондоне, где она вошла в
исследовательскую группу Джона Боулби в
знаменитой Тавистокской клинике. В центре
исследований этой группы были нарушения в
развитии маленьких детей, вызванные отрывом от
матери.
Боулби начал свою работу еще в военные годы,
рассматривая явления депривации
преимущественно с близких ему
психоаналитических позиций. Во многом благодаря
сотрудничеству с психологом Айнсворт
психоаналитик Боулби сумел выйти за рамки
фрейдистской трактовки ранних этапов детского
развития. Результаты совместных исследований
были им обобщены в ставшей классической трилогии
«Привязанность», а впоследствии, уже в 1960-е, в
книге «Забота о ребенке и динамика любви»,
написанной в соавторстве с Айнсворт.
В ходе лондонских исследований Айнсворт
заинтересовалась феноменом привязанности к
матери и задалась целью исследовать его в
разнообразных условиях, не только в ситуации
сепарации. Эти исследования были развернуты ею в
1954 г. в Африке, в Уганде. Вопреки естественным
опасениям, матери и дети из африканской глубинки
оказались прекрасным объектом наблюдения.
Самоотверженная исследовательница неутомимо
разъезжала по угандийским деревням, наблюдая
взаимодействие матерей с детьми в естественных
условиях их жизни. Не концентрируясь на
культурно-специфических особенностях, Айнсворт
сумела выявить общечеловеческие закономерности
эмоциональных контактов матери и ребенка.
Тип реагирования
Вернувшись в Америку, она изобрела
лабораторный метод исследования, названный
«Незнакомая ситуация».
Во время эксперимента мать с ребенком
помещалась в комнату, где уже был незнакомый
человек. Там они находились несколько минут,
после чего мать оставляла ребенка и выходила из
комнаты, снова возвращаясь спустя несколько
минут. Исследователи внимательно наблюдали, как
реагировали дети, выявив три очень стойких вида
реакций.
1. Спокойный ребенок — плакал, пока матери не
было, но легко успокаивался, когда она
возвращалась.
2. Амбивалентный (противоречивый) ребенок — был
подавлен, когда уходила мать, но злился и не мог
успокоиться после ее возвращения.
3. Неконтактный ребенок — отворачивался и был
безразличен к возвращению матери.
Неконтактные дети вызвали особый интерес и
особую озабоченность. Они казались «изначально
независимыми». Их матери, после наблюдения за
ними дома, определялись как «назойливые,
отвергающие, невнимательные». Неконтактные дети
дома были хныкающими, прилипчивыми, испытывали
большее душевное страдание при давлении на них.
Они подавляли в себе ожидание материнской
теплоты и вели себя так, словно их ничего не
интересовало, но были очень подавлены.
Спокойные дети, напротив, проявляли больше
«жизнерадостности, упорства, активности при
обучении и меньше разочарования». Они «проявляли
больше восторгов, они смеялись, улыбались и
делились радостными чувствами с матерями».
Крепкая и надежная связь с родителями отличала
спокойных детей, напротив, неконтактные дети
были лишены родительского тепла, и это
проявлялось в их личности.
Как сказал доктор Спок
К сожалению, эти различия не исчезают со
временем. Позднее М.Сроуф провел
крупномасштабное изучение дошкольников,
используя классификационную систему М.Айнсворт.
Он выяснил, что спокойные дети в возрасте около
пяти лет «самоуверенны, но не агрессивны, они
более чуткие к другим, проявляют сострадание к
расстроенным детям». Постоянная любовь, которую
они ощущали, научила их самих любить. Однако
неконтактные дети были намного мрачнее в школе.
Они имели склонность «делать жертвами других
детей, постоянно проявляли жестокость». Эти
различия не исчезали на протяжении всего
исследования начальной школы.
По мнению Айнсворт, тот или иной тип
реагирования складывается в зависимости от
степени ответственности, с которой мать подходит
к своим родительским обязанностям, и ее
эмоциональной вовлеченности в общение в с
ребенком. Либерально-гуманистические идеалы
воспитания, сменившие бездушные бихевиоральные
схемы, утвердились во многом благодаря ее
работам, известным, правда, в основном в
профессиональных кругах, тогда как широкой
общественности эти идеалы проповедовал доктор
Спок.
Айнсворт, правда, можно упрекнуть в недооценке
врожденных индивидуальных особенностей (в
частности, типа темперамента), что, однако, не
умаляет ее заслуг как исследователя.
Честный психолог
В Америке Айнсворт работала в нескольких
известных университетах, пока в 1974 г. не заняла
пост профессора Университета штата Вирджиния,
где проработала до конца жизни. Вокруг нее
сплотилась тесная команда верных
последователей, доныне не устающих
пропагандировать ее подход к проблемам детского
развития.
Научные заслуги Айнсворт лишь на склоне лет
получили несколько престижных наград
Американской психологической ассоциации. При
жизни она не была избалована ни признанием, ни
достатком. Десятки, даже сотни ее научных
публикаций, признанные сегодня классическими, не
приносили ни оваций общественности, ни высоких
гонораров. Честный психолог, она никогда не
опускалась до спекуляций на псевдонаучные темы
вроде «индиго», зато сумела привлечь внимание к
подлинно психологическим проблемам детского
развития.
В наши дни интерес к феномену эмоциональной
связи матери и ребенка снова обострился. Похоже,
эмоциональные проблемы подростков и юношей
следует рассматривать в том числе и с точки
зрения их истоков в раннем детстве.
В любви и заботе нельзя переусердствовать, —
считала Айнсворт. И к ее суждению нелишне
прислушаться современным педагогам и родителям,
дабы не укорять впоследствии «трудных»
подростков, которые, вероятно, просто
недополучили в ранние годы жизненно
необходимого психологического «витамина».
Сергей СТЕПАНОВ